Виктор Смольский: музыкальное пиратство напоминает советскую «Перестройку»: оно быстро все разрушает, но ничего не предлагает взамен.

Виктор Смольский: музыкальное пиратство напоминает советскую «Перестройку»: оно быстро все разрушает, но ничего не предлагает взамен.



Виктор Смольский - один из тех музыкантов, которые не нуждаются в особом представлении. Его фирменное звучание 15 лет было визитной карточкой немецкой power-машины Rage. Теперь у Виктора новый проект - Almanac. Группа даст свой первый концерт в Беларуси 16 марта, поэтому мы вышли на связь с ее духовным вдохновителем, чтобы узнать у него подробности предстоящего шоу и многое другое.

 

Первый альбом Almanac "Tsar" был полностью посвящен Ивану Грозному. Расскажи вкратце концепцию второй пластинки "Kingslayer".

"Kingslayer" не был концептуальным альбомом. Мы решили затронуть исторические темы и продолжить тематику альбома "Tsar", потому что она многим понравилась. Как ни странно, о Грозном до этого у нас много слышали, но мало знали о нем, как о человеке. А на "Kingslayer" мы решили пройтись по истории всего мира. Я изначально не хотел делать из него концептуальный альбом, потому что концептуальные альбомы очень сложны по очередности песен. В студии это очень неудобно. Когда я начинаю сводить, то понимаю: песню, которая сперва казалась удобной для начала альбома, лучше передвинуть в конец или середину, и наоборот. Поэтому мы решили не делать концептуальный альбом. Ребята [вокалисты Almanac] просто разобрали тексты и прошлись по всей мировой истории. Темы были и про пиратов, и про царей. И вот сейчас мы думаем уже о новом альбоме и пока не определились, продолжать ли историческую тематику. Но история очень интересна по всему миру. Можно обнаружить одни и те же проблемы, те же войны, те же преследования. Как ни странно, история нас ничему не учит, поэтому мы снова наступаем на одни и те же грабли.

В одной из рецензий на альбом "Kingslayer" ее автор подметил, что все треки на пластинке длятся около 5 минут. Это самый оптимальный формат для твоей музыки?

Я, честно говоря, совсем не думаю, какой длины будет песня. Если 10-15 лет назад все пытались попасть на радио и телевидение, поэтому делали клипы строго определенного формата, то сейчас rock и metal на радио практически не крутят. Поэтому этот лимит 3 минуты 20 секунд, который был принят в Европе, больше не имеет смысла. Совершенно все равно, какой длины песня. Я сочиняю песню и смотрю, как она будет звучать, а уже потом думаю о временных рамках. У нас это получается как-то автоматически. Мы скорее стараемся сделать хороший концертный вариант. Для меня это самое главное. Вот на концерте длина песни может увеличиться, потому что там совершенно другая энергия и очень важно умение держать публику. В процессе общения с людьми заметил, что все меньше и меньше людей слушают альбом от начала и до конца. У фэнов все меньше времени, чтобы спокойно сесть и послушать "ОТ и ДО". Сейчас они качают музыку из каких-нибудь itunes и слушают в телефонах в ужасном качестве. В основном качают по одной-две песни, поэтому концептуальность альбома теряет свое первоначальное значение.

Многих участников известных коллективов, которые они, в силу ряда причин, покинули, на афишах пытаются продавать через приставку "ex". К примеру: Блейз Бейли и Пол Ди'Анно (ex-Iron Maiden), Тарья Турунен (ex-Nightwish). Я специально посмотрел афишу минского концерта Almanac. Приставки "ex" там, конечно, нет, но внизу есть отсылка, что будут исполнены лучшие хиты Rage и Lingua Mortis Orchestra. Как ты относишься к тому, что твое новое детище, по сути, позиционируют, как "ex-Rage"?

Не думаю, что оно позиционируется, как ex-Rage, потому что у Rage и Almanac достаточно мало общего. Мне кажется, многие пишут слово "ex", потому что это тоже часть истории, которая имеет право на существование. Поэтому вычеркивать историю не вижу никакого смысла. Есть много фэнов, которые любят мои ранние вещи. Если говорить о том, почему в афише нынешнего тура указаны слова Rage и Lingua Mortis Orchestra, то здесь дело в том, что в этом туре мы играем мои песни, которые я сочинял для этих проектов. За 15 лет моего участия в Rage 80% музыки было написано мной, поэтому есть много песен, которые я с удовольствием сыграю. В первый год после расставания с Rage я почти их не играл, но когда фэны начали просить сыграть что-нибудь "из старенького", с удовольствием начал включать некоторые песни в свою программу.

