Сообразили на троих: Интервью с Александром Литвинским (при участии Антона Крючкова и Александра Курлянчика)

Сообразили на троих: Интервью с Александром Литвинским (при участии Антона Крючкова и Александра Курлянчика)


Интервью с некогда бессменным ведущим «культовейшей» радио-программы «Масса Брутто» Александром Литвинским напрашивалось давно, однако какая-то непреодолимая сила мешала его проведению. Все удалось, наверное, по счастливой иронии судьбы, в международный День Знаний, когда белорусские детишки пошли в школу. Однако Александр, ныне обитающий «…за западной границей», привнес в интервью ложку меда, пригласив на нее своего друга Антона Крючкова. В результате, совсем скоро, стандартный для подобной беседы формат «тет-а-тет», стал напоминать игру в подкидного дурака, где каждый из участников мог задавать вопросы другому. Что из этого получилось, можно посмотреть ниже.

Действующие лица:
Александр Литвинский (АЛ) – автор и ведущий программ “MetalCore” (“Радио Рокс”, октябрь 1999 – февраль 2001) и “Масса Брутто” (“Стиль-Радио”, “Пилот FM”, “Радио-Минск”, июнь 2001 – март 2013)
Антон Крючков (АК) – автор и ведущий программы “Iron Age” (интернет-радио “A-plus” и “A-plus Rock”, июнь 2005 – декабрь 2011)
Александр Курлянчик (MH) – корреспондент MetalHeads.by, случайно оказавшийся отвечающим на вопросы своих гостей.

MH: Как живётся на метал-пенсии, Саша?
АЛ: Пожалуй, ты – первый, кто записал меня в метал-пенсионеры. Но ты человек молодой – тебе простительно. Поверь, эта земля носит более достойных пенсионеров от метала, которым впору звания раздавать, медальки вешать и подарки на Новый год от собеса носить.

MH: Давай начнём с чего-нибудь позитивного. Тебе говорили, что если сбрить бороду, то ты будешь похож на Сашу Солодуху? Как ты относишься к подобного рода личностям?
АЛ: Да, я был в шаге от подписания контракта. Но, боюсь, гастрольный график не выдержу. А если серьёзно, то я с опаской отношусь к людям, которые фанатично верят в то, что они делают. Без тени сомнений. Господин Солодуха, насколько я могу судить, фанатично верит в себя, и безмерно счастлив, что живет в мире, гармонии и в собственной резиденции. Это сумасшедший творческий человек. По-хорошему сумасшедший. Его окружают такие же сумасшедшие люди и… он себя чувствует комфортно. И судя по тому, сколько народа ходит на его концерты, это очень заразно.

MH: Учитывая твой возраст и внешний вид, ты вполне можешь вписаться в аудиторию Александра Солодухи.
АЛ: Могу, но я делаю определённые усилия, и поэтому не вхожу. К тому же там экзамены надо сдавать на знание песен.

MH: Обрати внимание, сейчас в кафе играет замечательная песня Modern Talking “Cheri Cheri Lady”. Как ты считаешь, Томас Андерс – гей?
АЛ: Лично меня больше волнует, что Дитер болен и до сих пор не выздоровел. Вот это проблема. А Томас Андерс меня не интересует. Ты чего меня позвал? Чего интересует-то? Откровенно говоря, я вообще удивлен был твоему предложению интервью сварганить, ибо “Масса Брутто” закрылась уже чёрт знает когда.

MH: Мне показалось, что она закрылась вместе с “Реактором”. Может, какая-то связь есть?
АЛ: Нет, “Реактор” закрылся где-то на год раньше меня. Если я чего не путаю. Так что никакой связи нет.

MH: “Масса Брутто” канула в лету весьма неожиданно. Когда появилась мысль, что 666-й выпуск должен стать последним? И правда ли он был 666-ым, или это ты для пущего пиара придумал?
АЛ: Это реально 666-й выпуск программы был. Как можно придумать 666-ой выпуск? Провести 238 программ, а потом придумать 666-ую, чтобы клуб набить и шоу закрыть? Смешно! А мысль о том, что 666-ая программа вполне может поставить точку в истории “Массы Брутто”, пришла задолго до её закрытия. Как мне кажется, когда ты что-то начинаешь, то рано или поздно думаешь о том, когда и как закончится твое начинание. Или даже знаешь об этом точно. Строишь дом – знаешь, когда достроишь. Пишешь книгу – знаешь, чем она закончится. Собираешь метал-банду – так или иначе думаешь, куда и как будешь двигать это дело. Быть может, параллели несколько туповатые, но суть, думаю, ясна. Так и с “Массой”. Получилось начать – должно получиться и закончить. Вот с этой мыслью я и добрался до моднейшего числа. Возможно, и тебя тоже посещали мысли о том, каким будет твое последнее интервью. Главное – остановиться вовремя, ибо, что-то мне подсказывает, что 50-летний Литвинский с седыми яйцами никого по радио уже не возбудит.

