Парадокс страданий: катарсис в депрессивно-суицидальном блэк-метале

  • 10/11/2018 - 00:51 Read: 1198  Rate this item
    (5 votes)
  • comment 

Депрессивно-суицидальный блэк сложно назвать незаметным музыкальным жанром. Изначально возникший внутри второй волны блэка, охватившей Европу в начале 90-х, шокирующий и пугающий DSBM впоследствии стал примечателен своей экстремальностью внутри жанра, который сам по себе всегда считался экстремальным. 

Слухи коснулись большинства известных представителей DSBM. Никлас Кварфорт из Shining предположительно наносил себе увечья прямо на сцене.

1
Наттрамну из Silencer приписывается внушительный список удивительных сплетней, включая и самобичевание во время звукозаписи, и самоампутацию конечностей (которые вскоре были заменены на свиные аналоги), и попытку совершить убийство маленького ребенка топором, и, в конце концов, лечение в психиатрической больнице. Даже печально известные преступления Варга Викернеса укрепили сложившуюся репутацию DSBM, поскольку многие усматривают в ранних альбомах Burzum истоки зарождения поджанра. Но ни все эти шокирующие преступления, ни полуправды, ни слухи не отражают истинной сути DSBM. Несмотря на свою якобы саморазрушительную природу, которая фактически из-за своего названия приравнивается к суицидальной, в этой музыке есть и что-то гораздо более красивое. Вместо того, чтобы поощрять самоубийства, DSBM скорее превращает эти страдания в красоту через процесс создания, распространения и восприятия (или принятия) музыки.

1

Для того, чтобы понять психологию такого рода музыки, полезно для начала взглянуть на ее историю. Как ни странно, поджанр был рожден в Вифлееме в 1992 году (в наших источниках упоминается Германия — прим пер.), хотя некоторые отдали бы пальму первенства Strid. В выдержке обличительного интервью издания Decibel из книги "Black Metal: The Cult Never Dies" солист Bethlehem Юрген Барч описывает отвратительные стороны жизни участников группы. Думая, что его слова останутся тайной, Юрген рассказал о том, как всем им приходилось иметь дело с обезоруживающей нищетой, сиротскими приютами, депрессией, зависимостями, жестокостью, физическим и сексуальным насилием. Объединенные узами страданий, Bethelhem выпустили свой знаковый EP с одноименным названием. Барч признает, что в музыке группы отражены все неприглядные стороны юности, которые участникам довелось увидеть. Но для Барча эта музыка, отражая пережитые страдания, была в некотором роде освобождением. И он резюмирует: "Все накопившиеся внутри вас гнетущие чувства вы можете отпустить в музыке Bethlehem".

Вот и секрет DSBM прямо из первых уст.

Музыка, рожденная отрицательными эмоциями, несмотря на крик, хаос и свой общий минорный настрой, не оказывает на вас негативное действие. Никто не становится более депрессивным и суицидально настроенным после прослушивания DSBM. Наоборот, его парадокс как раз и заключается в том, что конечный эффект этой музыки поразительно очищающий как для музыкантов, его исполняющих, так и для слушателей.

Причины подобного рода духовного просветления весьма сложны, но можно сказать, что он находит поддержку в черном сердце DSBM, и пока оно будет биться, катарсис будет его сопровождать. Несчастья и зависимости, преследующие членов Bethlehem, не были избраны ими самими, а шли в довесок к суровым реалиям жизни в бедности, не говоря уже о жизни в трущобах. Но, создавая музыку, они вольны были выбирать, как именно их страдания должны зазвучать. Могли расплавить подходящие риффы и отлить мелодию, которая рассказала бы их историю о пережитой боли. Это тонкая, изящно смастеренная работа, позволяющая услышать и познать их мучения. Что удалость достичь DSBM`у (как и многим другим музыкальным жанрам, только в их случае это менее заметно выражено), так это овладеть искусством кодировать страдания на языке музыки с целью последующей ее расшифровки слушателями, которые могут поделиться болью и облегчить свою ношу. Частью того, что наделяет DSBM такой внушительной силой, является его прогрессирующая исключительность, а также то, что он способен расширять границы восприятия.

Немногие люди слушают метал. Еще меньше тех, кто слушает блэк, и уж совсем в меньшинстве остались поклонники DSBM. Он в принципе никогда не был особенно популярным поджанром, но этому есть свое объяснение. Истошные крики страждущей агонии, которую иногда называют «вокалом» во многих DSBM-командах (в особенности этим грешит Silencer), не должны быть приятными на слух. Они должны быть способными представить безмерное горе исполнителя в виде музыкального шифра. Плохой, сырой гитарный саунд и низкокачественная запись должны задевать самые неприятные и одновременно важные струны человеческих эмоций. И все же, несмотря на все эти особенности, DSBM-мелодии зачастую великолепны. Жужжащие риффы тремоло сопровождают большинство композиций жанра, что делает их мучительно меланхоличными и невыносимо прекрасными. Как было сказано, музыканты могут кодировать свои страдания с помощью душераздирающего визга, но также они могут передать эту боль с помощью сладостно-горьких риффов.

