Для подведения итогов уходящего года корреспондент MetalHeads.by решил не опрашивать экспертный музыкальный совет, а пошел от противного - встретился с человеком, которого принято считать одним из отцов белорусского метал-движения. Лидер Znich Алесь Таболич в равной степени уникален и противоречив, что подтверждает его богатая музыкальная карьера. Поводов для встречи было много: новый видеоролик Znich, грядущий альбом, участие в Еврофесте. Помимо этого Алесь прошелся по белорусской музыкальной индустрии и выделил ее слабые точки. Что из этого получилось можно прочитать ниже.
Нынешний год получился богатым на события, как для группы Znich, так и для всей отечественной Folk-сцены. Вы записали новую песню "Дунаю" и презентовали на клип. Есть ли у него концепция?
Это старая воярская песня. Изначально мы снимали мультик, который получился недоделанным. Поэтому пришла идея снять видео. Клип начали снимать осенью, а завершили пару недель назад. Можно сказать, что в нем мы поменяли образ Znich с устоявшегося средневекового и переложили его на рельсы современных событий, происходящих в мире - социальные, политические и военные темы. Мы это сделали, чтобы каждый мог задуматься: что есть "мир" и "война". Клип получился неоднозначным: кому-то он понравился, кто-то остался недоволен. Идея клипа довольно новая и ее аналога на метал сцене я еще попросту не видел. Сам ролик мы сделали бесплатно. Нам очень сильно помог Иван Шаппо [племянник директора тату-салона «У Лисицы»]. Идея снять клип с элементами военной тематики принадлежала ему. Он занимался съемками и монтажем. Мы с ним постоянно консультировались и вместе додумывали некоторые моменты, чтобы сделать ролик как можно более насыщенным и интересным. Те же документальные кадры войн и сцены с рыцарями - наша идея.
Новая песня является предвестником нового альбома, EP, концертного DVD?
EP делать не будем. Займемся сразу альбомом. После НГ планируем поехать в гомельскую студию, где записывались ТТ'34. Нам очень понравился звук на их альбоме. К примеру, песня "Родина" звучит очень мощно. В нашем альбоме будет 12 композиций, некоторые из которых мы сыграем на "Калядном фесте". На мой взгляд, кардинальных изменений в плане музыки нет, но с приходом новых музыкантов мы зазвучали намного разнообразнее.
К вопросу о музыкантах. За прошедший год состав Znich радикальным образом изменился. С чего такие перемены?
Нужно сказать, что практически все разошлись полюбовно - никто никого не выгонял. Причины? Кому-то надоело, кто-то захотел зарабатывать деньги. Понятно, что альтернативный шоу-бизнес не несет заработка. Это больше идет из духовных побуждений. Просто люди исчерпали виток "движухи". У многих появились семьи, дети.
Этот год запомнился падением еще одной известной команды - Litvintroll неожиданно раскололись. Как ты видишь эту ситуацию?
Скорее всего, причиной стало недопонимание. Точно не могу сказать, что у них произошло. Мне кажется, что Василь Воробейчиков хотел выйти на новый уровень развития группы, а другие участники просто были не против заниматься тем, что есть на данный момент, т.е. выпускать альбомы, выступать с концертами. На этой почве и мог произойти раскол. Но в отличие от нас, там была совсем другая ситуация, никак не связанная с тем, что людям просто надоело.
Многие любители тяжелой музыки, посещающие Ваши фесты: Весеннего равноденствия, Каляды, Купальскае Кола, отмечают, что состав участников практически один и тот же. Планируется ли его как-нибудь разнообразить?
Начнем с того, что фестивали равноденствия спонсируются из собственного кармана, а не за счет каких-то богатых дяденек. Т.е. это вложение своих денег. Чтобы приглашать западные группы, требуется еще большая подпитка. К примеру, идея пригласить Vader на «Купальскае Кола» обошлась в приличную «копейку». Если сравнить наш фестиваль с Kilkim Žaibu, то там идет одет мощная финансовая подпитка из вне. Если речь идет о фестивале мирового уровня, то организаторы не должны задумываться над тем, откуда взять деньги, они должны думать - кого пригласить. Т.е. у них есть бюджет, который они тратят на определенные коллективы. У нас же бюджет идет со своего кармана. По поводу «Калядного Феста», то это вопрос к Виталию Супрановичу: он может привозить группы с большими гонорарами. К тому же, на «Калядный Фест» Репаблик из года в год забит до отказа.
Возможно, здесь играет роль низкая стоимость билетов. Живой пример - недавняя презентация группы Re1ikt, где Репаблик был забит под завязку, а вот на следующий день на Kreator не пришло даже половины зрителей, что были на Re1ikt.
Ну, насчет Re1ikt можешь мне не рассказывать. Я в курсе ситуации вокруг этого концерта. Да, зал был битком, но официально проданных билетов было около 100-150, а остальные 600-700 - пригласительные. Т.е. группа сделала отличный пиар-ход и сейчас гордится тем, что в рабочий понедельник собрала столько людей. Я, например, против подобных акций, потому что здесь идет некий обман организаторов, ибо группа Re1ikt собирает гораздо меньше людей. Я считаю, что взять и раздать пригласительные - не самый лучший выход из ситуации. Пусть сделают еще одну презентацию и посмотрим, кто на них придет.
