Многоликий блэк-метал: Mgła при поддержке Vietah, Khandra, Zaklon и Relics of Humanity

Многоликий блэк-метал: Mgła при поддержке Vietah, Khandra, Zaklon и Relics of Humanity



Mgła стала для меня олицетворением блэк-метала нового времени. Именно так он должен звучать: по-старому зло и холодно, точно заключая в себе былую агрессию начала блэкушных времен; отстраненно, потому что есть только твои оголенные нервные окончания и Музыка; сложно, профессионально и технически совершенно, чтобы выделяться на фоне других; и, конечно, концептуально.

У Mgła впечатляющая концепция, грандиозная, и это можно почувствовать, когда от многомерных и необъятных стен звука, давящих со всех сторон и вытесняющих все мысли из сознания перебивающими друг друга риффами, начинается сжиматься пространство, концентрируя размешанную толкучками человеческую массу прямо у сцены, и все остальное вокруг в особенный пиковый момент растворяется в цветной дымке прожекторов, невыносимой летней духоте и алкогольных парах, оставляя внутри твоего сдавленного мира только мелкое крошево из искрящих возбуждением эмоций и осколков прошлой личности (до концерта Mgła, конечно же). И когда ты сталкиваешься с чем-то ну вот примерно таким по масштабам, таким мрачным, огромным, съедающим тебя всего без остатка, пережевывающим былые представления о том, что же такое хорошая музыка, и выплевывающим тебя в бесконечную вереницу неподъемных композиций, кружащуюся в ритме гитарно-барабанного смерча, то понимаешь, как незначительна твоя личность перед лицом Вечности и других непостижимых категорий (о чем поляки как-то говорили в интервью). И эта идея довольно проста, но ее размах не укладывается ни в какие созданные человеческим разумом рамки, и реализация, к моему удивлению, вполне соответствует тому, на что посягнули участники Mgła.

Тьма, смерть, вечная пустота – это такие слова, значение которых со временем обесцветилось, поистерлось, не вызывая больше ни трепета, ни ужаса. Но сами понятия, представленные не в виде слов, а плотно утрамбованные в различные музыкальные формы, могут ожить перед глазами смотрящих куда более красочно и предстать перед ними во всем своем пугающем великолепии. И модернизированно-минималистичный стиль поляков, закрытых внутри себя, зашторенных от мира темными капюшонами, – что, на мой взгляд, очень стильный ход – вполне соответствует современному представлению о всепоглощающей Пустоте (ну кого сегодня напугаешь тьмой, смертью или бесовщиной?). И на концерте между вами нет посредников: только ты и безупречно отлаженная бездушная машина-убийца, которая сметает все на своем пути, превращая в пыль и тлен все живое. А еще скажу, что не ждала, что будет ТАК хорошо, и вживую, как я считаю, Mgła звучит объемнее и ярче, чем в записи, просто фонтанируя бурлящей агрессивной энергией и заставляя тонуть в странном диссонансе: музыка хочет тебя уничтожить, а тебе это нравится до сладкой дрожи по всему телу. Хочется еще.

Очевидно, что блэк – это просто удобное слово, чтобы описать тяжелую и мрачную музыку, и естественно, что на деле все оказывается гораздо сложнее. Например, открывавшие вечер Vietah, будучи тем же блэком (разве что с припиской «атмосферный»), – это совсем другое лицо знакомого чудовища. Я испытываю необъяснимые теплые чувства к этому проекту, и всем изрядно поднадоевший атмоблэк меня все еще совсем не утомляет, так что, по моему мнению, Vietah звучит на уровне с большинством жанровых коллективов за границей, но ставит акцент на то, что этот проект белорусский. Удивляет только, что их музыка очень динамичная и переливчато-энергичная, что даже непривычно для повсеместной меланхолии и романтики в этом жанре.

Группа в действии смотрится необычно, ведь на сцене Antarctis перевоплощается в страшное божество, сошедшее с пока еще никем не написанных страниц белорусской темной сказки про Великана, возвышаясь над всеми и едва ли не касаясь клубного неба, чтобы повелительно осматривать неспешно прибывающую публику. Создавалось впечатление, что во время выступления он ловил связь с другим измерением, то ли повергая в себя в транс, то ли впуская в себя темные силы. Сыграли Vietah ровно и умеренно тяжело, затапливая помещение невидимой черной злобой и разворачивая перед нами мрачные таинственные пейзажи. В обозримом будущем я не представляю Vietah хедлайнерами, но их музыка самобытна и красива, и пусть существует так, как есть, ведь всегда должно быть место для такого рода творчества, способного соткать уникальную атмосферу и заставить закрыть глаза от наплывающих таинственных картин.