В результате получается звучание, которое может заинтересовать только тех, кто способен насладиться подобной музыкой (и именно поэтому эти люди могут ее расшифровать). В этой так называемой сверхэлитной группе собраны люди, которые способны понять и разделить ваши страдания, ведь и они страдают тоже. Это сообщество людей, которые понимают, что вы можете быть расстроены, в депрессии или даже на грани самоубийства и что у вас не все в порядке. Хотя со стороны можно подумать, что вы погрязли в блэке, словно в яме ненависти, на деле оказывается обратное: возможность разделить с кем-то свою боль дает вам чувство принадлежности. Когда люди слушают DSBM, они понимают, что не единственные испытывают похожие чувства. И из-за своеобразной "элитарности" DSBM вопрос о чувстве принадлежности в этом сообществе стоит особенно остро. Ваши родители вряд ли найдут утешение в творчестве Xasthur, но для некоторых это спасение. Eden “The Machine” Kupermintz вдается в еще большие подробности насчет роли страданий и их идентификации в метале, но наиболее существенные мысли по этой теме мы привели ниже: В метале мучения и боль — основные распознавательные знаки. Это правдиво вдвойне для DSBM, который по сути зиждется на концепции страданий. В музыке DSBM люди, которые испытывают боль, чувствуют себя отчужденно и настроены мизантропично, могут найти для себя чудодейственное освобождение.

DSBM уместна меланхоличность и медитативность, что делает этот жанр сродни сосуду для хранения уникальной — у каждого музыканта своей — печали. Он взаимодействует с сырой, неподдельной эмоцией несколько иным способом, нежели, к примеру, трансформируя ее в слепую агрессию, как в грйндкоре. DSBM в основном цепляет неизощренностью, даже скудностью, и однообразностью звукового пейзажа. Один из особенно любимых мною DSBM-альбомов — Nyktalgia’s 2004 self-titled opus. Одни и те же мелодии лейтмотивом проходят через весь альбом, размеренно покачиваясь и сталкиваясь с жужжанием электрогитары, непочтительно обходя стороной одни песни и неожиданно возникая в других. В “Lamento Larmoyant” можно услышать невероятно нежные волнения баса. Пусть бас сокрыт и перекрыт остальным наполнением композиции (вам даже могут понадобиться наушники, чтобы его услышать), он так или иначе создает самую сладкозвучную мелодию альбома. Принимая во внимание фирменный lo-fi саунд и пронзительный шрайк вокалиста, можно назвать "Nyktalgia" классическим DSBM-альбомом.

2

Само собой, непосредственно текст в нем разобрать почти невозможно. Но в том и фишка! Я намеренно воздерживаюсь от анализа лирики в этой статье, поскольку, откровенно говоря, она оставляет желать лучшего. Более того, она в любом случае редко поддается расшифровке, и тексты по большей части не соответствуют тематике DSBM. Ведь у страданий нет своего языка.

Как оказалось, депрессивно-суицидальный блэк не такой уж депрессивный или суицидальный. Не усугубляя серьезные психические отклонения, а, наоборот, очищая музыкантов и слушателей от страданий, которые они разделяют, процесс создания, распространения и восприятия DSBM представляет собой своего рода катарсис для них.

Никому больше не нужно страдать в одиночестве или молча — кричи, вопи, визжи!


Оригинальный текст доступен по ссылке: http://www.heavyblogisheavy.com/2017/01/12/the-paradox-of-suffering-catharsis-in-depressive-suicidal-black-metal/


Переведено Ольгой Пилипчук специально для портала metalheads.by. 







Поиск

Ближайшие концерты


13
Nov
2019

13 November 2019

Re:Public
ул. Притыцкого, 62


15
Nov
2019

15 November 2019

Брюгге
Партизанский пр-т, 6А


16
Nov
2019

16 November 2019

Брюгге
Партизанский пр-т, 6А


23
Nov
2019

23 November 2019

Брюгге
Партизанский пр-т, 6А


08
Feb
2020

08 February 2020

Re:Public
ул. Притыцкого, 62


02
Apr
2020

02 April 2020

Prime Hall
пр. Победителей 65


25
Apr
2020

25 April 2020

Брюгге
Партизанский пр-т, 6А

METALHEADS.BY © 2014-2019 All Rights Reserved.