Интервью с барабанщиком Арконы Андреем Ищенко: Бороться, искать, найти и не сдаваться!

Интервью с барабанщиком Арконы Андреем Ищенко: Бороться, искать, найти и не сдаваться!


Нынешнее интервью посвящено Андрею Ищенко - участнику таких известных банд, как Аркона, Rossomahaar, Hieronymus Bosch и прочих.
Приветствую, Андрей! Спасибо, что откликнулся на мою просьбу сделать интервью с тобой! Чем занят сейчас? Какие планы на ближайшее будущее у самого титулованного метал-драммера отечественной сцены?
Приветствую! Планы тесно связаны с группой Аркона: играем на летних фестах - в основном, европейских, - осенью едем в тур по Канаде, США и Европе концертов на 50-60. Все то же самое, что в предыдущие два года, и это радует! Также сыграем несколько концертов с Rossomahaar, будет несколько студийных сессий, а также жду новых альбомов от групп Grace Disgraced, Melancholy, Олега Мишина, Nefas Terra, The Suicider, Her Eyes, Магистр, и других, для которых я записал барабаны. Дело это небыстрое, понимаю.

Глядя на твою активность, можно предположить о грамотном распределении личного времени. Поделись секретом, как удается совмещать столько музыкальных проектов одновременно?
В этом плане хорошую школу прошел несколько лет назад, когда мог поработать с 15 группами в месяц и с 40+ в год. В этом была строгая система:
  1. сначала я играл со всеми, кто ко мне обращался;
  2. когда групп стало больше чем времени, я стал повышать ценовую планку и опытным путем выяснил, где верхняя грань;
  3. дальше критерием была занятость, которую мне могли предложить – в первую очередь, записи и концерты;
  4. наконец, я стал ездить в туры, играя с двумя-тремя группами за вечер, и, поскольку бригада таких групп состояла из пяти-шести, остальные начали искать и находить новых драммеров;
  5. когда же меня взяли в Аркону, я продолжил играть больше 100 концертов в год, но уже с тремя-четырьмя группами, а не 27-ю, как это было в 2012-м. Чем меньше групп, тем больше свободного времени, поэтому сейчас мне жить легко и просто.
 
Сколько нужно заниматься музыканту, цель которого - успех в определенных кругах? Рассчитывать на удачу, либо достигать всего упорным трудом?
Я достиг всего упорным долгим трудом. Это было непросто, голодно и муторно, зато сейчас у меня есть наработки в смежных с металлом стилях и практический опыт, опираясь на который, я могу годами поддерживать форму, даже если нет концертов и репетиций.
Хорошо, когда твоя первая группа прет вверх, как паровоз, но что делать, когда удача отворачивается? Хорошо, если группа турила, как проклятая, играя в любых столовых и барах, и ты знаком с кучей коллег, которые спят и видят, как бы тебя пригласить поиграть, но реальность в 99% случаев другая. Оказываясь у разбитого корыта, музыкант может сделать несколько шагов из профессии:
  1. Первый – «я не буду падать в цене». Если хочешь продолжать играть в группе, надо уметь договариваться и быть адекватным.
  2. Второй – «я не буду ждать». А придется! Хорошие предложения на земле не валяются, и, чтобы получить одно из них, можно ждать годами – а, главное, быть на момент прослушивания в хорошей форме, как физической, так и моральной.
  3. Третий – «все знают, кто я». Даже если и знают, приглашают играть свою музыку, а не ту, в которой ты был силен раньше. Все придется доказывать с нуля. И так каждый раз.
  4. Четвертый – «не буду учить вашу дурацкую музыку, сыграю свои прошлые хиты». Мало что раздражает коллег настолько сильно, как невыученный урок. Они тратят свое время, силы и желание на общее дело, и нелепая импровизация вместо выученной четкости – плевок им в душу.
Играйте как можно лучше, никуда и никогда не опаздывайте, ведите себя по-человечески, и работа придет.

