Also Sprach Ion. Интервью для всех и ни для кого. Вокалист «Infestum» Ion the Saint поделился мыслями о своей философии

Also Sprach Ion. Интервью для всех и ни для кого. Вокалист «Infestum» Ion the Saint поделился мыслями о своей философии


Гостем этой беседы стал не просто музыкант, но еще и человек, не равнодушный к оккультным наукам, владеющий знаниями в различных областях человеческого мировосприятия. Поэтому нет ничего удивительного, что во время диалога с Ion the Saint  мы затронули вопросы из разных полюсов окружающей действительности и мира вокруг нас.

Группа Infestum существует уже достаточно давно (15 лет) и за это время записала ни один альбом. Что служит источником вдохновения для творческой деятельности?
Не знаю. Видимо, есть что сказать. 15 лет назад, когда наш проект только начинался, в нас играл юношеский максимализм, хотелось громко о себе заявить. Думаю, это в равной степени можно сказать и об IRATUS DOMINUS. С этого и стартуют практически все молодые банды - начинают искать каких-то там врагов, стараются кому-то и чему-то соответствовать и так далее. Мы этим переболели уже в самом начале. А сейчас - до сих пор есть, что сказать. Понятное дело, что делается это не ради прибыли или мыслей о том, что «вот-вот мы заключим контракт с известным лейблом и поедем в тур». Да и никаких туров уже точно не хочется.

Большинство групп, по мере своего становления и взросления, кардинально меняют свой стиль: к примеру, начинают с Death metal, а заканчивают чуть ли не панк-роком. Почему с Infestum такого не случилось?
Ну, что касается этих групп, о них принято говорить, что они повзрослели в музыкальном плане. Но я думаю, во всем виноваты крайности. Нужно понять, что в музыке нельзя себя ограничивать, потому что создав себе рамки, из них потом захочется выпутаться. Что касается творчества Infestum, мы себя ни в чем не ограничиваем и у нас нет этих рамок. Я не могу сказать, что всегда слушал исключительно метал - как раньше, так и сейчас. Остальные участники группы придерживаются такой же позиции. В результате, ввиду того, что каждый из нас слушает разную музыку, то мы, в общем-то, не нуждаемся в том, чтобы кардинально менять стиль нашего проекта - он и без этого неограничен и разнообразен. И подвержен лишь плавной эволюции. А любые оковы рано или поздно провоцируют революцию - как в себе, так и в окружающем мире. Либо смерть. Это касается не только музыки, но и любого социально-культурного явления. Взять к примеру Средневековье, которое просто было загнано католицизмом в кандалы. Самовыражение личности тогда не только было поставлено под запрет, но и являлось грехом. Естественно, что пошла Реформация - революция с тысячами смертей. В революциях, конечно, нет ничего плохого. Плохое есть в системе, которая довела себя до состояния, когда революция стала неизбежной. Так что, не стоит загонять себя в рамки. В том числе и стиля.

Какое место в творчестве Infestum занимает философия?
Наверное, основополагающее. Философия - это единственная заслуживающая внимания форма религии. Так или иначе, изначальную философию в Греции породила именно религия. Греческие философы шли неразрывно с религиозными взглядами того времени, и религиозные взгляды трансформировались под давлением философии. Отсюда следует, что философия - продолжение религии, а сама религия, по сути - крайняя точка философии. Философия ищет ответы на вопросы. Когда кому-либо из философов кажется, что его ответы становятся абсолютом, он пытается превратить их в догматы, а себя объявить «мессией», называя все прочее - ересью. Поэтому можно сказать: противостояние догматизму неминуемо приводит к ренессансу философского мировосприятия.