А Khandra мне страшно понравились еще в прошлый раз, просто потому что они хороши, и ничего тут больше не скажешь. Со времени прошлого выступления почти ничего не поменялось, может, прибавилось несколько действий на сцене. Но, по сути, украшать выступление группе не надо, потому что барабаны, вокал и гитары в таком слаженном симбиозе, что каждая песня – цельнометаллический (блэк-металический) сплав взъевшейся энергии и раскаленной ярости, она выжигает по́том на коже свой сложный мотив и укачивает изменчивыми темпами, как искусный манипулятор. Гитарные партии все равно что песчаные дюны, по которым долго монотонно взбираешься, но, обессилев, сползаешь в новые места, еще более быстрые и опасные, а за спиной поднимается целая буря во главе с рокочущим вокалом. Чувствуется высокий уровень исполнения, но мне, обывателю и рядовому слушателю, по-прежнему не хватает особенности/узнаваемого звучания/идеи или чего-то в этом роде, что есть и у Mgła, и у Vietah, и у Zaklon. В блэке устоялась тенденция к музыке ради идеи, а не к музыке ради музыки, когда все умеют хорошо играть на инструментах, но решительно не представляют, что именно и для чего они делают (это не камень в огород Khandra). При всем этом я верю, что коллектив с таким потенциалом достигнет всевозможных металических высот, потому что после их выступления слуховые рецепторы растекаются расплавленным воском, ведь слушать Khandra запредельно приятно (и смотреть на них тоже: временами было похоже, что сценический дым засверкает от их энергетики). Так что блэк бывает и такой: эффектный и мощный.

Неизвестно, каким образом брутал-дэт в исполнении Relics of Humanity затесался в стройные ряды представителей черной сцены. Даже если бы я воспринимала их творчество с позиции горячего поклонника брутал-дэта, вряд ли я бы осталась под огромным впечатлением от увиденного и услышанного: дребезжащий и непроницаемый музыкальный фон, раскачивающие тела мотивы, утробный тяжелый рык – все в лучших традициях жанра. Брутально практически до степени статично, и в течение всего выступления картинка – две ритмично трясущиеся в ледяном свете сияющие лысины – почти не меняется.

Но вот Zaklon разрывали меня на кусочки. С их выходом поднимается шквалистый ветер закрученных бесконечных мелодий, появляются интересные элементы декорации, до костей пробирает красочный голос до жути харизматичного Темнарода – и в сумасшедшее движение приходит просто все вокруг. Вообще, Zaklon – это такой каноничный блэк, с корпспейнтом, с очень злобным и неразборчивым вокалом, но в то же время он своеобразен, окутывает липкой тьмой из лесных чащ, и Zaklon выцарапывается в памяти как одна из самых сумрачных белорусских музыкальных формаций. И исполнение болезненно прекрасно, с капелькой надрыва и еще капелькой отрыва, и от отчаянной лирики темные мысли, как воры, закрадываются в уголки сознания, чтобы растить там цветы зла, страха и ненависти. Но пока это только слова на экране, вы не почувствуете, если не были свидетелями, что Zaklon – серьезная группа по всем параметрам. Энергия их выступлений медленно отравляет, потому что, слушая их, вы находитесь на живом ритуале посреди мертвого леса и ждете, когда страшные существа из болот заберут у вас душу. Вживую это завораживает.

Вот так блэк белорусско-польского разлива показал себя с разных сторон, в очередной раз доказав, что черная сцена многолика и скрывает в своих мрачных глубинах много потрясающих групп, которые, я надеюсь, еще наградят нас похожими июньскими (и не только) вечерами в будущем.

Фото: Viktar Takunou

Текст: Ольга Пилипчук

DSCF7779
DSCF7783
DSCF7826
DSCF7844
DSCF7920
DSCF7940
DSCF7942
DSCF7966
DSCF7971
DSCF8001
DSCF8012
DSCF8022
DSCF8052
DSCF8060
DSCF8114
DSCF8121
DSCF8188
DSCF8300
DSCF8317
DSCF8324
DSCF8329
DSCF8333
DSCF8341
DSCF8388
DSCF8429
DSCF8445
DSCF8517
DSCF8552
DSCF8556
DSCF8590
DSCF8645
DSCF8659
DSCF8679
DSCF8723
DSCF8774
DSCF8780
DSCF8853
DSCF8973
DSCF8982
DSCF8989
DSCF8997
DSCF9042
DSCF9089