На REPEAT! Странные 90-е.

На REPEAT! Странные 90-е.


«Помните, как в детстве родители говорили «Надевай шапку чтобы не простудиться», «Не ходи по стройке - наступишь на гвоздь». А потом вдруг наступило время, когда мы осознали что без шапки и на стройке намного интереснее, чем дома во дворе в шапке. Здесь начинается наше восхождение к звездам через собственное волеизъявление». (Пособие по «Телеме» для поступающих в ВУЗ`ы под редакцией Д.И. Склизского - Шогготского, Москва 1989г.)
Наступили 80-е. Роковые алкогольно - наркотические божки - родители и лейблы, когда-то их создавшие, уже начинали понимать, кого они породили своими невнятными, тихо записанными альбомами. В одну из магических ночей дитя ожило и устремило свой взгляд к полной луне. Угольно-черные глаза были наполнены бунтом и гневом. «Почему ноябрьская ночь не может быть еще темнее и непрогляднее?» «Почему зима не может быть вечной?» «Почему холодный космос отвечает лишь единицам?». Увидев свое создание, творцы отшатнулись и убоялись, но умертвить не смогли, так как дитя было составной самой темной частью их самих. 
 
Однажды вернувшись домой, свое чадо они уже не обнаружили. Вдоволь наигравшись напульсниками и цепями, комиксными дутыми имиджами и громкими скандалами с псевдодьяволопоклонничеством, молодой Metal в начале 90-х осознал, что он с самого начала был сам по себе и ничья помощь ему теперь не нужна. Вырвавшись на свободу вместе с теми, кто был в андеграунде и вынашивал свои новые идеи, уже порядком изменивший свой облик, он шествовал по континентам, подобно Ньярлатхотепу, забирал молодые души и по-юношески верил в свою непоколебимость и всесилие. Тем, кто когда-то водил его по рекорд - лейблам с притворным видом демиурга – хозяина (а на самом деле втихую насмехался над этим тупым, безыскусным и агрессивным жанром) приходилось лишь наблюдать за происходящим. 
 
В середине 90-х всепоглощающая машина маркетинга, подобрав нужные ключи, заработала с новой силой и научилась успешно продавать даже то, что казалось продавать невозможно. Что-то надломилось. Исчезла тайна и магия. Теперь каждый мог пойти в магазин купить немного и поставить дома на полку. 
 
Пока все слушали «черный» альбом Metallica и смотрели на MTV Nirvana Metal, незаметно удалился на север, в Скандинавию. Там посреди ледников впал в спячку, в какое- то апатическое сомнамбулическое самонаблюдение – и это было не развитие или смерть, а скорее сбрасывание старой, порядком надоевшей кожи. Посредством своих медиаторов (музыкантов, художников, писателей и других восприимчивых индивидов) стал транслировать идеи. Здесь наступает время метаморфоз. Эти метаморфозы еще нескоро будут поняты даже самими последователями. Поиск новых способов и форм самовыражения сопровождался болезненным отторжением со стороны кондовых поклонников жанра. Дискуссии на тему кто «true» а кто «продался» занимали центральное место в письмах и самиздатовских фанзинах. Лишь единицам уже снилось новое музыкальное измерение. 
 
Итогом этих противоречивых времен стало появление множества разноплановых, экспериментальных альбомов. (Здесь мы и будем рассматривать краеугольные и наиболее значимые записи). Некоторые недопоняты до сих пор, поэтому искусство собственно и живо.
 
Подытоживая отмечу что, странные 90-е запомнились разнообразием. Иногда непозволительно роскошным разнообразием. Сейчас, спустя годы, это проявляется и проступает все ярче. То, что тлеет - не погасло, и скоро снова будет гореть. 
Текст: Zdan

MDB
My Dying Bride - "34,788 %...Complete" (1998)

И начать стоит с противоречивого и по сей день генерирующего лютые споры в метал-сообществе альбоме My Dying Bride - "34,788 %... Complete". Прошло уже 18 лет со дня его релиза – альбом достиг своего совершеннолетия - однако даже спустя такой внушительный период времени мнения как у фанатов группы, так и у просто любителей тяжёлой музыки, после неоднократных прослушивания данного пластинки зачастую меняются с бытующего на прямо противоположное. Нет, не стоит считать «процентики» шедевром, вышедшим из под пера «Моей умирающей невесты», но определенно стоит принимать эту работу как составной элемент обширной дискографии My Dying Bride. Более того, лично для меня этот альбом является одним из лучших в творчестве британских аристократов. Конечно, он не стал столь ортодоксальным экспериментом, которые, например, выкидывали примерно в те же годы экс-союзники музыкантов по дум-металической коалиции начала 90-х, но всё же в свете той эпидемии, охватившей эту коалицию в период, когда все «ведущие концерны» дума бросились в электро-синти-психоделик-роковые джунгли, - это был вызов. 
 
