KILKIM ŽAIBU - 2018 - "...tonight you’ve got to be morbid, too!"

KILKIM ŽAIBU - 2018 - "...tonight you’ve got to be morbid, too!"



Как мы провожали июнь или путешествие, куда подальше и где получше.

Организационно-техническая часть.
Слава KILKIM ŽAIBU FEST простирается с каждым годом все шире и шире, что не удивительно. Поскольку интерес растет, думаем, понимать, как это происходит, сколько это стоит и к чему нужно быть готовым – полезно и нужно. Поэтому, пропишем мини-расклад из Минска до Варняя и обратно.
Чтобы приехать к началу на общественном транспорте (автобусе) и при этом бюджетно, выезд из столицы запланировали на 1.50 ночи 28 июня. В Литве были в начале седьмого утра, билет обошелся в 10 евро в одну сторону. До знаменитого буса, который возит из Вильнюса до места «Ч» и обратно всю оголтелую, чёрную ораву почитателей метала, времени оставалось 3 часа; цена вопроса туда-обратно-и-назад 20 евро. Тут уж каждому решать: гулять ли по городу, сидеть ли в парке неподалёку. Но подзаправиться горячительным особо не удастся, так как продажа алкоголя стартует с 10.00.
Путь от Вильнюса до Варняя составляет более 4 часов, но это не беда - наличие WC в автобусе и санитарно-угарные остановки, которые играют роль катализаторов зарождения национальной дружбы и разрушения языковых границ – всё это делает время песочным и незаметным.  Довезли до фестиваля с запасом, чтобы и палатку успеть поставить, и подкрепиться, и обследовать окрестности. Собственно, моменты организации уже в этом начинают показывать свою чёткость, продуманность и заботу.
Погода в конце июня в Литве непредсказуема и капризна – это единственный весомый минус и то, природный – организаторы тут не при чём. Наша мини-делегация знала об этом, потому рюкзаки были вплотную заполнены теплой сменной одеждой, дождевиками, полотенцами и…, актуальной оказалась только теплая одежда, которая пригодилась со второго дня фестиваля.
Питание на фесте – отдельная статья, потому ограничимся лишь усредненными значениями. Один прием пищи Вам обойдется от 3 до 7 евро, фестивальное пиво 2 евро бокал, крафтовое в ассортименте от 2,5 евро бокал.
Для любителей мерча – лучше отложить отдельную круглую сумму. Майки, например, встанут от 15 евро и выше. А выбирать-то есть из чего: сумки, нашивки, флаги, книги, диски, винил, украшения, одежда… Отдельные палатки были с атрибутикой феста и от латвийской фольк-паган банды Skyforger.
Палаточный лагерь по сути – вся территория фестиваля и никаких доплат и поборов за постановку и расположение палаток не предусмотрено. Кроме того, организовано приличное количество биотуалетов, которые чистили с достаточной периодичностью. В палаточном лагере был организован душ: за 2 евро одно посещение.
На территории были предложены различные варианты досуга: катамараны и лодки, игровые площадки и различные соревнования. Организаторы не обошли стороной и любителей футбола, установив в одном из баров проектор для трансляции серии плей-офф ЧМ 2018.