MH: В принципе, это и музыкантов касается, так как остановиться вовремя получается далеко не у всех…
АЛ: Есть такое. И это печально. Безусловно, хорошо, что есть “вечные” группы, которые уже который десяток лет грызут свой чёрствый кусок пирога, и не лезут в эксперименты. Рубят то, что рубят, – себе и фанатам в удовольствие. И на здоровье! Они по-своему уникальны и в этом их фишка. А иные всю свою сознательную жизнь где-то рыщут, что-то ищут и никак не могут найти. А некоторые, уже, вроде, остановившись, играют в реюнионы. Очень модная игра. Но одно дело – откатать туры и порадовать собственной классикой тех, кто знает, помнит, любит и, возможно, никогда не видел. Но они ж альбомы новые рожать начинают! Я, например, расстроился, когда Carcass и At The Gates записали новые полноформатники. Эти группы, как мне кажется, очень вовремя сделали “давай, до свидания”. Все (ну, или почти все) их альбомы можно смело причислить к метал-классике. А сейчас что? Они прыгнули выше головы? Они записали пластинки, которые претендуют на звание “классических”? Хрен там! На радио есть несколько негласных правил, одно из которых – “нечего сказать – не говори!” Так и в музыке. Жаль, не все это понимают. И Солодуха, к сожалению, тоже...

MH: Я уверен, что Александр Солодуха читает Metalheads.by, поэтому можешь обратиться к нему напрямую.
АЛ: Слава богу! Хоть кто-то читает! Александр Антонович, у Вас уже всё есть: резиденция, жена, дети и благодарная публика. Ваши классические песни уже спеты и останутся в памяти людей на века. Не надо больше! Самое главное – вовремя остановиться. Причем это касается всех Александров! Спасибо, хватит!

АК: Позволь вопрос, Саша. Ты – человек молодой, интересно твоё мнение. Насколько актуальны такие программы, как “Масса Брутто”, в век развитых информационных технологий? Нужны ли подобные радио-шоу современному метал-сообществу?
MH: На мой взгляд, возвращение такой программы, как “Масса Брутто”, в нынешнее время никому не нужно. Эпоха людей, которые коллекционируют фирменные, лицензионные диски и виниловые пластинки, быстро уходит, а на смену ей приходит общество, закачивающее музыку через свой iStore и воспроизводящее её в социальных сетях. Ему совсем не интересно пользоваться лицензионной пластинкой, поскольку, с его точки зрения – это лишний груз, утяжеляющий и без того набитый вещами портфельчик или сумочку. А о том, чтобы слушать бредни старого дяди Литвинского на радио, речи и вовсе не идёт. Радио – это удел, скажем, дальнобойщиков, которым нужна фоновая музыка вперемешку с болтовнёй, но среди них не так много “металюг”… Но это мое мнение.

MH: А забавное интервью сегодня получается – вопросы и ответы со всех сторон…
АЛ: Но прикольно ведь! Все делают интервью в формате вопрос-ответ, а у нас сегодня другой формат – пивной: у кого рот свободен, тот и говорит. Вот у меня никогда это в эфире толком не получалось, но я всегда стремительно стремился к тому, чтобы диалог был. С вопросами и ответами со всех сторон. Я не журналист, никогда им не был и никогда не буду. Я не люблю и не умею задавать вопросы, зато я очень люблю слушать. Понимаю, что сейчас, быть может, кого-то удивлю, но я – весьма молчаливый человек, и я не могу сказать, что сфера, в которой работаю с 1999-го года, – это то, к чему я стремился всю жизнь. Я с гораздо большим удовольствием варил бы пиво, наверное. Молча. И моё пиво было бы вкусным.
 
MH: Раз уж зацепил журналистику, поддерживаешь ли ты контакты с Андреем Гришелем, Дмитрием Басиком, Анастасией Самотыя?
АЛ: Периодически видимся с Настей. Мэна (Андрей Гришель – редактор культовых журналов “Legion” и “M” – прим. ред.) не видел сто лет, а Диму – только в интернете или по “ящику”, когда он переводит Непереводимого или Непереводимому… Но времена, когда работали вместе, конечно, были знатные. И пиво было вкуснее.

MH: А есть ли кто-нибудь в метале, кого ты ещё не видел. Вот Настя, к примеру, сказала, что не успела посмотреть на Judas Priest.
АЛ: Я тоже не видел Judas Priest. Да и не особо стремлюсь, если честно. С удовольствием глянул бы на Iron Maiden и, пожалуй, AC/DC, хоть и не являюсь их фанатом до мозга костей. Своих “любимчиков”, вроде, всех видел…

