Когда ты последний раз листал белорусский metal журнал, втягивая ноздрями запах типографской краски, а мозгами - всевозможную информацию о той или иной группе? Увы, печатные СМИ Беларуси о metal музыке вымерли как трицератопсы и остальная компания милых ящеров. Горько-сладкое чувство ностальгии подпитывается и знанием о том, что наши ближайшие соседи продолжают благородное печатное дело. Сегодня беседуем с главредом литовского журнала "Forgotten Path"!
MetalHeads.by (MH): Приветствую. Спасибо за согласие побеседовать! Приступим? В каком году были сделаны первые шаги по тропе «Забытого Пути»?
Odium: Привет вам! И спасибо за возможность поделиться кое-какими новостями относительно “Forgotten Path”. Я надеюсь, кто-нибудь посчитает это интересным и заслуживающим внимания.
Первые шаги “Forgotten Path” были сделаны в промежутке 2005-2007 годов, когда после долгих часов обсуждений и размышлений я решил дать зеленый свет журнальной печати, так как в те времена Литовская metal сцена не могла похвастаться наличием такого рода изданий. И общую картину можно было определить скорее как безрадостную, нежели обнадеживающую (здесь я подразумеваю общую арену печатных зинов/журналов). Конечно, данное решение было сопровождено поддержкой моих друзей и коллег, среди которых особенно хочется выделить Tomhet’а (Svartthron, Autism). Без их помощи, вероятно, нашему журналу была бы не судьба состояться. Первый выпуск явил себя весной 2007-го. А сегодня, после более чем десяти лет существования, шаг за шажочком, мы уже имеем девять выпусков под нашим знаменем.
MH: Forgotten Path - это тот самый нужный путь, о котором абсолютно все забыли – и это печально, либо это, наоборот, хитро спрятанный путь, доступный немногим - избранным, - а это уже непечально, а почетно? Короче говоря, существует ли глубоко/поверхностно скрытый смысл названия?
Odium: Нам могут не нравиться определенные вещи, тенденции, направления общей ситуации во всем мире на сегодняшний день; но мы имеем, что имеем. Я верю, что все, чем (или где) мы живем и через что проходим, случается не без причины. То есть прежде чем ныть - спроси себя: «А сделал ли я что-нибудь, чтобы это изменить?»
Название журнала может быть интерпретировано двояко – буквально и между строк, как ты отметила. Те, кто никогда не слышал о “Forgotten Path”, должны знать: мы - профессиональный печатный андеграундный журнал, посвященный и ориентированный по большей части на Вlack Мetal сцену. Почему так? Это тот жанр, который вызывает у нас наибольший интерес. Хотя слово «жанр» - не совсем точное слово. Вlack Мetal – это нечто большее: философия, мистицизм, оккультизм и смерть, самоотверженность, жертвоприношение и просвещение, отображаемые через экспрессию звука. Однако сегодня многое с легкостью трансформируется в процесс потребления, и ВМ – не исключение. Наша цель – представить нашу позицию к рассмотрению – донести идею того, чем должен быть ВМ, как это было изначально (по крайней мере, так, как мы интерпретируем), вернуть забытую концепцию. Вот почему журнал имеет название “Forgotten Path”.
Но необходимо сказать, что каждый волен толковать Black Metal по-своему. Мы здесь не для того, чтобы разглагольствовать и судить. Но мы также несем некую ответственность за проведение обширных интервью, за контент, которые должны заставить читателя мыслить, переваривать, находить, анализировать, искать ответы или поднимать новые вопросы на поверхность. По нашему мнению, это именно то, для чего должен служить Black Metal.
MH: Сколько времени прошло между самой идеей создания журнала и ее реализацией? Были ли сопутствующие или препятствующие обстоятельства?