Вызов прошлому, вызов настоящему, вызов будущем, вызов всем неурядицам, сопровождавшим банду после выхода культового «Like God of the Sun», тру-фэнам, которые даже легкую психоделичность "The Angel And The Dark River" расценивали как уход от корней, в конце концов, вызов самим себе, ответ покинувшему группу скрипачу Марину Пауэллу, которому смены в стилистике звучания пришлись не по душе. Каждый элемент альбома – начиная от пост-модернистского оформления Аарона, возникшего, судя по всему, из наркотических трипов, заканчивая свежими лирическими нотками, направленными на познание человеческих пороков – демонстрировал то, что группа находится на грани когда все либо разрушается, либо перерождается аки Феникс из пепла. И – наркотики дают о себе знать – музыка «процентиков» представляет собой не привычный тру дум/дэт метал, а плод беспорядочных половых связей, приправленных психотропными веществами и их аналогами, представляющий собой безумный микс дума, индастриала и трип-хопа. Чего только стоит дико экспериментальная "Heroin Chic". Кучи компьютерных эффектов, варьирующихся от звуковых искажений до искусственного ломания голоса Аарона в угоду психоделическому оттенку. Темнейшая атмосфера грязного мегаполиса, в котором человек просто не может противостоять поедающим его порокам, негативным эмоциям и разочарованиями, теряет своё «Я» и раздавливается урбанистическим грузом, который несет новый саунд My Dying Bride. 
 
Является ли этот эксперимент MDB чем-то интересным и выдающимся или же это просто пластмассовая бракованная поделка, случайно вышедшая из не дающего сбои станка? Это уже решать каждому для себя. После этого альбома группа вернулась на круги своя и даже на своих выступлениях крайне редко затрагивает композиции из сет-листа этого противоречивого альбома. Но мы ведь знаем чего можно ожидать от этих англичан, ведь для этого нужно только лишь включить "34,788 %... Complete". Психоделический трип-думовый сонный паралич гарантирован.
Текст: T-MAC McCgrady (Команда Metalheads.by)
 
DT - projectorDark Tranquillity – «Projector» (1999)
 
Об этом альбоме уже было сказано миллионы слов и исписано тысячи электронных листов бумаги! Твердили они, что это лучший альбом Dark Tranquiility, говорили они, что это один из самых экспериментальных и смелых альбомов металического пространства за последние несколько десятков лет…Спустя 17 лет эйфория всё-таки улетучивается и теперь есть шанс объективно разобрать этот альбом в рамках нашего проекта. Итак, что же меняется, если прослушать альбом прямо сейчас и, отбросив эмоции, трезво и сурово оценить его? Да ничего! Это оригинальный шедевр! Сильнейший альбом, в каждом звуке которого каждой клеточкой нашей ушной раковины улавливается профессионализм Станне и Ко. 
 
Обычная реакция при первом прослушивании человека, знакомого с тремя предыдущими альбома «Тёмного спокойствия» - удивление. Там был приблэкованный МДМ, потом просто Гётеборгский МДМ, а здесь ВНЕЗАПНО какая-то готическая направленность, чистый глубокий вокал… Первые подозрения у неискушенного слушателя – продались, отошли от прошлого? Ноуп. Неа. Всё крайне технично стилистически и эмоционально, что создается впечатление, что шведы играют такую музыку уже десяток лет точно. Хотя вообще все эти рассуждения жанровой дислокации и трансформации условно философские, согласитесь же. Где, на самом деле, на ваш взгляд, заканчивается тот самый дэт-метал и начинается готика? Там, где каждый из нас сам для себя это определил, только и всего. И если посмотреть на пластинки ДТ, идущие до «Projector», то можно подумать, что это всего-то следующий шаг в музыкальной эволюции группы и что по сути ничего и не поменялось. 
 
Но зачастую каждый маленький шаг для банды является большущим шагом для музыкальной сцены! И тогда, в уже не близком 1999 году, различными слияниями дума, готики и блэка уже никого было не удивить, а вот дэт, смешанный с готикой, звучал очень ново и свежо. И не нужно было плакать по исчезнувшей из саунда ДТ доли тяжести и его общему облегчению – музыкальное полотно приобрело от этого полноту и плотность звучания, заиграло новыми яркими красками, чего порой сильно не хватало и не хватает дэт-металическим формациям. Все эти чередования быстрых, интенсивных моментов с лиричными, меланхоличными вставками, обогащающимися красивейшим чистым вокалом Микаэля (что тоже было очень ново, ибо до этого чистый вокал лишь единожды проскользнул на «The Gallery»»), чудовищно выверенные смены темпа, - каждый из этих элементов вкупе с кучей не перечисленных здесь подталкивает и по сей день не один раз переслушивать эту замечательную, не побоюсь этого слова, революционную работу. 
 
