Февраль в среде белорусских поклонников фолк метала уже давно занял уверенную позицию самого ожидаемого месяца в году. За причиной далеко ходить не надо. Она лежит на поверхности и называется Люты фэст.
Как и в прошлом году, нелегкая задача разогреть пришедших перед выступлением команд и в этот раз легла на хрупкие плечи девушек из танцевального коллектива «1410». Под замысловатые и витиеватые мотивы они учили всех желающих средневековым танцам в самом начале феста и в перерывах между сетами, став крепким связующим звеном между ними.
Если не брать в расчет хедлайнеров четвертого Лютага фэста Percival Schuttenbach, то группа Fabiant в этот вечер была единственной командой, кто выступал в его рамках впервые. И если коллектив «1410» разогревал и согревал публику в танцевальном плане, то перед Fabiant стояла задача завести пришедших в плане музыкальном. Хотя, признаться честно, несмотря на то, что и день был нерабочим, заводить особо было некого. Народ, конечно, подтягивался на протяжении всего выступления гомельских гостей, но даже к окончанию их сета танцпол не был заполнен даже наполовину. Все-таки, как ни крути, проклятие первой выступающей команды отменить, похоже, невозможно. И, видимо, получая лишь минимальную отдачу от публики, ребята так не смогли и сами впасть в кураж. Представив публике достаточно бодрый в плане звучания материал, Fabiant заходили как-то вяло, если не с трудом. И даже совместное выступление с танцевальным клубом «Nebula» не смогло добавить огня сету этой команды.
Участие в Лютым фэсце группы Адарвiрог - это уже такая же традиция, как и само проведение фестиваля. Но, если учитывать то, что участники этого коллектива по совместительству еще и организаторы данного мероприятия, то тут уже, как говорится, сами боги велели. В отличие от предыдущего года, когда Адарвiрог были хедлайнерами феста, в этот раз они отвели себе в лайн-апе скромное второе место. Ребята представили часть своей новой программы, которая будет отличаться большей мрачностью, чем то, что Адарвiрог представляли на сцене ранее, собрав для этого свои самые «страшные» сказки. Но, по сути, вся жуть была скрыта именно в текстах, само же звучание и подача материала – это все те же залихватски задорные и разудалые Адарвiрог. Поэтому, признаюсь честно, страшно не было, зато было мощно, весело и с душой. И поймав нужное настроение, в отрыв наконец-то ушла и публика, за что отдельное спасибо стоит сказать вокалисту группы, который умело дирижировал толпой у сцены, точно зная, в какой момент и за какие ниточки надо подёргать, чтобы расшевелить пришедших.
Разухабистое настроение средневековой корчмы, как эстафету, перехватили украинские гости из группы Midgard, выступавшие в этот вечер третьими. В отличие от прошлого года, на этом Лютым фэсце группа выступала в несколько урезанном составе: из пяти участников команды в Минск доехали по разным причинам только трое, но этот факт нисколько не помешал ребятам отутюжить весь зал. К началу их выступления кордон из хедбэнгеров у сцены достиг, наверное, своих максимальных размеров. Видимо, по опыту прошлого года, эти одетые в килты викинги белорусского разлива знали, что впереди их ждёт полчаса самого жёсткого отрыва. Так оно и вышло. Был и слэм, и сёркл пит, и даже небольшая миниатюра «Викинги, плывущие на драккаре», когда Midgard исполняли свой «Black Drakkar». Бешеная энергетика, исходящая от группы, лилась на публику неиссякаемым потоком, заставляя вновь и вновь находить в себе силы, чтобы не упасть от изнеможения на танцпол. Казалось, что не хватает лишь одного финального аккорда, чтобы окончательно разорвать публику и довести её до состояния экстаза. Им и стал кавер на песню Finntroll «Trollhammaren». Глядя в тот момент на то, что творилось в зале, стало понятно, что дальше хоть потоп, хоть Рагнарёк – публика уже готова ко всему.