Odium: Каюсь, но я реально не помню о подготовительном этапе нашего «первенца». Скорее всего, это заняло 12-18 месяцев. Насколько я помню, у нас были обычные проблемы «новичков»: ошибки в макете, грамматические ошибки, отсутствие представления о распространении, наконец, и тому подобный багаж. Но через это проходит каждый, предполагаю. Требуется порядочное время, чтобы подготовительный процесс достиг баланса. Вроде бы только с #6-#7 выпусками появились необходимые планирование, рабочий график и схема, соответствующие моим требованиям.
MH: Отчего такая любовь к печатному - настоящему - изданию в эпоху виртуальной жизни?
Odium: Хах, из-за запаха, конечно! Не, честно, - я до сих пор доверяю физическому формату. Это не только дает смысл, но и преданность делу. Я согласен с тем, что интересный контент одинаково интересен как на мониторе вашего компа, так и на печатных страницах, но если так - я выбираю печатные СМИ для чтения!
Кроме того, давай возьмем и другие земные аспекты. Вот скажи, где и как часто ты читаешь? Книги, газеты, журналы? Лично мне не хватает времени для этого (хоть и хотелось бы уделять больше внимания книгам), поэтому читаю я только по дороге на повседневную работу и в местечке, куда короли ходят в одиночку. Плюс ко всему я не хочу тратить весь свой день, уткнувшись в монитор или мобильный телефон. И возвращаясь к ранее сказанному, - да, я обожаю запах бумаги, только что вышедшей из печати! Не уверен, что эти аргументы имеют смысл, но воистину - физический печатный формат - это преданность и ностальгия одновременно. И да, если мы коснемся интервью, то здесь мой приоритет – вновь печатный формат, конечно (и не только я придерживаюсь такой позиции - большинство моих интервьюируемых также ее поддерживают).
MH: Насколько интенсивно шло развитие журнала? Как быстро он набирал вес (как касаемо количества страниц, так и уважухи среди читателей)?
Odium: Как я уже говорил, журнал выходит раз в год, и уже сейчас мы работаем над 10-м выпуском. Каждый раз возникают определенные колебания – не будет ли данный выпуск последним, так как подобная деятельность действительно требует энергии, страсти и самоотверженности (и неважно, если кто-то думает иначе), но пока у меня хватает сил отметать мысли о закрытии журнала.
Я не пытаюсь ограничить себя количеством страниц или интервью – пусть все идет как идет. Последний номер #9 был самым объемным из всех ранее выпущенных (136 страниц), хотя он включает в себя меньше интервью, чем предыдущий выпуск #8. Я надеюсь, это говорит о длительности и качестве самих интервью. Например, в выпусках #2 и #6 было наибольшее количество интервью - 25 и 23 соответственно, но количество страниц было меньше (в частности, 132). Как я уже сказал, я не уделяю слишком много внимания количеству, но стараюсь сосредоточиться на качестве. С другой стороны, я хотел бы уменьшить количество страниц для предстоящих выпусков по простой причине - стоимость доставки для такого издания (один экземпляр весит более 400 грамм) довольно высока для покупателя (и для издателя - также). Но опять же существует негласный план на минимальное количество интервью в каждом выпуске - я рассчитываю на не менее пятнадцати подробных и больших интервью ежегодно.
Что до количества читателей... Первый выпуск в Литве встретили с распростертыми объятиями, и я продал около 80% тиража здесь же. Однако со временем ситуация кардинально изменилась, и сейчас порядка 98% экземпляров уезжает за границу.
MH: Каков тираж FP? Он стабилен или ориентируется только на количество предзаказа (если он существует)? Где и как распространяется?
Odium: Я заказываю 500 экземпляров каждого выпуска, хотя обычно типография печатает чуть больше. Но как по мне, я за ограничение в полтысячи экземпляров. Тем более их количество не определяется предварительными заказами (поскольку я не предлагаю такую услугу) или некими другими основаниями.
Простейший способ узнать о распространении и продаже нашего издания - посетить официальный сайт. Также доступна возможность сделать некрупный почтовый заказ: выбираешь любое наименование из списка, отправляешь мне электронное письмо на адрес
MH: Существует ли электронная версия журнала в свободном доступе?