Одним из самых противоречивых философов последних столетий является Фридрих Ницше, писавший о многих интересных вещах. Одно из важных мест в его философии занимает теория о Сверхчеловеке. Многие трактуют это понятие по-своему - тот же Гитлер, к примеру. А каким этого Сверхчеловека видишь ты?
Не думаю, что сам Ницше считал себя Сверхчеловеком. Мне кажется, он был одним из тех, кто считал, что движется по мосту, ведущему к Сверхчеловеку, и рано или поздно с него упадет. Поэтому не стоит искать противоречий в его персоне и том, что он воспевал. И не секрет, что Ницше считал Сверхчеловеком не того, кем его считают многие другие, вдохновляющиеся идеями Ницше, и строящие на его основе свою идеологию. В моем понимании Сверхчеловек - это человек, который достиг освобождения от всех ограничивающих доктрин, морали, обычаев, традиций - творец себя и окружающего мира. Но на самом деле, это абсолют, т.е. то, чего нельзя достигнуть. Можно лишь приблизиться, достичь подобия. Это что-то, к чему мы стремимся и не можем достигнуть.

На самом деле, таких приблизившихся людей (монументов) было очень много. Думаю, каждый может назвать свои личные исторические ориентиры. К примеру, Ницще, вспоминая о Сверхчеловеке, называл имя Чезаре Борджиа. Ницше пытался перейти на «ту сторону» морали. В моем понимании, мораль «по ту сторону» - это то, что мы устанавливаем себе сами. Есть, допустим, христиане. Они живут по заповедям и действуют так потому, что считают: так - хорошо, а так - уже плохо, но не потому что они это решили для себя, а потому, что им это было преподнесено свыше. Якобы считается, что это - верно. А на самом деле это эффект стада, которому постоянно указывают - человек делает хорошо, пока уверен, что его могут покарать. Закон, общество, небеса - все зависит от системы внушения. Это рабская философия. И это относится не только к христианству. Но человек, который не ворует потому, что он так для себя решил, уже представляет из себя индивида, перешедшего эту грань. Таким образом, Сверхчеловек - это существо, победившее в себе животное и ставшее истинным Творцом судьбы - Богом. Однако животное в нас было, есть и будет, поэтому мы помним, что Сверхчеловек - состояние недостижимое.
 
Вернемся обратно к Ницше. В том же произведении «так говорил Заратустра», он заявил о смерти Бога. Когда он это писал, на дворе был 19 век. На данный момент прошло около 150 лет, но тема смерти Бога по-прежнему является актуальной. Почему так?
Для меня "Бог" - исключительно культурологический аспект. Вне зависимости от того, есть ли какие-либо высшие существа, человек создает Бога по своему образу и подобию. На самом деле, это все отражение ищущего Бога извне. И к 19 веку это представление Бога, которое зародилось во времена распада Великой Римской империи, так или иначе, себя изжило, т.е. человек просто перерос эти рамки - и Бог умер. Если посмотреть на христианство, то с ним просто нет смысла бороться, потому что это остаток мусора, скорлупы, треснувшей еще в эпоху Ренессанса, которая
продолжила раскалываться в эпоху Просвещения и к 19 веку, в момент развития научно-технической революции, когда человек не был связан никаким догматами, от христианства остались одни ритуалы. И люди, посвящающие себя борьбе с этим Богом, должны всмотреться и понять, что он уже давно мертв. Христианство похоже на Химеру и бороться с ним бессмысленно, потому что эта религия уже давно мертва. Единственное, что можно и нужно сделать - превзойти эту Химеру внутри себя. И вот именно это и продолжает по-прежнему оставаться актуальным.

В чем концептуальная идея сатанизма и оккультизма. Чем они различаются? Можно ли сказать, что сатанизм - это противопоставление христианства?
На такой вопрос можно диссертацию писать. Настолько много различных трактовок и пониманий того, о чем многие даже понятия не имеют, что очень тяжело выстроить два абсолюта, чтобы сравнить их между собой. В немалой степени и то и другое действительно было порождено христианством для создания “образа врага”. Так что, это можно назвать и “противопоставлением христианства”. В чистом виде Оккультизм - это попытка менять мир вокруг себя, а сатанизм - это попытка изменить себя, обрести свою оторванную от «рабства божьего» индивидуальность. Но если рассмотреть оба понятия шире, то Оккультизмом можно назвать всю современную науку, а Сатанизмом - культуру и философию.