Разгоряченная выступлением Midgard публика очень радушно встречала четвертых участников Лютага фэста группу Sakramant. В отличие от предыдущих команд, эти ребята не стали заморачиваться со сценическими костюмами, что с учётом схожести звучания групп в рамках одного жанра, может быть крайне опасным. Тут либо ты берешь материалом и его подачей, либо визуальной составляющей. Можешь собрать комбо. Но если у тебя нет хотя бы одного из этих пунктов, ты рискуешь потеряться. Что и случилось с Sakramant. После разрывных Midgard этот коллектив очень сильно просел в плане своей подачи. Отразилось это и на публике, которая заметно потухла и потихоньку начала разбредаться. Да, выступление Sakramant нельзя было назвать скучным, но и до вау-эффекта им было очень далеко. И, по сути, самый запоминающийся момент их сета был связан не с ними самими, а с Лесли Найфом, вместе с которым они исполнили свою песню «Русалка». Этот фит стал для публики неожиданным, но, безусловно, очень приятным сюрпризом. Как позже призналась одна из участниц коллектива «1410», она настолько расчувствовалась, увидев легенду белорусского метала на сцене, что даже забыла движения своего следующего танца, которому должна была научить публику, пока к выступлению готовились Alfar.
И премию за самое неоднозначное выступление можно с уверенностью отдать именно этой команде. Я так и не смогла понять причину, но по степени незаполненности танцпола Alfar могли легко посоревноваться с Fabiant. Публика просто в какой-то момент словно испарилась, и никакие призывы вокалиста не смогли вернуть обратно всех разбежавшихся. Второй момент, которым запомнилось выступление этой группы, - это дикие проблемы с микрофоном Дмитрия Пинчука. Чтобы вы понимали, о чём я, представьте себе картину, когда вокалист поёт, надрывается, но в ответ не доносится ни звука. Вот такая картина была на протяжении первых двух песен, из которых по этой причине выпали отдельные слова и целые строчки. Как сказал сам Дмитрий: «Куда же без косяков?» И в чем-то он прав, но к выступлению пятой команды хотелось бы уже без них как-то. В рамках фестиваля Alfar представили свой новый сингл, который должен был выйти еще в первых числах февраля, да и вообще на поверку выдали порцию хорошего MDM, не лишенного драйва и своего характера. Но, признаюсь честно, сказать, что чем-то они выделяются из огромной массы других MDM-команд, которые мне довелось слышать ранее, я не могу. Хотя, стоит отдать должное группе: несмотря на самое короткое из-за постоянно смещающегося лайн-апа выступление, Alfar, лично у меня, вызвали эмоций в разы больше, чем Fabiant, отыгравшие свой сет целиком.
Вишенкой на торте этого вечера стали, безусловно, его хедлайнеры Percival Schuttenbach. И хоть в последнее время очень многие связывают имя этой группы, по большей части, с игрой про знаменитого ведьмака Геральта, всё же стоит отметить, что мир Percival Schuttenbach намного ярче и разнообразнее. С самого начала своего выступления команда с головой погрузила всех пришедших в пёстрый мир славянских легенд и преданий, заполнив головы слушателей яркими образами их героев и событий. И, признаться честно, от их мрачных сказок местами действительно становилось настолько жутко, что мороз бегал по коже. Хотя, не исключено, что это просто в Репаблике было люто холодно. Максимальному погружению в атмосферу выступления (помимо визуальной составляющей) способствовало и само звучание команды. Чистое, сочное и объемное – оно несказанно радовало (особенно после того, что было во время выступления Alfar). Казалось, что ты находишься в самом его центре, в какой бы точке зала ты при этом не стоял. К окончанию первой песни вернулись все те, кто разбежался на предыдущей команде, и зал снова ушёл в дикий отрыв. В какой-то момент даже подтянулись участники белорусского фандома Ведьмака, тем самым завершив общую картину сказочности и нереальности всего происходящего.
В заключение хочется отметить, что лично для меня этот Лютый фэст окончательно закрепил за собой репутацию самого позитивного и, не побоюсь этого слова, самого доброго зимнего фестиваля. Посему хочется пожелать его организаторам, чтобы он и дальше оставался прекрасной традицией, которую с нетерпением ждёшь целый год. Надеюсь, на его пятилетие увидеть еще более расширенный состав и географию участников. А пока просто большое спасибо за организацию мероприятия, возможность погрузиться в мир горячо любимого мной славянского фольклора, и, конечно же, за предоставленные аккредитации.
Текст: Екатерина Лещук
Фото: Viktar Takunou