Odium: Если ты имеешь в виду цифровую версию журнала или полный контент журнала, доступный в Интернете, то ответ будет отрицательным. И пока я являюсь редактором, полная онлайн-версия издания не появится.
Однако, продвигая новые выпуски, я публикую некоторые цитаты и части из интервью в нашем профиле FB. Было дело – на нашей официальной странице публиковалось даже одно полное интервью с датской группой Rex Satanachia, по некоторым «личным» причинам. Наконец, поскольку наш первый выпуск был полностью распродан уже несколько лет назад, его сканы с легкостью можно скачать, посетив наш официальный сайт. Если другие выпуски будут также распроданы, я, вероятно, также скоро загружу отсканированные версии. Но это вопрос будущего.
MH: Журнал категорически черно-белый (включая обложку). Это идейный ход или житейская экономия на печати?
Odium: Ты можешь напридумывать всевозможных глубокомысленных идей: например, противостояния черного и белого, жизни и смерти и т.д. Но реальность такова - лично для меня это выглядит более привлекательно. Я не против цветных журналов, но как по мне - издания, посвященные Black Metal, эстетически выглядят лучше в черно-белом формате. А возможно какие-то неизведанные силы творят тут свое дело...
MH: Давай еще раз закрепим - с какой периодичностью выходит "Forgotten Path"?
Odium: Как я уже упоминал, журнал выходит один раз в год, и всегда - в ноябре месяце. Конечно, обычно это происходит в последние дни месяца, иногда, возможно, даже в первые дни декабря, но в конце концов - это самое красивое и загадочное время года (когда осень перетекает в зиму), обладающее своей особенной магией.
MH: Отдельные суровые критики утверждают, что смысла в «печатных» обзорах фестивалей нет, так как часто издание выходит в мир значительно позже, а репортажи в сети появляются чуть ли не на следующий день. Судя по трем обзорам (Howls of Winter, Kilkum Zaibu, Armageddon Descends) в крайнем номере FP, ты бы не согласился с такой точкой зрения. Обоснуй.
Odium: Я понимаю о чем ты, и я мог бы частично согласиться с заявлением данных критиков. Такая тема определенно не будет работать для раздела «Новости». Что касается отчетов - это другая история, как мне кажется. Кроме того, проблема заключается не в том, когда и где появится отчет, а в его качестве. Если он будет опубликован на следующий день после проведения фестиваля - 90% таких текстов будут пустой тратой времени; ты можешь написать аналогичный репортаж, не выходя из дома. А для меня очень важно качество.
Кроме того, фестивали, которые мы обозреваем, проходят в пределах нашего региона, и, сравнивая с западными фестивалями, их все еще можно считать маленькими. Они не собирают 10000-50000 человек, соответственно число репортажей гораздо меньшее, чем в случае с крупными фестами. Поэтому, если они публикуются через некоторое время, я не вижу в этом проблемы, так как обычно они не только дополняют действительно небольшое количество обзоров, но и дают довольно подробную информацию о мероприятии для тех, кто понятия о нем не имел.
MH: Один из вышеназванных обзоров касается Howls of Winter, проводимого в Таллинне. Можно ли говорить о неком блэк-метал-товариществе между Литвой, Латвией и Эстонией, более тесном, нежели с другими странами? Ведь обзоров на другие европейские фесты я не нашла. Кстати, почему?
Odium: Вернее будет сказать, что это касается не столько метал-братства, сколько общей истории и единства наших стран. Собственно, этот вопрос частично был раскрыт в нашем крайнем выпуске в статье «Золотой век 90-х годов литовской Pagan Black Metal сцены».