Вот ты затронул тему авторских прав. Сухая статистика утверждает: Беларусь, Украина и Россия возглавляют рейтинг самых пиратских стран. А как с пиратством обстоят дела в Германии?

Думаю, что пиратство уже распространилось по всему миру. Это один из главных факторов, влияющих на закрытие большего количества записывающих фирм. А именно от них зависит поддержка молодых музыкантов. В связи с этим нормальный музыкальный бизнес начинает перестраиваться. Но пока ничего нового не построили, зато старое уже хорошенько разрушили. Это мне напоминает нашу "Перестройку" конца 80-х: быстро все уничтожить и ничего нового не предложить. Тоже самое и в музыкальном мире. Думаю, фэны тоже скоро это почувствуют, потому что такая вот музыкальная бесконтрольность, когда музыка выкладывается без авторских прав, ни к чему хорошему не приведет. Хотя, я понимаю, что музыкальное пиратство все равно не остановить.

Было ли желание сделать что-то отличное от метала. Адам Дарский из Behemoth записал кантри-альбом c Me And That Man. Когда подобное ждать от тебя?

Да я постоянно участвую в самых разных проектах: в студийных и концертных. И стилистика там самая разная. К примеру, в Voodoo Gods [death-metal с Джорджем Фишером (Cannibal Corpse) на вокале], я участвовал, как гость. И там была совершенно иная музыка, в отличие от той, которую я постоянно играю. Но мне все равно понравилось. Я участвую и в джазовых фестивалях, записываю с оркестром классическую музыку для фильмов. Я никогда не переставал играть то, что мне интересно. Поэтому мои сольные альбомы отличались от того, что я делал с Rage. К примеру, сольник "the Heretic" был записан только под гитару с оркестром. Возвращаясь к твоему вопросу: делать проект в другом стиле не вижу смысла, потому что я всегда играю то, что мне нравится. Именно так я и работаю всю свою жизнь. Я никогда не делал компромиссов, не играл того, что не нравится. Это был один из поводов, почему я остановился с Rage. Когда начинается какая-то рутина, то я с ней не мирюсь, а делаю что-то свежее и новое.

В 2016-м c Almanac ты приезжал на Ария-фест в Москву. Кто тебя приглашал: непосредственно участники Арии, либо промоутерское агентство, организовавшее мероприятие?

И то, и другое. Я очень хорошо знаю всех "Арийцев". Это мои друзья. Мы созванивались, обговаривали вопрос участия группы. А по организации - да, этим занималось концертное агентство. Нам очень понравилось быть гостями на этом фестивале.

Во время предыдущего приезда с Rage на сцене играли приглашенные гости - Александр Kiss, Сергей Терентьев. Кого ждать на этот раз? И ждать ли?

Конечно, ждать! Я со многими созванивался и предлагал, так что думаю, что кто-нибудь да подъедет. Несколько человек уже точно подтверждены, некоторые еще размышляют. Есть большое желание собрать всех ребят из Инспектора [первая группа Виктора]. Но как получится - не знаю, потому что многих жизнь разбросала по всему миру. Поэтому можно сказать так: все гости, которые будут не на гастролях, естественно зайдут и мы будем веселиться, как можем.

Каждая группа в своем развитии доходит до пика, после чего начинается спад. У кого-то быстрее, у кого-то медленнее. Почему многие не могут остановиться и продолжают выпускать не самый качественный материал? Пример немцев Scorpions - один из самых печальных.

Я не считаю, что это правильный вопрос. Потому что я не считаю, что мы говорим о музыке, как о бизнесе. Здесь не как в спорте - выиграл много медалей и хочешь быстрее уйти на пенсию, чтобы не опозориться. Музыка - это совсем другое. Это искусство. Для меня это не работа, а стиль жизни. В 11 лет я начал заниматься музыкой, пытался создать свою первую группу. Поэтому смысла останавливаться не вижу. Зачем? Мы играем, потому что нам нравится. А бизнес-успех - это везение, вложенные деньги, умение попасть в волну. И Scorpions, думаю, не останавливаются по тем же причинам. Они просто влюблены в свое дело. Сейчас у них большой успех с их программой. Тоже самое и с Deep Purple, и с Kiss [не Александр, а группа] и другими "старичками", которые до сих пор ездят по гастролям. Думаю, поэтому и Лемми не останавливался, а играл вот до самого последнего момента. И я достиг всего, чего хотел, поэтому просто получаю удовольствие от игры, не держа коммерческий успех в центре всего. Поэтому останавливаться не думаю.