MH: Как ты относишься к популярности? Узнают ли тебя на улицах Минска или других городов?
АЛ: Бывает такое, но чем дальше, тем реже, аллаху слава! Если честно, я теряюсь, когда ко мне подходят на улице, автограф просят или спрашивают что-то в духе “а Вы – это Вы, да?” Я уже полтора года в городе-герое Минске не живу, и где-то даже рад этому, так как именно в Минске я могу повстречать некоторое количество людей, имен которых я просто-напросто не помню. У меня очень хреновая память на лица и имена, и когда человек, отчаянно трясущий мне руку и спрашивающий “а помнишь, как мы с Серёги пьяного ржали?”, начинает понимать, что я его не могу идентифицировать, обижается. А потом – Литвинский совсем зазнался и вся фигня. Откровенно говоря, я не шёл на радио для того, чтобы стать медиаперсоной, как это ни парадоксально звучит. Был молодой и глупый. Наивно полагал, что радио – на то оно и радио, что человека не видно, и светить своей рожей мне не придётся. Но пришлось, хоть я долгое время и отказывался от выхода на сцену. В первый раз я вышел на нее в качестве ведущего, когда Влад Бубен (человек “тысячи и одного проекта”, автор и ведущий программы “Затерянный Мир” на “Радио Мир” – прим. ред.) по каким-то причинам не смог провести мероприятие с участием латышей Neglected Fields в “Реакторе” в марте 2000-го. Тогда я был ещё худеньким пацанёнком, которого в лицо никто толком не знал. Но, видать, голос выдал. И какой-то пассажир из первых рядов вдруг как заорёт: “Так это Литвинский!”. От волнения я даже потерялся в пространстве. Вроде, даже скандировали “Метал Кор! Метал Кор!” – название моей первой программы на “Роксе”. В общем, это было начало тотального кабздеца.

MH: Какую музыку слушаешь в реальной жизни?
АЛ: Могу слушать любую. В силу того, что я с 1999-го года работаю на радио, я стал всеяден. Некоторое время был музыкальным редактором и слушать приходилось разное. Но люблю, безусловно, музыку, что называется, “профильную”. Признаться, сейчас меня не особо интересуют новые группы с их супер-альбомами, сколько бы баллов во всяческих медиа они не получали. У меня, как у всех нормальных взрослых людей, интересующихся музыкой, есть определённый круг коллективов, которые мне интересны, альбомы которых я покупаю, и музыка которых мне, наверное, никогда не надоест. Это и есть моя личная музыкальная “классика”. Когда-то у меня всё это было исключительно на аудиокассетах, а теперь мне за счастье купить фирменный диск и врубить какую-нибудь Sepultura 89-го года на всю катушку! И в очередной раз понять, что это шедевр! Мне кажется, что с возрастом человек становится консервативнее. И к меломанам это тоже относится. Люди, которым 35-40 лет, не ищут новые группы, которые их удивят. Они живут тем, что их когда-то удивило, и получают от этого удовольствие, потому что с этими группами и этими альбомами связано огромное количество воспоминаний. Зачем мне новые альбомы Sepultura, когда есть “Beneath the Remains”, “Arise” и “Chaos A.D”? Зачем мне хит-парады, рейтинги и всяческие списки Forbes с Нергалом внутри?

АК: Но он хороший бизнесмен. Он зарабатывает музыкой…
АЛ: И не только ей! У него деловой подход к музыке. Когда-то для него это было хобби и средство самовыражения. А теперь Behemoth – это отличный бизнес-проект. Торговая марка. И можно только порадоваться, что у Нергала всё получилось и получается. И можно бесконечно долго рассуждать, что такое Behemoth. Кто-то считает, что это Адам Дарски, кто-то – что Кшиштов Азаревич. Но истина, как обычно, где-то посередине. Эдакое своеобразное ООО, где каждый занимается своим делом. Дарски – харизматик, шоумен, музыкант, аранжировщик и бизнесмен. И он зарабатывает деньги своей музыкой и своим именем. Киркоров тоже зарабатывает деньги своим именем, правда? Им можно только позавидовать и пожать руки в знак уважения, что у них это получилось. Может, боженька меня накажет за такие слова, но даже лейкемия принесла Нергалу определённые дивиденды. Но я очень рад, что он победил болезнь, ибо далеко не каждому это удается.

АК: Конечно, можно всю жизнь жить на голом энтузиазме. И с голой задницей. Можно вести программу “Масса Брутто”, не заработав на этом ничего, и на собственное 50-летие радоваться тому, что ты провёл 2438-ой выпуск. Я считаю, что шоу-бизнес и метал-музыка, которая, так или иначе, является его частью, должны приносить деньги в любом случае. Потому что дело ради дела – это, конечно, хорошо, но семью тоже нужно кормить. Для того, чтобы развиваться, записывать новый материал и двигаться дальше, ты должен зарабатывать. Деньги дают следующий шаг. Профессионализм и правильный подход к продвижению и маркетингу должен быть обязательно. Без этого никуда, к сожалению. Поэтому метал стал частью шоу-бизнеса и это нормально.
АЛ: Мысль понятна. Однако если к таланту и профессионализму добавить политическую и экономическую свободу, было бы проще, легче и быстрее. Причем не только шоу-бизнесу…

Текст + фото: Александр Курлянчик