Есть несколько причин, по которым мы осветили эти три фестиваля. Прежде всего, они более или менее ориентированы на Black Metal. А также (и это, вероятно, самая важная часть) они всегда поддерживали «Forgotten Path» и всегда готовы помочь и сотрудничать. И это выгодно для обеих сторон. Почему мы не затрагиваем больше фестивалей? Наверное, потому что их невозможно посещать. Кроме того, я лично предпочитаю сосредоточиться на тех мероприятиях, которые предлагают нечто особенное и большее, нежели просто LIVE шоу. Ритуалы? Может быть. Если какой-либо группе удастся представить некое грандиозное мастерство, у нас обязательно найдется время и место, чтобы рассказать об этом нашим читателям.
С другой стороны, я считаю, что интервью - важная часть печатных СМИ, поэтому я не хочу переполнять бумажное пространство репортажами. Особенно, если они не так важны и интересны.
MH: Кто стоит за страницами журнала? Каков состав команды?
Odium: Я - Odium - тот, который отвечает за организацию, контроль и редактирование направления, «стратегию» и всю деятельность журнала. Около 80% контента также подготовлено мной напрямую. Но без помощи моей команды, этот журнал не был бы таким качественным, каким является на сегодняшний день. Мы можем похвастаться пятеркой «грамма-наци», редактирующей тексты, а также тройкой помощников, работающих с обзорами и некоторым другим контентом (интервью, репортажи). Макет выполняется Kingas'ом (Angis, ex-Xess, ex-Luctus и др.). Несколько друзей по моей просьбе помогают с переводами, фотографиями и подобными моментами. Кто-то помогает советами, поддержкой и т.д. Я дико благодарен всем, кто вносит свой вклад в журнал. Однако, так или иначе, я - фюрер «Forgotten Path», и мое слово - решающее!
MH: Где находится столько времени, чтобы все это совершить? Существует ли деятельность помимо журнала?
Odium: Кроме «Forgotten Path» я также помогаю «Devilstone Open Air» с некоторой писаниной, вношу свой вклад в крупнейший литовский веб-сайт www.ferrum.lt посредством обзоров, репортажей, интервью, плюс участвую в судьбе некоторых мероприятий, проходящих на довольно регулярной основе. Кроме того, я обычный гражданин с повседневной рутиной и огромной страстью к хоккею с шайбой.
Ты знаешь, 9 из 10 человек скажут, что им постоянно не хватает времени. И я среди них. Но каждый сам в ответе за свои собственные решения и судьбу, поэтому единственный совет, который я могу дать, - уметь планировать и определить свои приоритеты. Собственно, приоритет - это единственная проблема, которая имеет значение. Приоритизация и увлеченность. Все остальное – лишь отмаз в пользу лени, бездействия и дрянного определения приоритетов (на самом деле это и есть зеркало ваших истинных ценностей и приоритетов).
MH: В одном из предисловий к интервью есть пара твоих слов о том, что чтобы попасть на страницы FP необходимо конкретно попотеть. А было ли наоборот – журнал долго добивался внимания какого-либо музыканта или группы?
Odium: В некоторой степени - да. С моей точки зрения, если кто-то считает себя фанатом Black Metal или вникает в жанр, он должен уже знать или, по крайней мере, слышать про «Forgotten Path». Тем не менее, каждый раз, когда я связываюсь с группой для интервью, я ввожу в курс дела о том, кто мы, что делаем и т.д. Я не говорю, что группы должны гордиться возможностью, которую мы даем, нет. Но это взаимное уважение: мы благодарны группам за их вклад; в то же время группы могут использовать это как возможность быть замеченными или распространить некоторую более детальную информацию об их творчестве.
Однако, мы живем в эпоху информации. И ее - огромное количество. А это значит, что есть люди, подготавливающие эту инфу, и те, кто являются ее источниками; в нашем случае - группы. Я не уверен, что это главная причина, но сейчас все больше групп теряют интерес к тому, чтобы давать интервью. Для меня это кажется странным, но я уважаю их выбор.
В каждом номере есть как минимум одна группа, запрос на интервью с которой я отправлял как минимум дважды. Была пара случаев, когда мне пришлось буквально идти на уговоры. Некоторые группы достаточно ленивы; другие действительно не имеют много времени на долгие интервью. Но я надеюсь (и знаю), что те, кто дали согласие, не были разочарованы окончательным результатом.