Хочу сказать, что подобным приемом пользуется и магистр отечественной эстрады Александр Солодуха, трубящий изо всех утюгов о том, что собрал целую Минск-Арену.
Ну, Солодуха - это отдельная тема. Его методы всем давно известны. Есть разные ходы: хорошие и плохие. Хочу сказать, что, как музыканты, участники Re1ikt мне симпатичны. Они играют музыку, которую нужно слушать сердцем, но вот в плане их пиара мне задумка не понравилась.
Вернемся к Купальскому Кола. Как появилась идея пригласить польский Vader, абсолютно не вписывающийся в фестивальные рамки?
Я просто посмотрел их график и заметил, что на май-июнь они планируют тур, посвященный новому альбому. Конечно, Vader не вписывался в идеологические рамки, но мне кажется, что наш фестиваль можно рассматривать, как фестиваль разноплановой музыки, приближенной к альтернативе. К примеру, там выступала модная группа Rise In Rage, а также блэк-метал банды. Фестиваль - это не стандартный концерт в Репаблике. Такое мероприятие должно собирать более 1000 человек. У нас по билетам было 3100 человек. Конечно, есть вопросы организационного плана, связанные с доставкой людей, палаточным городком и прочее. Это бывает всегда. Но вот то, что фестиваль стал событием, своего рода, альтернативой Metal Crowd - факт, безусловно, очень хороший. Но в Речице работают со спонсорами.
Чего ожидать от грядущего Купальского Кола?
Во-первых, смены фестивальной площадки. Следующее «Купальскае Кола» будет проходить в новом, более "ништяковом" месте. Во-вторых, фестиваль будет в черте города. Мы делаем все возможное, чтобы людям было удобно добираться, а не гнать ночью 40 километров в состоянии полнейшее усталости. На новом месте будет палаточный городок, гостиница и много других приятных моментов. Точно скажу, когда подпишу все бумаги. На данный момент могу проанонсировать, что в «КК 2016» примут участие Gods Tower, Стары Ольса, Omut, Folcore, конечно же, Znich. Планируются группы из Украины и Польши. Фестиваль будет проходить 24-25 июня.
А можно надеяться на "мощного" хэдлайнера?
Здесь, еще раз повторюсь, все зависит от нашего бюджета. Будут деньги - привезем "мощную" команду. Если честно, то в нашей стране трудно проводить Open Air, поэтому ничего обещать не могу.
В этом году группа Znich участвовала в Еврофесте. Кому пришла в голову эта идея? Как чувствовали себя на попсовом конкурсе?
Мне пришла в голову, причем в последний день подачи заявок. Я удивился, что из кучи попсы выбрали именно нас. Жаль, что играли не живьем. Для меня это нонсенс - как можно оценивать команду, играющую под "фанеру"? Мы не рассчитывали пройти в финальный этап, а смысл был другом. И нужно сказать, он оправдал себя. После конкурса нам поступил ряд предложений из европейских стран.
Как проходила процедура голосования? Конкретно по Вашему выступлению жюри высказывалось?
Нет, по-моему они не очень были горазды говорить. Там сидели все «попсовики»: Колдуны, Тихановичи и прочие. Меня удивило, что все команды, которые могли быть претендентами на Евровидение, в итоге не прошли, а в финал вышли какие-то странные ребята: протеже Дробышей и других продюсеров. Т.е. понятно, что все не просто так там. Самое интересное, что после нашего выступления жюри в полном составе взяло перерыв. Наверное, даже фанера надавила на их нежные ушки.
В завершении, подведи итоги музыкального года в нашей стране.
Я очень мало слушаю. К тому же, я не эксперт. Есть специалисты: Expert.by, BelMetal, Ваш портал, другие люди. Как мне кажется, наиболее значимым событием года был концерт трех гомельских команд Rasta, Gods Tower, TT'34. Это был правильный коммерческий и концептуальный ход. Однако, даже это уже не впервые. Что касается альбомов, то есть, допустим, группа Re1ikt. Альбом хороший, но ничего за душу не берет. Только заглавная песня, на которую еще клип снимали. Я думаю, что запись альбома - не конечная стадия музыкальной эволюции. Нужно дальше развивать идею и грамотно продвигать свою пластинку: отправлять на разные лейблы и прочее. А так, выпустить, чтобы поставить галочку в графе "мы это сделали" - довольно печально. Хочется чего-то нового. Почему сейчас многие команды не акцентируют внимание на клипах? Потому что есть Youtube, где можно снять весьма качественный ролик, даже на телефон, потом выложить его и заработать большое количество просмотров, а это неплохие деньги. И последние тенденции показывают, что людям это нравится.
Проблема нашей страны в том, что у нас нет нормальных промоутеров. Посмотри внимательно, кто у нас организует концерты: Таболич - музыкант, Гайдукевич - музыкант, Афонченко и Павлихин - тоже музыканты. У нас нет людей, которые продвигают музыку в массы. В других странах есть лейблы, которые раскручивают пластинку, придавая ей конечную завершенность. Это развязывает руки самой группе, которой не нужно думать, как поехать в тур и прочее. А у нас с этим очень тяжело. Эта проблема требует серьезного решения, иначе погрязнем в г**не.
Беседовал: Александр Курлянчик
Беседовал: Александр Курлянчик