Лирика. Многие в силу различных причин не придают ей особого значения, особенно в иноязычной музыке, но лирика Станне на высочайшем уровне. И не стоит забывать, что он ведь швед и родной язык для него шведский, однако его словарный запас поражает воображение. Приведу куплетик из своей любимой композиции всего творчества Dark Tranquillity, а вы вчитайтесь насколько тщательно подобраны слова:
 
Gentle storm, Thundering silence
Inferior force, Uncontrolled calm
Vital unlife, Logic, chaos, logic.
 
Такова музыка этого альбома, безусловно оставившего свой экспериментальный противоречивый, как и музыкальная составляющая пластинки, след, тянущийся с 1999 года по сей день – одновременно мягкая, но сшибающая всё на пути, тихая, но одновременно взрывающая ушные органы…
Текст: T-MAC McCgrady (Команда Metalheads.by)
 
NocturnusNocturnus – «The Key» (1990)
 
В 1987 году во Флориде образовалась новая дэт - метал группа под руководством Майка Браунинга (ex-Morbid Angel) имя которой Nocturnus. В те года уже начинала показывать свой характерный почерк флоридская школа дэт - метала и практически от всех новых коллективов из тех краёв ожидали что-то вполне очевидное и понятное. Но вопреки ожиданиям, Nocturnus пошли совершенно другим путём. В 1990 году они выпускают свой дебютник «The Key». Начнём, пожалуй, с того, что он был концептуален и лирика была далеко не о брутальной «массакре», что не часто встретишь у дэтстеров. Тут нам преподносят историю о роботе-киборге, который перемещается в пространстве в прошлое, чтобы искоренить христианство и навести новый мировой порядок. Это, безусловно, интересно, и обложка весьма привлекает внимание, однако главное для нас ведь музыка, что же там? А там было то, что в те времена многие попросту не поняли и по достоинству к величайшему сожалению не оценили. Представьте себе невероятную смесь из скоростного трэша, сложных структур и замороченных дэт - метальных риффов с эпичным клавишным сопровождением. Такое даже в наши дни считается диковиной, что уж говорить про 90-е. До них никто не делал ничего подобного, разве что годом ранее Atheist на альбоме «Piece Of Time» показали некоторые идеи, которые взяли на карандаш и доработали Nocturnus. Вскоре после этого вышли альбомы  Death, Cynic, Sadist и Atheist, которые по праву получили статус культовых, и очень печалит тот факт, что прорыв Nocturnus с их «ключом» несправедливо ушёл в тень.
Текст: Александр Рабец (Vanitas, Kaprikorn promo)
 
suffocation
Suffocation - «Effigy Of The Forgotten» (1991)

Этот альбом является самой настоящей жемчужиной жанра, его превозносят тысячи, если не миллионы металхэдов по всему миру с самого момента его выхода и по сей день. Про него уже было сказано всё, что только можно и добавить уже просто нечего. Но давайте попробуем разобраться, почему так происходит. Ещё в начале своей карьеры они неслабо рвали шаблоны в восприятии слушателей, причём не только музыкой, в группе были чёрные ребята, что считалось нонсенсом. А музыкально своей сложностью, техничностью, монументальностью и бескомпромиссностью они буквально шокировали слушателей, сейчас-то конечно таким не удивить, уже давно появились так называемые «спортсмены» от метала, у которых техника исключительно ради техники, а не музыки. Но Suffocation сумели сделать невероятно сложную, даже в какой-то степени психоделичную и мега брутальныю музыку, аналогов которой в те времена просто не существовало, да и сейчас нет. И слушается это с огромным интересом. Кроме того, их характерный почерк и узнаваемый вокал Фрэнка Мюллена ни с кем не спутать. Выход «Effigy of The Forgotten» ознаменовал новую эру в развитии дэт - метала, и метала в принципе. Если вы не слышали этот альбом – вы прожили жизнь зря!
Текст: Александр Рабец (Vanitas, Kaprikorn promo)
 
visceralVisceral Evisceration - «Incessant Desire For Palatable Flesh» (1994)

