Ария: кровь, огонь и классика.

Ария: кровь, огонь и классика.



Посещать концерты юбилейных туров (если, конечно, это не концерты лучших песен) всегда хорошо, а если они еще и проходят в СК «Юбилейном» -  просто замечательно. Но это не про нас – ну нет в Минске СК «Юбилейного». Не сложилось. А вот с небольшим туром-юбилеем – пожалуйста. Прошло уже 15 лет после легендарного концерта "Классическая Ария" с Симфоническим Оркестром "Глобалис" в Зелёном Театре, и многое успело измениться – покинули Арию Валерий Кипелов, Сергей Терентьев и Александр Манякин, ушел из жизни дирижёр Константин Дмитриевич Кримец (4 августа 2008 года, инсульт). Так что такое событие пропустить было нельзя.

В силу архитектурно-территориальных особенностей Ария выступала во Дворце Республики с Президентским оркестром, в послужном списке которых я бы выделил совместное выступление со Scorpions (2013 год) и трибьют-концерт группы Metallica – S&M (2016 год) – убедительная рекомендация! С национальными особенностями оказалось сложнее – с «работами» шведского дирижера Ульфа Ваденбранта я не знаком. Подкупало еще само название – «Классическая Ария» - верный и проверенный ход в данном случае.

Зал был заполнен практически целиком, а как потом стало известно, к началу концерта билетов в кассе уже не было. Большинство присутствующих были вполне взрослые люди, если, конечно, не считать мальчика лет 5-6, отплясавшего половину концерта у сцены. Ожидаемых подростков 15-18 лет особо не наблюдалось.

Итак, сам концерт.

 «Увертюра» представляла собой замечательное попурри из осколков «Мании Величия», «Льда», «Тореро», «Штиля» и «Потерянного Рая» - очень сильное заявление о том, на что способен оркестр. Проверенная уже "Глобалисом" «Игра с огнём» имела честь открывать концерт - диалог между скрипачом Николло Паганини и Дьяволом о людских судьбах. Но скрипачей в этот вечер, а, точнее, очень красивых скрипачек, было чуть больше, а их судьбу на сцене величественно определял Ульф Ваденбрант. «Ангельская пыль» пронзила тело ностальгическими нотами, усиленными оркестром. Далее прозвучал «Палач» - замечательная песня времен Артура Беркута - мощно, интересно и с оркестром. В рассказанной «Черной легенде» меня интересовала только вторая часть, на фоне первой (повествовательной) она смотрится просто жемчужиной, оркестр воспринимается фоном, но этого вполне достаточно. «Колизей» просто берет тебя в кольцо плотным и напористым звуком, оркестр четко прослушивается. Великолепный «Зов бездны» погружает в незримые глубины водных пространств, оркестр только усиливает это погружение – восторг и полное растворение в музыкальной стихии. «Кровь королей», пролитая на алтарь и воспетая в легендах, ушла в небытие. «Точка невозврата» (оркестровая версия присутствовала на альбоме «Через все времена» - прим. МН) проявила себя в космических глубинах на экране - путешествие «Вояджера» в бескрайние глубины холодного космоса под сопровождение оркестра, где звезды поглощают планеты. В зале зажигаются огни мобильных телефонов. Банально, но красиво.

Величественная «Ночь короче дня» подвела итог первого отделения. Рассветом стал зажженный свет в зале. Антракт.

Где-то хорошо, где-то отлично, а где-то просто великолепно. Оркестр затихал и усиливался, доминировал и уходил в фон, но при этом оставался незаменимым элементом. И все это под присмотром неугомонного шведа.

В плане соответствия музыкальному формату Ульф Ваденбрант был на своем месте, но применительно к месту положения на сцене: постоянные перемещения вдоль прекрасных скрипачек и не уступавших им виолончелисток. Как он вообще умудряется дирижировать при этом?

За время антракта успел изучить имеющийся в продаже мерч – майки, шарфики, напульсники, концертные DVD (в том числе и запись этого концерта – шучу, конечно, - запись от 9 ноября 2015 г. в Москве, концертный зал «Stadium Live») и различная мелочевка с символикой группы. К сожалению, отсутствовал последний альбом – «Через все времена» на CD – хотелось бы приобрести Deluxe-Edition-версию.

Вторая часть оказалась более динамичной и прошла просто на одном дыхании. Монументальный «Антихрист» (инструментальная версия с симфоническим оркестром уже присутствовала на сингле «Колизей» - прим. МН) начал второе отделение. И это было отличным началом. Был Армагеддон в «Последнем закате», и была кровь в потрясающей «Кровь за кровь» - классика новая и классика старая. Некоторое время Михаил Житняков даже провел на коленях, изображая Понтия Пилата.

Грянул Булгаковский «Бал у князя тьмы». Для меня, наверное, самая неожиданная композиция. Я в восхищении!

Еще немного человеческой крови пустили при «Штиле». А затем была коррида. И полилась кровь быков - «Тореро»! Оркестр до предела усиливает ностальгические чувства. Немного перевести дыхание позволяет «Осколок льда», но, конечно, хотелось бы услышать версию «Живого огня» (2003 года)… Хотеть не вредно! Многого стоит эпичная «Баллада о Древнерусском Войне». Одним словом, Классика. «Улица роз» - чего еще желать? «Замкнутым кругом» закончился этот великолепный концерт. То ли оркестр сделал свое дело, то ли сэт-лист, но сомневаюсь, что кто-то остался равнодушным. Концерт удался на все 100 плюс 1 симфонический оркестр! Вечер оставил приятное послевкусие, но остался один неразрешенный для меня вопрос – а нужен ли был оркестр? Конечно, как разовое явление, подобное мероприятие очень важно, да и по статусу группа может себе это позволить. Мне же показалось, что в том виде, в котором звучали песни, вклад оркестра был минимальным. Песни у Арии самодостаточны, по крайней мере, студийный вариант. Вот если бы переаранжировать и добавить больше инструментальных вставок при соответствующих оркестровых аранжировках, а также добавить хор, то, думаю, получилось бы нечто грандиозное и фантастическое. Но это все лишь личное рассуждение, которое ни к чему не обязывает.

Я рад, что побывал на этом концерте, огромное спасибо!

Текст: БороДа

Фото: Александр Бельский