Концертный альбом Арии "Гость из царства теней", или как я в первый раз поучаствовал в краудфандинге

Концертный альбом Арии "Гость из царства теней", или как я в первый раз поучаствовал в краудфандинге



Я долго думал, как бы начать своё повествование на тему новейшего релиза АРИИ – концертного альбома «Гость из царства теней». Но вдруг я понял, что получится у меня вовсе никакая не рецензия на альбом, а рассказ, крик души о том, как я впервые поучаствовал в российском краудфандинговом проекте. И у меня, как говорится, две новости: одна плохая, вторая хорошая. И начну я по традиции с хорошей.

Концерт, прошедший 30 апреля 2019 г. удался на все сто. Впечатляющие сценические декорации, свет, постановка – всё сделано на высоком профессиональном уровне. «Живьём» композиции из последнего лонгплея «Проклятье морей» звучат мощнее и сочнее и, на мой взгляд, даже лучше, чем в студийном варианте. Ветераны круты, молодой вокалист Михаил Житняков находится в отличной вокальной форме. Впечатлило его исполнение не только нового материала, но и песен периода Валерия Кипелова. В общем, придраться к самому концерту у меня нет ни малейшего повода. Сет-лист хорош (жаль не было "От заката до рассвета"), всё отлично и, бесспорно, достойно похвалы.

Тем не менее, есть момент, который лично меня слегка расстроил: монтаж. Обилие крупных планов не передаёт в полной мере грандиозности концерта и всех его впечатляющих декораций и элементов шоу. Не очень радужно подолгу наблюдать огромные пиксели сценических экранов во время затянутых крупных планов, которые вяленько переключаются между собой, минуя план общий. Например, одним из лучших образцов отличного видеомонтажа для меня всегда был альбом IRON MAIDEN “Death On The Road” (2006). Там смена ракурсов несётся с такой скоростью, что во время просмотра будет затруднительно, пожалуй, найти кадр, задержавшийся дольше, чем на одну секунду. Стремительно меняющиеся планы не только сохраняют динамику заснятого концерта, но даже добавляют её. В «Госте из царства теней» АРИИ мы видим достаточно неспешную смену ракурсов, сбивающих энергетику шоу. Переход через ряд затянутых крупных планов на общий осуществляется как-то несмело, робко, будто «стесняясь» показать всё действо целиком. Драйв теряется. Возможно, это в какой-то степени мои придирки, но ощущения у меня были именно такими, специально я ничего не надумывал.

Ещё один факт, который меня тоже огорчил, - это наличие одной единственной стереофонической аудиодорожки AAC LC. А как же многоканальные Dolby Digital или DTS в качестве опций? Нет? Печально. Ладно, хоть не MP3. У кого есть, системы Dolby Pro Logic и DTS Neo:6, как говорится, в помощь.

Теперь переходим к «плохой новости», которая характеризует не сам концерт, а то, что связано с его выпуском. Пожалуй, у АРИИ с новыми релизами нечто подобное может стать традицией. Пардон, но не обосраться так или иначе, они не могут. По-другому я это никак не могу назвать. Не музыканты, а их обслуживающий, наёмный персонал. Здесь стоит вспомнить возмутительный случай с выходом концертного альбома «Классическая Ария» тремя годами ранее, когда сотни фэнов просто ошалели от «счастья», когда увидели то, за что они заплатили.

Ну а теперь по порядку о выпуске «Гостя из царства теней». Впервые в своей истории группа прибегла к краудфандингу. Сбор денежных средств на выпуск концертного альбома был объявлен в марте этого года ещё до съёмок самого концерта. И самые преданные фэны (в их числе ненароком в который раз оказался и я) сразу же поспешили отдать свои кровные денежки, чтобы поддержать группу. Мы, коих на 10 апреля было немного немало 442 человека, покупали по сути, кота в мешке. Концерт ещё не состоялся, каким он будет, и соберёт ли проект необходимую сумму, было не ясно. Но я, как и другие, понадеялся, поверил. Я и мои друзья купили лот на физическом носителе с автографами музыкантов, нашими ФИО в буклете и титрах. Оказав доверие и поддержав рублём группу, мы в связи с этим претендовали на некие преференции. Мне и в мыслях не приходило то, что дальше выйдет всё так, как вышло. Ведь я не первый год делал предзаказы или участвовал в финансировании вышеупомянутым способом выход новых альбомов различных ЗАПАДНЫХ групп. Но с таким попустительским отношением к поклонникам я не сталкивался нигде, пусть это вышло даже не по вине музыкантов (а скорее всего так и есть). Ау, менеджмент, Специалисты Отдела Логистики (это не опечатки и не ошибки), это я Вам!