Всем почитателям дум - дэта знакомы ветераны жанра Paradise Lost, My Dying Bride, Tiamat, Anathema, Katatonia и их шедевральные работы 90-х, но мало кто знает о таком австрийском коллективе как Visceral Evisceration, записавшем всего один альбом, но зато какой! Эти господа не придавались унынию, и лирика у них была вовсе не о тщетности бытия и размазыванию соплей, их текстам позавидовали бы даже Cannibal Corpse. Вот вам к примеру только названия треков «Жуя женские гениталии», «У гинеколога-эпикурейца» «Похлёбка с менструальной кровью на ужин», «Иду по колено я в крови», тексты песен разумеется не лишены доли юмора, но их уже погуглите сами. А на обложке у них вовсе изображена девица, наполовину прокрученная в мясорубке. Как знать, может быть именно всё это и оттолкнуло фанатов жанра от группы…Но, вопреки всему этому, музыкальная палитра там весьма разнообразная и впечатляющая. Мясистые риффы, плотный звук и самое главное - очень цепкие мелодии придающие музыке некую долю трагизма. Вокал тоже отличается разнообразием, тут присутствует как мужской экстрим, так и вкрапления чистого мужского и женского вокала. В общем мастхэв!
Текст: Александр Рабец (Vanitas, Kaprikorn promo)
 
slayerSlayer - «Undisputed Attitude» (1996)

В середине 90-х быть металлистом стало окончательно не круто, и «власть» в музыкальной индустрии захватили альтернативные группы и адепты поп-панка, вроде Green Day и The Offspring. Тем не менее, группы вроде Pantera или Slayer продолжали выпускать достойные альбомы. До поры до времени, пока американские «ангелы смерти» к шоку многих поклонников тоже заиграли панк! Вышедший в 1996 г. альбом «Undisputed Attitude» содержал всего три новых песни, а по факту – вообще одну, «Gemini». Все остальное было каверами на олдовый панк-рок, который, по словам гитариста Керри Кинга, сильно повлиял на Slayer. Стоит вспомнить и увлечение панком в 80-х гитариста Джеффа Ханнемана, который принес две песни из репертуара несостоявшегося панк-проекта Pap Smear 10-летней давности. Выбор треков был обусловлен простым недовольством музыкантов группы тем, что происходило тогда в музыкальной индустрии. По мнению того же Кинга, Green Day и The Offspring не был настоящим панк-роком, и было решено показать миру действительно стоящие олдовые панк-группы. Не обошлось без хитов, и кавер «I Hate You» от Verbal Abuse в итоге полюбился фанатам. Надо сказать, что альбом все равно звучал как Slayer, правда, с большим количеством оговорок, в основном по качеству материала. И многие тру-фанаты, поклоняющиеся «Angel Of Death» и «South Of Heaven», говорить об «Undisputed Attitude» не любят.
Текст: Петр Фатеев 
    
1997-kreator-Outcast

maxresdefaultKreator – «Outcast» (1997)/«Endorama» (1999)
 
Получив изрядную долю популярности и фанатского респекта в 80-х уже в 90-х немецкие трэшеры Kreator начали искать свой собственный саунд, пустившись в эксперименты. Сначала был довольно странный, но все же крутой «Renewal», затем еще более странный, но еще трешевый «Cause For Conflict», а далее… Никто даже не думал, что крестные отцы тевтонского трэш-металла ударятся в готику. Альбом «Outcast» стал для терявших надежду на новый «Pleasure To Kill» поклонников полной неожиданностью и разочарованием. Градус агрессии снизился, пропали соло-партии, но появилось много мелодий, меланхоличное настроение – что это за трэш? Ранее поднимавшие «флаг ненависти» музыканты записали практически балладный трек «Chosen Few», а крик Милле Петроцца сменился пением (он даже брал уроки вокала)! Конечно, абсолютными готами Kreator не стали, да и трек «Phobia» с тех пор стал завсегдатаем концертных треклистов. Учитывая, что в 90-х каждый новый альбом группы отличался от предыдущего, «Endorama» мог все исправить – но не тут-то было. Еще больший крен в готику, некоторое облегчение саунда, влияние Sisters Of Mercy (кстати, тевтонская версия «Lucretia (Me Reflection)» на мой взгляд шикарна) и дуэт с Тило Вульфом из Lacrimosa забили последние гвозди в гробы надежд поклонников Kreator. 
 
Но надо сказать, что эти альбомы не были плохими, они просто были иными. Невозможно было отрицать то, что их записали Kreator со своей фирменной подачей. Других таких работ в арсенале немцев нет, да и стоит сказать, что готичный саунд был хорош, и из «клона Testament и Metallica», как назвали Kreator в одном из журналов начала 90-х, группа все-таки нашла свое лицо и подарила поклонникам несколько нестандартных, но все же хитов. К сожалению, а может и к счастью, через несколько Петроцца сотоварищи вернулись к привычному трэш-металлу, однако именно «Outcast» и «Endorama» особенными изгоями в их дискографии.
Текст: Петр Фатеев