Ведь ученые пытаются познать мир, проникнуть за грань невозможного, расщепляют атомы и молекулы... - ведут себя как истинные оккультисты. А современные философы и художники обращаются внутрь человека в поисках того самого «альтернативного» Бога. С точки зрения Средневековья, Эйнштейна можно было сжечь за оккультизм, как поступили с Джордано Бруно. Ну а философам за их «дьяволопоклонничество» тем более мало бы не показалось. Так что, науку можно назвать Алхимией, а «Алхимию» можно высосать из пальца, чтобы кого-нибудь обвинить. А по сути все эти понятия как существовали, так и существуют, просто трансформируются и показывают стремление человека к развитию - переосмыслению себя, своего места в природе и попытку на эту природу влиять. Первое - сатанизм, второе - оккультизм.

Каким бы был современный мир, если бы Гитлер выиграл во Второй Мировой войне?
Во-первых, стоит сказать, что история не терпит сослагательного наклонения; и то, что в ней случается, является вполне закономерным результатом. Что касается Гитлера, то мне не кажется, что мир бы особо изменился в сравнении с тем, каков он сейчас. Все дело в том, что идеологии Гитлера и Сталина были чрезвычайно близки между собой. Гитлер пытался сделать великого германца, а Сталин - великого советского человека. Везде были концлагеря, где уничтожали всех, неподходящих под определенное описание. Если бы победил Гитлер, то подобно разрастанию СССР на всю восточную Европу, разросся бы Рейх. Но его величие было бы недолгим, поскольку после исчезновения Личности, противящейся привычному ходу маховика истории, все равно всё вернулось бы на свои места: сменилось бы несколько поколений, и жители Третьего Рейха сами бы все разрушили - произошла бы реакция. Культ личности Гитлера также быстро исчез бы, как это получилось с культом личности Сталина, контролируемые европейские государства получили бы независимость, и в результате появился бы точно такой же Евросоюз, но только, возможно, с другими символами.

Вернемся к музыке. Можно ли сказать, что фронтмен Behemoth Адам Дарский - это современный прототип Адольфа Гитлера?
Ну, я еще не видел ни одного концентрационного лагеря для тех, кому не нравится творчество Behemoth. Дарский более демократичен в своих взглядах и не навязывает никому какую-либо идеологию. Как сказал он сам, Behemoth - это просто музыка и не нужно искать внутри нее какой-то скрытый смысл. Несомненно, Дарский - талантливая личность, очень харизматичная. А любая личность порождает злопыхателей. Это обычные люди, которые не могут сделать лучше или хотя бы также и ненавидят его, потому что он выше них. Они будут рассказывать, что его музыка - “попса”, что он гонится за “большим долларом” и т.д. Но если все так просто, почему ты не можешь этого сделать сам? Они смогут возразить лишь, что они “true”, а на самом деле - обыкновенное говно. Просто не вышли они ни рожей, ни способностями и не могут менять себя и мир вокруг себя. А такие люди, как Дарский, изменяют мир и делают это не потому, что им так хочется, а просто они это могут сделать. Это касается и Дарского, и Наполеона, и Македонского, и того же Джобса. В этом плане, конечно, можно провести и параллели с Гитлером, ведь он тоже несомненно был личностью. Чуть позже следом за такими личностями появляются воздыхатели, ненавистники, критики, биографы и прочие.
 
Вредные привычки - алкоголь, курение, наркотики. Теория заговора нам говорит, что их придумали для того, чтобы избавляться от лишних людей. Думаешь, это соответствует действительности?
По одной из версий теории заговора, людям, которые верят в теории заговора, нужно лечиться. Есть такое понятие, как закономерности: что-то происходит лишь потому, что так должно произойти, а не по чьему-то “злому умыслу”. И даже чей-то “злой умысел” чаще всего оказывается банальной закономерностью - требованием времени. И не один помыслит, так другой.Что же до «вредных привычек», в Библии апостол Павел говорил: «Все мне дозволено, но не все полезно. Все мне позволительно, но ничто не должно владеть мною». У людей всегда были вредные привычки, но эта «вредность» всегда относительна. К примеру, использование вина не только вредно, но и полезно. Греки добавляли его в воду, поскольку в нем содержался спирт, способный дезинфицировать ее. Таким образом алкоголь может быть полезен. Главное - знать меру.