Следишь ли ты за политической обстановкой в Беларуси, ее отношениях с другими странами. В частности, с Германией?
Честно говоря, политика меня интересует довольно мало. Она практически везде одинаковая, что мне не очень нравится. Да и сами политики мало чем отличаются друг от друга. Я, как простой человек, смотрю за настроением людей: если им хорошо, то все нормально. А то, что говорится с высоких трибун, не всегда отличает качество жизни.

Я тут провел небольшие математические расчеты и опытным путем определил, что около половины своей жизни ты провел в Беларуси, а вторую - в Германии. Какую страну ты считаешь своей Родиной?

Трудно сказать. Я считаю, что Родина - это там, где ты хорошо себя чувствуешь, работаешь, где твоя семья и друзья. У меня Родина и там, и тут. И в целом, путешествуя по всему миру столько лет, и увидев столько стран, я бы сказал, что являюсь человеком мира. Я совершенно спокойно отношусь к разным странам, разным культурам, открываю для себя мир. Поэтому совершенно спокойно чувствую себя в разных уголках Земли. И конечно, прожив большую часть жизни в Германии, могу сказать, что мне нравится немецкий менталитет, и я себя здесь чувствую очень спокойно. И в тоже время я очень хорошо себя ощущаю, когда приезжаю в Минск. Мне здесь очень нравится, да и в целом, во всей Беларуси прекрасно.

Во многих журналах, передачах, тебя называют гитаристом-виртуозом. Как по мне, гитаристов можно разделить на 3 большие группы: хорошие, средние и ниже среднего. А кто такие виртуозы?

Трудно сказать, потому что у каждого свое мнение. Кто такой виртуоз? Тот, кто быстрее, умнее, техничнее? А может теоретик? Или практик? Это всегда дело вкуса. Безусловно, какая-то профессиональная база нужна, чтобы понимать смысл, а не играть по соседям. В принципе, достаточно тяжело зажать всё в рамки: кто лучше, а кто хуже. Я спокойно к этому отношусь. Виртуоз или не виртуоз - не мне судить. Я начинал на виолончели, потом в 11 лет взял в руки гитару и до сих много времени уделяю занятиям по игре. Постоянно стараюсь оттачивать свой стиль, искать что-то новое и держать себя в форме.

Ты помогаешь многим молодым музыкантам. Что нужно сделать гитаристу, чтобы ты обратил на него внимание?

У меня, к сожалению, все меньше времени помогать. Я, помимо музыки, пытаюсь расслабляться, потому что последние 20 лет очень активно гастролировал, мотался по миру без остановки, по 9 месяцев не бывал дома. В последнее время стараюсь жить чуточку спокойнее, не кататься по длинным турам, наслаждаться жизнью, больше уделять времени своей семье, своему сыну. Поэтому у меня очень мало времени остается на продюсирование талантов. Но если нужно помочь каким-то советом, то я никогда не отказываю. Ребята, в принципе, достаточно спокойно выходят на мою страницу в facebook и могут задать интересующий вопрос. Но заниматься продвижением, как я это делал раньше, у меня просто нет времени.

Во времена твоего участия в Rage ты говорил, что Пиви Вагнер мог по полгода не держать в руках бас-гитару. А сколько времени в день на репетицию тратишь ты? Бывают ли такие дни, что ты ни разу не прикасаешься к инструменту?

Безусловно, бывают и такие дни. Естественно, я много времени провожу с гитарой, потому что часто играю концерты, провожу занятия в музыкальной школе, преподаю в университете, веду различные студийные работы. Особенно много я занимаюсь, когда сочиняю новые песни для последующей работы в студии. Перед гастролями занимаюсь по 8 часов каждый день, а то и больше. Но таких суровых дней, какие были раньше, больше нет. Могу взять отпуск и просто отдохнуть - отъехать на выходные на спортивную трассу. Для меня сейчас стало важно на некоторое время полностью отключиться от музыки. Поэтому мое хобби - автомобильные гонки, очень сильно в этом помогает. Когда надеваешь шлем и выезжаешь на трассу, о музыке не думаешь. Стартовая кнопка в машине - это отличная перезагрузка.

Можешь объяснить мне, как далекому от музыки человеку, сколько времени проходит после того, как появилась мысль записать альбом, до появления диска на прилавках магазинов. Сколько людей в этом задействовано?