В общем, АРИЯ объявляет, что релиз альбома состоится 27 сентября 2019 г., а за 2 дня, цитата: «специальная версия концерта станет доступна для акционеров краудфандингового проекта на Planeta.ru». Для меня обе эти даты прошли, как ни в чём не бывало. 25 сентября аудиоверсия альбома вместе с цифровым буклетом была слита в сеть, а 27 сентября видеоверсия уже спокойно гуляла по просторам интернета. Своего заказа я до тех пор не получил и судьба его на тот момент была мне неизвестна. Вскоре сообщили, что отправка начнётся с понедельника, 30 сентября. Ничего себе поворот! Т.е. если тридцатого не справимся, то будем отправлять, как говорится, вот отсюда и до обеда. Вопрос: что я заранее покупал? Кусок картона с пластиком? Пять конвейерных закорючек, коих у меня уже вдоволь? Мудацко-медлительный подход по рассылке? Своё имя в титрах? Да всем на него плевать, а я не до такой степени тщеславен, чтобы безмерно радоваться тому, что я есть где-то в списках. Альбом, очевидно, в сеть слили те, кто купил цифровые версии – это их дело (но не право!) . Но почему те, кто оплатил физические копии (прошу заметить, они дороже), не получили их в одно с остальными время? Западные группы тем, кто сделал предзаказ, сделал денежный вклад в саму возможность выпустить альбом как таковой, всегда начинают рассылку заблаговременно.

Здесь уместно будет вспомнить случай про доставку (об оной «Гостя из царства теней» отдельно ещё упомяну ниже) мне диска MEGADETH. В прошлом году, как известно, вышло переиздание дебютного альбома этих легендарных американских трешеров. Я сделал предзаказ за 2-3 месяца, оплатив обычное издание на CD с самым дешёвым способом доставки, т.е. обычной почтой. Каково же было моё удивление, когда заказанный мною диск был доставлен курьерской службой UPS, стоимость которой выше раз в 10 обычной доставки и в несколько раз выше стоимости самого диска. Альбом MEGADETH проделал путь из Великобритании через всю Европу примерно за 16 часов, чтобы я мог послушать купленный по предзаказу CD в день официального релиза! Как вам такой подход? Нет, я не строю иллюзий, что АРИЯ обладает бюджетами MEGADETH, а СДЭК работает как доставка гигантов Amazon или UPS. Здесь важен сам факт отношения к своим поклонникам. Помимо таких монстров, как IRON MAIDEN, BON JOVI, METALLICA и других менее «крутых» исполнителей, которые отправляли диски не позднее, чем за день до официального релиза (и деньги в таком случае списывались в день отправки), я, например, неоднократно участвовал в краудфандинге куда более «бюджетного» BLAZE BAYLEY. Его диски отправлялись всегда заранее. А если по каким-то причинам отправить посылки заранее не было возможности, то сдвигалась общая дата выхода, чтобы не лишить преференций тех, кто сделал предзаказ и профинансировал саму возможность выхода альбома. К слову, бывало, что цифровая версия альбома шла бонусом.

АРИЯ в свою очередь сроков не сдвинула, с 25 и 27 сентября все желающие, включая тех, кто не вложил в него ни копейки, могли слушать и смотреть новый концертный альбом. Все, кроме значительной части тех поклонников, благодаря которым данный релиз стал возможен вообще. Быть может кому-то на этот факт наплевать так же, как и логистам АРИИ или «Планеты» на поклонников, но меня это ещё как возмутило! Ведь в итоге я получу свой заказ позже всех.

Но это ещё не всё. Прошло 30 сентября, когда, как обещалось, должна была начаться отправка купленных лотов, но я по-прежнему в неведении. Каково же было моё удивление, когда сегодня, 1 октября, я получил письмо, в котором наглецы с меня ещё требуют оплаты доставки! Господа, это как-то совсем несерьёзно. При оплате товара по-хорошему сразу оплачивается и доставка. Причём, в некоторых лотах указывалось, что доставка оплачивается за счёт покупателя. В моём же лоте никакой информации об оплате доставки речи не велось, а потому я (думаю, и многие другие) решил, что она уже включена в стоимость. Все же сразу указывают свой адрес при оплате! Так сложно рассчитать стоимость? Нет слов.

В общем, концерт концертом. В заказанном мною виде у меня его пока нет. Ну а так как эксклюзивности никакой не будет, как я уже давно понял, и, видимо, её и не предполагалось, то я его скачал. Сначала послушал, потом посмотрел. Свою копию, понятное дело, я до сих пор не получил да и, признаться, плевать мне теперь, когда она там придёт. Предвкушения уже нет, все впечатления от релиза АРИИ безнадёжно испорчены. И впредь, разве такое теперь забудешь, когда был уже «косяк» другого плана с «Классической Арией», а теперь вот с «Гостем…»? Конечно, я оплатил доставку, хотя это был не совсем честный трюк продавца: мол, товар купил, куда же ты теперь денешься – оплатишь и доставку. Либо плакали-с твои денежки. Знаю я теперь точно одно: больше никогда не буду участвовать в краудфандинге на «Планете». Думаю, также сделают мои друзья. И буду всегда осмотрителен при покупках, по крайней мере, концертов, пока АРИЯ сотрудничает с лейблом М2БА. И никаких больше предзаказов. Надоели коты в мешке. Это плохой лейбл.

Иллюзии о российском краудфандинге развеивал: Михаил "Mick82" Ивакин