Многие говорят, что кого-то “спаивают”, но это не совсем так. У каждого есть своя голова на плечах, поэтому здесь можно сказать лишь то, что человек слишком слаб, чтобы отказаться от употребления спиртного либо ограничить себя в нем. Но это малодушие имеет еще одно последствие: малодушный человек никогда не возьмет грех на себя. То есть работает следующая философия: "я слишком слаб, чтобы спиться, но я настолько слаб, что не могу признать, что я спился из-за того, что сам я слабый. Я скорее обвиню в этом кого-то другого, разработаю теорию заговора, по которой меня спаивает целая бригада специалистов". Это звучит более красиво и утешительно, чем признание собственной слабости. Вот так теории заговора и зарождаются.

Ты недавно вернулся со Львова. Как оцениваешь ситуацию, которая происходит в России и Украине после того, как русские вернули себе Крым?
Начнем с того, что Крым по такому же “праву” мог бы себе возвращать кто угодно, начиная от Греции и заканчивая Турцией. Даже Германия в 41-м занималась тем же, чем сейчас Россия - возвращала Крым, считая его колыбелью готской цивилизации. А по поводу Львова - это замечательный и прекрасный город, люблю в него возвращаться снова и снова.
Что до самой ситуации в Украине, то там происходит небывалый взлет национального самосознания. Конечно, правление предыдущего президента, многие годы экономического противостояния с Россией и год военных действий не могли сказаться на общем экономическом положении страны. Но тем не менее украинцы остались таким же радушным народом, не скупящимся на яркие эмоции. А сама атмосфера в Украине по-прежнему воодушевляющая. А про ситуацию в России после этого и говорить не хочется.

Отойдем от политики и вернемся на землю. Ты, в свое время, работал в журнале Metal Art, где была рубрика, в которой известные музыканты рассказывали об исполнителях, повлиявших на их музыкальное становление. Отметился там и ты, назвав такие группы, как The Doors, King Crimson и даже наш Gods Tower. Какой, на твой взгляд, вклад внесли Джим Моррисон и Роберт Фрипп в современную музыку?
Эти люди - тоже личности. Люди, творившие музыкальную эпоху. Моррисон, так и подавно. Да, он умер в 27 лет, но сделал больше многих и поныне живущих. Есть такая теория, которая была переработана и в христианстве, где носит название Deal with the Devil (сделка с дьяволом). Суть теории проста - ты продаешь душу, чтобы достичь всего, но умираешь за это раньше всех. Подобный выбор был описан еще биографами Александра Македонского, который пожертвовал долгой жизнью, чтобы завоевать полмира. Моррисон описал это красивее и без всякого «мистицизма»: он видел себя яркой звездой, привлекающей внимание всех, но вот она падает… и ее больше нет.

Суть на самом деле в том, что жизнь человека можно сравнить с лампой, которая имеет определенный запас энергии. Есть несколько способов, как с ней обращаться: можно поставить ее гореть тускло, но долго, а можно разбить, и она вспыхнет яркой вспышкой, но вспышка эта будет скоротечной. Ты либо ярко сгораешь, либо тлеешь потихоньку. Моррисон сгорел ярко, и сделанное им для того времени было истинной революцией, породившей эпоху. Не было бы The Doors, не было бы и Black Sabbath, Led Zeppelin, Deep Purple и других. Он превратил рок-музыку в новую форму протеста, отойдя от банального «хотим ширяться, разводить цветы и против войны во Вьетнаме». В своем творчестве он обратился к философским истокам, а не просто к обыкновенным земным ценностям. Так что, отблески порожденного им пламени освещают многим путь и поныне.

Чтож, после такого обширного интервью даже трудно что-то добавить. Спасибо, Ion, за интересную беседу. А нашим подписчикам хочу сказать, что еще глубже проникнуться с музыкальной составялющей философии группы Infestum можно здесь: VK, Official SiteFacebook. 

Беседовал: Александр Курлянчик