MH: Позиция журнала: только Black Metal – только андеграунд. Есть ли в планах интервью с Black Metal группами, вышедшими из подполья на более широкую сцену?
Odium: Речь идет не о популярности групп, а о их творчестве, идеях и деятельности. На протяжении многих лет мы публиковали интервью с Rotting Christ, Shining, Keep Kalessin, Enslaved, которые довольно известны, не так ли? Но да, возможно, мы больше сосредоточены на андеграундной сцене, так как в ней есть гораздо более интересные группы, чем те, что ориентированы на мейнстрим. С другой стороны, такие группы, как Lunar Aurora, Celestia, Darkened Nocturn Slaughtercult, Embrace of Thorns, Graveland и многие другие, уже могут считаться «популярными» или, по крайней мере, известными в андеграунде, согласись. Но скажу, возвращаясь к тем, кто более на слуху, например, я большой поклонник эпохи «Pestapokalypse VI» Belphegor, и если им удастся повторить такой же успех с любым новым альбомом, я был бы рад взять у них интервью; Watain - еще один пример, хотя недавно я прочитал несколько очень интересных интервью с ними, поэтому я не вижу причины вспахивать то же поле на данный момент. Подведя черту, отвечу на твой вопрос - нет, популярность не является ни преимуществом, ни препятствием, чтобы попасть или не попасть на страницы «Forgotten Path».
MH: Сказывается ли узконаправленность журнала на спросе, или в Литве Black Metal в топе и переплюнет остальные жанры?
Odium: Хм, никогда не думал об этом. Некоторые из моих друзей спрашивали меня не единожды, почему я не включаю в журнал группы других жанров. Но почему я должен это делать, если меня больше всего привлекает Black Metal? Другие люди ведь тоже могут создавать свои собственные журналы с собственными правилами. Кроме того, рамки BM далеко не узкие: мы проводим интервью с группами Black / Death Metal, Atmospheric BM направленности, даже с теми, кого можно определить как Post-Black Metal, а также с теми, кто заигрывает с Pagan/Folk. Мы публиковали интервью с Grave Miasma, Qrixkuor, Harvest Gulgaltha, которые являются чистокровными представителями Death Metal. Но опять же, это было сделано не для того, чтобы «расширить» стилистические рамки, или собрать больше аудитории. Просто это невероятные группы с правильной позицией и идеями.
Я уже упоминал, что мы продаем здесь в Литве всего несколько экземпляров журнала, поэтому так называемая «популярность» Black Metal тут, в Литве (если таковая вообще есть), не имеет значения. По моему мнению, ситуация с этим жанром сейчас довольно неплохая, учитывая размеры нашей сцены и страны в целом. Но в то же время я уверен, что ты можешь столкнуться с абсолютно противоположным мнением: мол, всем нравится только Death или Thrash Metal, никто не посещает концерт и прочее «блаблабла». То же самое могут сказать и из лагерей других жанров (обвиняя BM в исключительной популярности). Но, полагаю, это бесконечная песня нытиков ...
MH: В чем плюсы и минусы узкожанровых печатных СМИ?
Odium: Это зависит от целей, которые ты ставишь перед изданием. Если ищешь большую аудиторию и лучшие продажи, жанровое ограничение может быть как положительным, так и отрицательным. В нашем случае единственно важный пункт - это видение журнала. Мы делаем то, что нам нравится, и сам журнал выглядит так, как мы хотим. Если мы можем себе это позволить - мы действуем. Если произойдут перемены - возможно, мы остановимся. Спрос читателей (или его отсутствие) не должен влиять на содержание/деятельность издания. Вот почему, если собрался организовать нечто подобное - задай себе цели, реши, чего точно хочешь, и добивайся своего замысла. Верь, поддерживай огонь и борись за него - все остальное должно прийти само собой.