Около года. Сначала у меня появляются какие-то идейки, я их записываю в достаточно простом виде. У меня в студии и дома много разных устройств записи, начиная от старого кассетного магнитофона, находящегося в постоянной боевой готовности. Не брезгую записывать что-то и на телефон. Потому что пока включишь компьютер и запустишь программу, половину можешь и забыть. Так у меня идет постоянный сбор мелких идей. Затем идет какое-то отсеивание. Когда выстраивается форма песни, то я несу ее на репетицию и пробую с ребятами. Именно вот эта "живая версия" на репетиции очень для меня важна. Она позволяет прочувствовать композицию. Знаю, многие пытаются что-то "химичить" с песней на компьютере: клеить, "рисовать песенку". Это не для меня. Когда песня имеет какую-то правильную энергию живьем, для меня она готова и для студии. После этого я начинаю придумывать аранжировку: для оркестра, клавиш, гитары. Потом это все несется в студию, прописывается, меняется в зависимости от общего звучания. Т.е. процесс очень сложный и долгий. Но я никогда не тороплюсь, и скажем так: пока я на 100% не доволен, песня никогда не выпускается. После этого записывающей фирме нужно около 3 месяцев, чтобы сделать выпуск. Т.е. вся процедура занимает около года.

На твоем официальном сайте сказано, что ты музыкант, продюсер, доцент и гонщик. Расскажи подробнее про два последних пункта. Какие основные отличия советской и немецкой систем образования?

Должен сказать, что мне очень повезло учиться еще в советской музыкальной школе при консерватории. Там я начинал с фортепиано и виолончели. Признаюсь, что такой гениальной системы образования, которая была в СССР, нет больше нигде в мире. Таких педагогов, с которыми я занимался тогда, больше в мире не встречал. Это были люди очень фанатично преданные своему делу. Они, как никто другой, заряжали энергией, любовью к музыке. С педагогом по виолончели до сих пор поддерживаю контакт. Она тоже переехала в Германию и живет здесь неподалеку. Мы периодически встречаемся, вспоминаем те времена и понимаем, насколько это все было здорово.

Нынешнее коммерческое обучение внесло довольно нехорошую струю, поэтому отношение преподавателей к ученикам стало немного другим. Сейчас некоторые могут позволить себе обучение, некоторые - нет. То, что все, так или иначе, привязано к финансам, очень сильно портит атмосферу. Я много брал уроков по всему миру, поэтому сейчас, когда сам стал преподавателем, пытаюсь объединить старую советскую школу с современным движением. При этом, пытаюсь регулировать правильно соотношение между теорией и практикой, потому что многие консервативные классики так мучают учеников теорией, что у них пропадает всякое желание "рокнроллить". А многие наоборот - не имеют никакого представления о теории и просто начинают коверкать своих студентов, которые от этого потом долго мучаются. Поэтому западная модель обучения, где каждый имеет право преподавать, тоже не видится мне самой оптимальной, потому что очень много "плахих пэдагогов", которые просто портят студентов. Поэтому очень жаль, что советская школа ушла и вряд ли больше вернется.

Что касается работы преподавателем, то меня приглашают во многие западные университеты. Преподавание доставляет мне огромное удовольствие, потому что я могу выбирать, с кем заниматься. Если мне кого-то приводят, чтобы просто посидеть на моем уроке, то я, естественно, с ним не работаю. А если вижу, что человек горит желанием, стремиться постичь что-то новое, то мне с ним интересно работать. Поэтому ко мне на занятия приезжают со всего мира. Мы проводим определенные курсы, мастер-классы.

А как в твоей жизни появился мотоспорт?

Довольно давно это было. Я уже в Германии начал заниматься этим профессионально, закончил раллийную школу, получив интернациональную лицензию. У меня появились определенные успехи и я попал в профессиональную раллийную команду. Объездил много стран, причем в самых различных сериях: от кольцевых гонок до гонок на выносливость (24 часа Нюрбургринга).

Вот ты заговорил про "гонки 24 часа". Можно ли их сравнить с концертом?

Концерт и гонки очень сильно похожи. В обоих случаях речь идет о команде. Если на концерте нас неправильно подключили, то у нас будут проблемы. То же самое и с гонками: если механики что-то плохо сделали, то возникнут трудности. В обоих случаях идет интересная командная борьба и мне это нравится. Поэтому мне всегда нравился командный спорт. В отличие от легкой атлетики, где каждый сам за себя. А если говорить про адреналин, то здесь он один и тот же: когда ты в какой-нибудь пустыне в Мексике на машине прыгаешь по пескам и не знаешь, что тебя ждет за следующим прыжком, так и на сцене, когда идешь на риск импровизации и не знаешь, сможешь или нет. И мне это тоже очень нравится.

Беседовал: Александр Курлянчик

Фото: официальный сайт Almanac