Rammstein - «Rammstein» (2019)

Rammstein - «Rammstein» (2019)



10 лет от них были лишь нечастые новостные всплески вроде объявления очередного турне, а также выпуска очередного концертного DVD, сингла «Mein Herz Brennt» или двойного диска «Made in Germany» – наполненного, как любой «The Best Of…», за исключением одного нового трека. 10 лет все думали, что Rammstein уже постепенно уходят на покой – после волны концертов и подведения итогов своей долгой (на тот момент 20-летней) и успешной карьеры. 5 лет как любая шумиха вокруг них стихла, а само название группы у новостников всего мира уже почти стало архаизмом.

И вдруг они решили вернуться. С помпой, как и полагается такой хайповой группе. Сперва невнятные намёки, затем эта полутаинственная вылазка в стольный белорусский Минск ради записи некоторых хоровых и оркестровых партий. Потом и вовсе нагнетания в духе «…мы сами не ожидали, но решились…» и «…это будет скорее всего последний альбом…».

И вот, наконец, ещё бОльший хайп: онлайн-премьера первого клипа/трека на YouTube. Немногословный ненавязчивый (нет) таймер, чёткое время премьеры, толпы ожидающих и не верящих в своё счастье фанатов.

Первый клип – «Deutchland» – громыхнул. Да так, что butthurt испытали многие люди, чувства которых были задеты темой и её отображением на видео! Вроде бы успех, как в старые добрые времена: мол, мы ещё огонёк, и дров в нашей печи хватит на всех (хе-хе). Вроде бы билеты проданы на месяцы вперёд, люди рвутся выкупить любые свободные места на концерты тура, пусть даже придётся ехать в другую страну. Вроде бы вышел второй клип – «Radio» - который тоже вызвал негодование моралистов и пуритан, а также восторги поклонников.

А потом вышел сам альбом. И вот тут бомбёжка адским пламенем из всех отверстий настигла уже многих фанатов группы. Торт или не торт? Вот в чём вопрос. Давайте разбираться по порядку. И начнём с музыкальной составляющей.

Старт альбома – две уже успевшие въесться многим в голову композиции, на которые группа выпустила первые синглы/клипы. Они, бесспорно, очень хороши и выполнены в рамках стилистики старых добрых «раммов».

Третья песня – «Zeig Dich» – та, в которой можно услышать тот самый минский хор, местами и оркестр. Композиция мощная и монументальная, хотя местами проседает по динамике. Но надрыв с задором всё же решают.

А вот четвёртая уже начала удивлять. Нет, пока не в негативную сторону. Пока – и до сих пор – песня «Auslander» воспринимается многими скорее как дань уважения «отцам-основателям» стиля, в котором играют Rammstein – группе Oomph! Тем не менее, в ней хватает забавных истинно-раммштайновских элементов и даже фраза «Я люблю тебя!» на русском. Покатит.

Пятая – «Sex» – воспринимается тоже неожиданно, но положительно. Мощный рифф, интересный околорок-н-ролльный ритм, запоминающийся припев и «головокачательное» развитие темы. На этом треке снова думаешь, что слышишь старый добрый Rammstein, зубодробительно-маршевый, провокационный и сильный.

Но уже на шестой композиции появляется он – Rammstein курильщика. Пока ещё постепенно, но уже уверенными темпами погружающий вторую половину альбома на дно. Говорю это с сожалением давнего фаната пиронемцев. Нет, «Puppe» ещё весьма неплохая песня, пусть местами невнятная, но берущая как минимум внезапной экспрессией Тилля. Безумный полуистеричный вокал с середины трека всё-таки держит в напряжении и вызывает эмоции.

А вот «Was Ich Liebe» уже звучит тускло и безжизненно на фоне остального творчества немцев. Это дно, господа. Если раньше можно было с уверенностью сказать, что у Rammstein нет нецепляющих песен, то перед нами первое полноценное исключение. Нет, песня не плоха. Она просто абсолютно проходная. Ни мотив, ни припев не могут похвастать тем, что остаются в голове после завершения её прослушивания.

«Weit Weg», как ни странно, по музыкальному наполнению и вовсе опускается ниже. Мало того, что лейтмотива у песни попросту нет, так ещё и с мелодикой полная неразбериха. Неразборчиво, тускло, путано. Хочется найти в треке что-то достаточно яркое, чтобы зацепиться за этот момент и выдохнуть с облегчением, но увы. 

«Hallomann» немного радует утяжелением в середине и клавишным безумием ближе к концу. И всё было бы хорошо - если бы её не поставили после куда более живой и сильной "Tattoo". А так, увы, это тоже во многом «проходняк».

Можно списать неудачу этих трёх треков на экспериментаторство, а можно сказать, что музыканты при их сочинении просто «подустали». Так или иначе, эти композиции - тот случай, когда форма не справляется с содержанием: при интересной и многогранной лирике музыкальное наполнение хромает.

Тем не менее, есть во второй части релиза достаточно удачные песни. Одна из них - вышеупомянутая «Tattoo», которая, находясь между тусклыми «Was Ich Liebe», «Weit Weg» и «Hallomann», выглядит внезапной попыткой одуматься и вернуться к выработанному годами стилю. Она даже имеет все шансы стать одним из синглов к новому диску (всего их объявлено, к слову, 5, два из которых мы уже видели). Другой удачный трек - неплохая, пусть и короткая, баллада «Diamant».

А теперь стоит поговорить о смысловой нагрузке выпущенного группой продукта. Исходя из первых двух клипов, работа действительно концептуальная. Музыканты, пройдя через долгие годы совместной работы, вероятно и впрямь хотели подвести этим релизом черту. И планку они взяли высокую: обзор истории и культуры своей страны – скупой на слова, но сильный на образы увиденного. Со слабыми, но надеждами на лучшее будущее для своей Родины. С сожалением и скорбью по трагическим и чёрным моментам собственной истории. Концептуально альбом выдержан, как и всегда, на высоте, новые клипы заняли невероятно высокую позицию в плане качества и глубины, а тексты ёмко и многослойно говорят о важном через страшные и гиперболизированные картины метафор и лозунгов.

Подытоживая, хочется отметить тенденцию группы к гармоничному завершению, которое, к сожалению, в музыкальном плане местами близко к провалу. Альбом монументален, слова и клипы формируют мощную концепцию, а подогрев интереса публики - самый невероятный за всё время существования группы. К сожалению, на этом фоне порой теряется музыка. И потому диск по качеству материала вышел половинчатым и спорным. Слишком сосредоточились на смыслах в ущерб мелодиям? Не исключено. Но если музыканты Rammstein соберутся выпускать следующий релиз, им бы стоило аккуратнее проводить эксперименты над слушателем и больше следить за тем, чтобы все составляющие концепта были равнозначны.

Стиль: Neue Deutsche Härte, industrial-metal, gothic, symphonical

Оценка: 7 из 10

Автор: Johnny Willson