MH: Существуют ли еще зины на территории Литвы? Узкожанровые? Широкожанровые? Много ли?
Odium: Существует «Diovim» zine, который на сегодняшний день активен, хотя выпуск его номеров не стабилен. Это metal ориентированный в широком смысле, скорее даже old-school журнал, выпускаемый на литовском языке.
«Terror» zine посвящен Industrial/Power-Electronics/Noise сценам, хотя у него был довольно долгий перерыв ... Редактор, Levas, является экс-участником таких групп, как Andaja, Svartthron, Poccolus. Он обещал, что новый выпуск однажды должен быть.
И больше я не припомню сходных изданий, будь то печать или цифра. По крайней мере, я не в курсе.
MH: Не знаю, насколько это правда, но есть информация, что некоторые литовские метал-мероприятия поддерживаются (и финансово) государством, что для белорусов звучит, как несбыточная мечта. А как обстоят дела в плане государственной поддержки такого рода изданий?
Odium: Отчасти это так. В Литве есть институт, называемый «Литовский совет по культуре». Это бюджетное учреждение, созданное «с целью реформирования культурного управления страной и развития самореализации в рамках культуры». То есть, как ты понимаешь, это предусмотрено бюджетом государства. И каждый год они организуют различные культурные фонды, в разных художественных отраслях (литература, искусство, фильмы, музыка и т.д.). Существует множество различных программ и направлений, есть возможность подать заявку на финансовую поддержку. Конечно, нет никакой гарантии, что ты ее получишь, но если твоя заявка хорошо подготовлена (то есть ты в курсе что писать, какую конкретно информацию подавать и т. д.), можешь определенно рассчитывать на успех. Самые большие литовские фесты (например, «Kilkim Žaibu», «Mänuo Juodaragis», «Devilstone», «Armageddon Descend») обычно так и делают, и да - их заявки были одобрены по крайней мере несколько раз. Но это не значит, что ты такой сам себе красивый заявлешься и молвишь: «Мы тут Metal фестиваль организуем, будьте так любезны - поддержите нас», и тебя финансируют. Нет, это бюрократия, поэтому необходимо четко знать, какое направление выбрать, какие слова использовать, как себя преподнести и т. д.
Возможно использовать такой же способ финансирования и для печатных изданий. Однако, некоторые мои друзья, имевшие дело с «Литовским советом по культуре», рассказывали, что шансы на успех небольшие. Поэтому я решил не тратить свое время впустую и не париться по этому поводу.
MH: Есть ли выхлоп в Литве от печатных metal СМИ (в Беларуси, откровенно говоря, уже давно забили на это дело болт, объясняя неокупаемостью)?
Odium: Я могу говорить только за себя. В течение трех-четырех последних выпусков, когда устаканился способ распространения и управления «Forgotten Path», журнал способен сам покрывать печать, почтовые услуги и все другие необходимые затраты. Но мне потребовалось не менее 5-7 лет напряженной работы и поисков, чтобы добиться успеха. И я действительно не требую большего от этой деятельности. Возможно, мне даже удалось купить парочку CD на деньги с продаж журнала. Так что прибыль это или нет, пусть каждый судит сам.
MH: И напоследок: куда на твой взгляд приведет Забытый Путь? К оправдывающему надежды будущему или к болоту неудач?
Odium: Если у человека нет намерений сделать что-то лучше, совершенствовать, искать новые высоты и цели - зачем вообще это делать? «Forgotten Path» существует не только потому, что мне нравится эта деятельность, но я считаю, что у нас есть какая-то образовательная миссия. Подготовка интервью также как и ознакомление с ответами групп дают новые идеи, новую информацию, новые факты и т.д. Это позволяет стать более мудрым, а также искать новые задачи. Так что пока существуют энтузиазм и, не побоюсь этого слова, страсть - болотам и неудачам здесь не место и не время. Только просветление впереди!
Беседовала : Nat Nazgul
Фото: предоставлены собеседником