Творческо-сценическая составляющая. День 1-2.
Первый день фестиваля был лёгкой душевной прелюдией. Gyvata, Sen Svaja, Vilki – фольк-роковые мелодичные коллективы с чистым вокалом, хоровыми партиями, набором национальных инструментов и уклоном в историю. Всё это спокойствие и, можно сказать, «сонное царство» было нарушено нападением армии троллей! Рок-ансамбль Finntroll с пол-оборота завели расслабленную до предела публику. Подача у ребят толковая, задорная, цепляющая, репертуар разношерстный и многорелизный, сценические образы запоминающиеся и интересные. Банда была действительно достойна роли хэдлайнеров на старте. Ну что еще нужно, чтоб уморить публику и отправить крепко спать накануне следующих двух насыщенных дней.
Наутро второго дня, впрыгнув в свежие носки, перекусив на фудкорте и заправившись фестовым энергетиком, наша мини-делегация полетела ловить яркие звезды со сцен, коих было две. Нельзя не упомянуть, что коль на большой сцене выступали, на малой отстраивались и наоборот, потому не нужно было тяготиться муками выбора кого послушать. Лайн-апп пестрил литовскими рок-гуртами с вкраплениями финского пэгана, польского треша, норвежского и датского блэка и т.д.
Открытием для нас стала группа Mentor, раздававшая звонкий Thrash. С первых аккордов казалось, что будет скучно, статично, как и в случае большинства выступавших перед ними банд. С появлением же на сцене вокалиста музыка резко поменяла свое направление. Народу по началу возле сцены было не много, но музыкальные пассажи вкупе с харизмой фронтмена магнитом притянули толпы и закрутили слушателей в пыльный, бурный слэм.
Havukruunu – финский Pagan Black не особо впечатлили. Казалось, как концертный бэнд – гармонично смотрятся на сцене, двигаются, но безнадёжно проигрывают на фоне иных коллективов.
Thyrfing - вот кто устроил и шоу, и зрелищность и крючьями повыдирал эмоции публики. Возле сцены разило керосином, резкие отточенные движения вокалиста радиально распространялись на музыкантов и по цепочке - на публику. Разгоряченный народ устроил бесовские танцы с подкидыванием соломы и обсыпанием друг друга. Викинги кроме морозного звука принесли с собой похолодание в погоде. Ух! Этих чертей слушать - не переслушать!
После динамики и драйва от Thyrfing настал час ледяных, более спокойных баллад Nahash – литовский гробовой потусторонний Black. Ещё свежи воспоминания выступления в Минске, которое поразило своей театральностью и гипнотичностью. Думалось, что лучше быть не может, но тёмное небо, близость леса, озеро за спиной, прохладный ветер, свежий воздух, тусклые факелы, могильная ограда, внешний вид фронтмена, то и дело изрыгавшего кроме звуков языки пламени, создали свою неповторимую атмосферу - опасную и очаровательную.
Вероятно многие хотят узнать о выступлении нашумевшей и тонущей как в поклонниках, так и в критиках, Myrkur, датской русалки. На сцене леди ведет себя уверенно, сдержанно, периодически использует различные музыкальные инструменты. Вокал чистый, притягательный, журчащий. Чувствуется влияние на творчество викингов, рун, лесов, шаманских ритуалов, но заявленного Black Metal из Дании мы так и не уловили. Во время выступления публика расслабилась, слегка покачиваясь в такт музыке. По правую сторону от сцены народ даже подмерз и для согрева запалил солому.
Колыбельной вечера был Mortiis. В музыкальном плане очень интересный one man проект с цепким индивидуальным репертуаром, но сценически весьма унылый. Музыкант просто не двигался с места и не поднимал взгляда на публику. Собственно, идея отправить слушателей отдыхать сработала на все 100% и наша мини-делегация ретировалась за силами на последний, самый насыщенный фесто-день.