Финансы. Вопрос, вероятно, один из самых популярных, когда речь идет о музыкальной деятельности. Существует мнение, что музыкант теряет себя, если постоянно думает о деньгах, а не о собственном творческом развитии. Может, таким ребятам лучше сразу стоит отправляться в кабак, играть, например, Михаила Круга или Вячеслава Добрынина, заплывая жиром и теряя с каждым днем интерес к творчеству и инструменту? Пустые глаза представителей кабацких кавер-бэндов могут вас в этом убедить. Как быть в данном случае металхэдам?
Металхэдам, как и всем остальным музыкантам, на мой взгляд, надо играть как можно больше, расширяя кругозор и не забывая о той музыке, из-за которой они взяли в руки инструмент. Я играл в кабаке на подмене, научился другой манере игры, выучил много интересных песен, и для меня это был хороший, нужный опыт. Моей целью были не столько деньги, сколько возможность поиграть что-то еще. Я вообще старался играть как можно больше, и не просто дома, а с людьми.
Знаю, деньги могут быть нужны очень сильно, и на самое главное – на семью. Бывает, что работать надо, играть надо – но и о мечте забывать не стоит. Пусть сейчас не получается – надо ждать, когда получится, и стараться воплотить свою мечту. Не получается сейчас – значит, время не пришло. Главное, не проспать, когда оно придет, и быть готовым.
Если деньги ставятся впереди творчества – «сначала заплатите, а иначе не сделаю» - да, это прямой путь в кабак. Что ж делать – кто-то приходит в музыку для самореализации, как нормальный творческий человек, а кто-то за деньгами. Осуждать не берусь, главное, у меня глаза еще не мутные, мозг соображает, и многое могу сыграть!

Кто, с твоей точки зрения, может называть себя профессионалом - человек, получивший корку в каком-либо ВУЗе, либо тот, кто зарабатывает деньги музыкальным трудом?
На мой взгляд, профессионал – тот, кто живет за счет своего труда, музыкального, или любого другого. Я закончил МГТУ имени Баумана, но по специальности не работал. Какой же я тогда профессионал?! И параллельно с музыкой я много лет работал инженером, а до этого грузчиком, курьером, ночным охранником, мерчандайзером в Кока-Коле – и нигде не продвигался по службе, так как хотел играть на барабанах. А кто-то, наоборот, работает в плотном графике и играет по выходным – значит, он профессионал на обычной работе, а здесь любитель.

Ты много ездишь в туры. На какие технические нюансы, прежде всего, ты бы посоветовал обратить внимание коллективам, которые собираются колесить по миру?
В техническом плане надо собрать всю возможную информацию о клубах, где предстоит играть. Тащить с собой барабаны и комбики, особенно, если они неважного качества, смысла нет, но, в целом, чем меньше оборудования нужно от клуба, тем лучше. Если едете в тур с другой группой, имеет смысл договориться заранее, кто что берет, и каким образом это уместится в микроавтобусе, или даже машине, в которой вы поедете. Также важна логистика – сколько километров от города до города, сколько будет стоить добраться, случись что в дороге. И, конечно, лучше иметь запас времени до концерта. Надо будет найти золотую середину, чтобы не ехать в следующий город ночью, и, с другой стороны, не приезжать за пять минут до выхода на сцену – а это все должен быть ваш личный опыт! Плюс информация, полученная ранее. В принципе, для этого я и пишу свои отчеты – чтобы самому потом вспомнить, что за клуб, сколько ехать, и какие были проблемы.

Психология в гастрольном графике. Как уживаются разные люди при постоянно меняющихся дорожных обстоятельствах?
По-разному уживаются, но, как правило, опытные туровые бойцы умеют себя сдержать, если хочется поскандалить, и знают меру вплоть до полного воздержания от алкоголя. Ключевое слово здесь – опытные. В турах бывали разные ситуации, например, в моем первом туре с Mortem басист сошел с ума от травы и целую неделю нам некуда было деваться от его невменяемости и агрессии, но потом как-то было легче. Истории историями, но подавляющее большинство моих коллег по группам и турам в разные годы – вменяемые люди и хорошие музыканты!

Бытует мнение, что череда концертов либо сплочает коллектив, либо, при столкновении с гастрольной реальностью, исключает "слабые звенья" из поля зрения. Твой взгляд на эту закономерность?
Полностью согласен! Кто-то не умеет пить, кто-то не любит ездить, кто-то внезапно проявляет лютое «я», требующее ежеминутного утверждения – все эти «косячки» могут привести к отторжению коллективом «слабых звеньев». Что здесь сказать? Хотите расти, как музыкант – будьте «сильными звеньями», тренируйтесь много и интересно общаться, и не скандальте без дела. Бывают случаи, когда даже это не помогает, но лучше быть готовым заранее, и переносить трудности легко.

Сколько времени стоит уделять барабанщику на личные занятия, дабы поддерживать форму и не переставать прогрессировать в техническом плане?
Есть универсальная цифра – 10 тысяч часов практики в рабочем режиме. Подсчитайте, сколько вы сыграли репетиций, концертов и записей. Пока не достигли, играйте, занимайтесь, работайте. Когда достигнете – в среднем, это 20 лет игры – вы изучите себя настолько досконально, что сами узнаете, сколько вам надо разминаться, и как себя держать в форме. Только личный опыт и много лет работы! В плане работы кабак тоже подойдет.

Какие твои любимые музыкальные брэнды? От какой установки и железа сходишь с ума?
По барабанам сейчас близок Pearl – установки часто попадаются на фестах и в турах, у меня есть три малых барабана Pearl – пикколо, латуневый Jimmy De Grasso и деревянный глубокий Masters. Звук я изучил, фурнитура крепкая, хороший уровень – чего еще желать? Барабаны Tama тоже хорошие, до Pearl играл на тамовских малых, но потом звук надоел. Сейчас я на разных записях слышу, Tama это, Pearl, или еще что. Yamaha нравилась тоже, особенно звук малого, но ставят их редко, и фурнитура слабая. Иногда играю и на барабанах других производителей, но они попадаются реже, и четкого мнения нет.
Про тарелки - недавно подписал контракт с Paiste с очень хорошими условиями. Они прислали большой сэт прямо в тур, в основном, Paiste 2002. Пару концертов я привыкал к звуку, довольно верхастому, но манеру менять не пришлось, и сейчас весь мой сэт звучит сбалансированно, как никогда! Раньше я покупал, что было в магазине, поэтому то чайник слишком лез, то один крэш громче, то хэт лезет – сейчас такого нет. А сбалансированность звука, особенно между барабанами и железом – признак мастера!

Проявляя колоссальную студийную активность, поделись опытом, как ты умудряешься запоминать структуры композиций, вносить оригинальные идеи и не повторяться?
При разборе я выписываю структуру каждой песни. Как известно, пиар – это объединение, антипиар – разбиение на части. Применительно к музыке, пиар это «как много одинаковой музыки», а антипиар – у этой песни 8 тактов в начале, 16 в куплете, 16 в припеве, связка куплет-припев еще один раз, середина 16 тактов, выход выписывается отдельно, дважды припев по 16 тактов и кода. Затем – другая песня, и так каждый раз.
Программы и группы разные, но моя задача и цель – разобрать песню, как она есть, отделив ее таким образом от других. И тогда не надо будет повторяться, потому что не будет повторения. И, если исходить из структуры и характера партий гитары, или баса, идея будет подходящей самой песне. Раньше, бывало, переигрывал, иногда получалось креативно, как в Hieronymus Bosch, но с ростом студийной практики я стал играть как можно ближе к контексту и выяснил, что простые идеи звучат понятнее коллегам и слушателям. При этом бывают и партитуры, которые надо сыграть удар в удар, как в Арконе – что ж, я могу и так!
 
Любимые студии, где комфортно работать?
В Москве есть несколько студий, где получается хороший результат. Главная для меня - CDM records во главе с Сергеем Лазарем. Если там нет времени, а клиент настаивает, либо у меня цейтнот, пишу на студии Оргии Праведников, либо на студии Orange, где стоят барабаны DW. Много записал на Mindcrusher с Русланом Масленниковым (Melancholy), Сosmos studio с Аркашей Навахо, на KIV records с Игорем КИВ Королевым и Лешей Мартином, на студии Коли Венгржановича, в Лыткарино на студии Два Барабанщика – в принципе, мне удобно везде, но студию, как правило, выбирает заказчик.

Есть ли в планах посещение Минска? Когда мы сможем увидеть Андрея Ищенко живьем за любимым делом?
В 2017-м Аркона планирует большой тур к 15-летию группы, хочется верить, что заедем и к вам! Всегда рад приехать, и много раз играл в Минске и в Речице на Metal Crowd, с Mortem играли даже в Солигорске 10 лет назад, и, надеюсь, еще смогу расширить географию выступлений. Если не выйдет у нас, приезжайте сами в Москву, где будет большой трехчасовой концерт в марте, вот там наиграюсь! До новых встреч!

Беседовал: Fiendharon