Творческо-сценическая составляющая. День 3.
Финальный день оказался самым насыщенным и шикарным, но ощутили мы это не сразу. Наша мини-делегация грустила сонная на набережной, когда внезапно издали начал доноситься забористый мотив. Навострив уши, прояснилось, что голос-то со сцены женский и ох какой остренький. Любопытство взяло своё, и мини-делегация двинулась на огонёк. Под сценой творилась тотальная мясорубка. На фоне этого месива Lina – вокалистка литовского Thrash Metal коллектива PHRENETIX - выглядела хамелеоном: шелковистая шевелюра, волнами разливающаяся в хедбендинге,  хрупкие  пальчики, рубящие грубые заводные рифы и милое личико, издающее громовые вокальные соло. Кроме всего прочего, не только фронт-леди прекрасно взаимодействовала с публикой, но и музыканты группы. Мы поставили жирный плюс за мелодичную часть и за подачу.
Новые цепкие звуки и снова леди на вокале - как чистом, так и экстремальном. На сцене иной жанр, обозначенный организаторами Progressive Symphonic Metal, иными же источниками Modern oriental metal - IGNEA. Основная идеологическая составляющая творчества ребят – свобода и мир, непринятие террора. Изюминка в музыкальном плане - восточные мотивы в тесном переплетении с сочными скоростными ритм-секциями. Мы были поражены динамике, подвижности группы, вовлеченности их не только в воспроизведение, но также отдачу на грозных металистов, шуршащих под сценой. Соответственно, от нас им крупная зелёная галка.
Очень велики были ожидания от выступления гостей из Шотландии, Atmospheric Folk Black Metal, именуемых SAOR. Постигло же нас разочарование. Музыканты выглядели пафосно, чопорно, спасал немного положение разве что скрипач, который погрузился в свой смычковый мир, изолированный, словно в капсуле. Репертуар, который в студийных записях звучит космически, со сцены был пересыщен шумом, что гробило мелодичность и масштабность. Со стороны нашей мини-делегации прилетел жирный минус, о котором мы не можем молчать.
Далее мини-делегация скисла, казалось, окончательно от психоделии THE AEON. Видать, не настолько тонкая у нас душевная организация… Спасение пришло от Ларс-Йёрана Петрова, расплескавшего чудодейственную микстуру Death’n’Rolla. Почётный пенсионер давал фору любому юнцу-молодцу, сумбурно и бодро двигаясь по сцене и вводя публику в слэмовый экстаз. На сцене орудовали профи своего жанра, шведы ENTOMBED A.D.
Естественно, что усталостью вокруг и не пахло, и душа требовала праздника. И вселенная Kilkim Žaibu услышала нас и выдала сосуд, наполненный до краёв ничем иным, как восторгом. Суровые металисты топтались возле сцены вяло, поглядывая украдкой то в небо, то по сторонам, как вдруг, острыми пиками понеслись стальные звуковые стрелы и вибрирующий, достающий до печени вокал: грациозный, мужественный, и фундаментальный! О, да! Легко догадаться, что сам Дэвид Винсент в шикарных сапогах рубил брёвна на басу. Пел он, как жаворонок, что дамские сердца плавились в смолу. «I’m fucking Morbid! And I think, that tonight you’ve got to be morbid, too!» Если опустить детали и яркие описания, на сцене бурлила чистая классика жанра, ничем не испорченная Old school Death Metal, взрастившая не одно поколение волосатых бесов. И бесы эти принимали сей восторг залпом, не закусывая, с недетской радостью. Креплёный репертуар Morbid Angel разных лет, клубы огня со сцены, живость музыкантов - и сердца скептиков растаяли, ведь они прикоснулись к легенде.
После накала сценических страстей настал час очищения огнём. Это не в переносном смысле, а в самом прямом - традиционный костёр фестиваля, через который проносятся смелые и сильные духом. Есть в этом что-то первобытное и завораживающее, как ритуал, влекущий ежегодно с разных уголков Европы и не только любителей грузных чёрных децибелов.
Среди всего этого парада брутальности было место и свежему задору от украинских Ethno Folk World Rock JORYJ KŁOC. Наша мини-делегация еще не дерзнула послушать студийные записи, и скорее всего и не соберётся этого сделать, но вот выступление «а-ля натюрель» рекомендует. Ребята заводные и очень лёгкие, со здоровой долей юмора в общении с публикой. Так что мини-галочка от нас банде есть.
NOKTURNAL MORTUM сыграли почти весь новый релиз «Истина» над водной гладью Лукстаса. Как и всегда, они были профессиональны и хороши, звучны и напористы, да вот не хватило ранних хитов. Хотелось не только пританцовывать, но и подпевать, а новые песни еще не разучили…
После всех этих эмоций, угара и броуновского движения от сцены к сцене ритуальных блэкарей KZOHH наша мини-делегация выдержала только на пару треков, и были они для нас убаюкивающими, ноги сами поплелись со скоростью виноградной улитки, шаркая по песку в сторону лагеря. Вслед нам доносились все с меньшим напором звуки сцены и гомон сокращающейся, но, казалось, бессмертной публики. Закончился последний день фестиваля 2018, но не последний в существовании оного.

Лирическое заключение.
Так сложилось, что реклама данному мероприятию, по сути, не нужна – оно заслужило своё место среди прочих усердным трудом организаторов, умением их наладить все механизмы от подбора головокружительного по своей красоте и ауре места, привоза именитых групп, ненавязчивой идеологической составляющей, направленной на укрепления национальных корней до комфорта и весомого удовлетворения посетителей. Народа съезжается туда очень много: через беларуса - фин, через литовца - англичанин и т.п. В Синеокой аналоги искать бесполезно! Это все к тому, что однажды оторвав n-ную точку опоры от привычных мест обитания и посетив KILKIM ŽAIBU, неизбежно захочется сюда вернуться и не раз.
Шчыры дзякуй всем причастным от нашей мини-делегации за возможность окунуться с головой в музыкальный мир за гранью реальности!

Авторы: Макс Король, Катя Король
Фото: Р4olka