Интервью с One String Man

Интервью с One String Man


ONE STRING MAN – проект музыкантов, исполняющих инструментальный рок. Оригинальной чертой группы является нестандартный метод игры их гитариста: все композиции он играет на гитаре с одной струной. Выход альбома в конце 2016 года, трибьют-концерт Metallica 14 января 2017, а также многое другое, что было непростительно упущено, но из-за своей важности требует огласки - в нашей беседе с "однострунным" гитаристом Евгением Сиротой и двухпалочным барабанщиком Романом Ивановым.
MH: Прежде всего, хочу еще раз поздравить вас с первым полноценным релизом – "Virtues" (2016). После создания коллектива, первый шаг в профессиональной деятельности - это вторая по важности дата. Группе скоро исполнится 2 года, и потому мой первый вопрос о том, какие цели как группа вы ставили в начале своего пути, и изменились ли они на сегодняшний день?
Евгений Сирота: В принципе, цели, которые мы поставили в начале пути, достигнуты. Мы запустили необычную новость, и она дала резонанс. Дело сдвинулось с мёртвой точки, о нас заговорили, нас узнали. Кто-то принял наше творчество положительно, кто-то - отрицательно. А если мыслить глобально, наша цель - популяризовать инструментальную гитарную музыку в Беларуси. При такой постановке задачи, тем более с учётом белорусских реалий, затруднительно идти большими шагами, но мы двигаемся, и все постепенно получается.
 
MH: Инструментальная музыка - это, конечно, прекрасно, но все-таки почему именно одна струна? Ведь такой способ игры, наверное, ограничивает в музыкальном выражении? Да и хватит ли фантазии, если говорить о перспективах?
Евгений Сирота: В самом начале пути мы от многих слышали, что одна струна очень ограничивает, и нас хватит максимум на один альбом. Могу заверить, что это совсем не так! Альбомы мы можем писать пачками. У меня много идей для одной струны, однообразием и самоповтором я не болею, поэтому все будет хорошо! Мысль о таком странном способе игры инструментальной музыки у меня родилась как-то моментально: я шел и думал, чем можно было бы удивить нашу публику и разбавить однообразие наших исполнителей. Помню, что был злой, поскольку из-за однообразия развалился мой предыдущий коллектив - "Танцевать!". Многие нам тогда говорили, что мы хорошо играем, у нас хорошие песни, но это уже у кого-то было, и потому слушателям неинтересно. На фоне этих комментариев и советов коллектив распался. Я помню, что шел домой с мыслью: а пошли вы все нахрен, я буду играть на одной струне так, как многие и на шести не могут! Попробовал, получилось, начал сочинять и накапливать материал. В скором времени звезды так удачно совпали, что я познакомился с Романом и Павлом, которым моя идея понравилась, и проект был благополучно создан. Другими словами, One String Man - это вызов другим музыкантам и "пинок под зад" нашей искушенной публике! Эту мысль мы проводим "красной нитью" и через названия наших треков. К примеру, "Breaking The Rules" подталкивает своим названием "ломать правила", удивлять, заинтересовывать. А название альбома "Virtues" можно двояко понимать: с одной стороны, оно переводится как "достоинства", "преимущества", а с другой – звучит как "виртуоз". И так у нас с каждой композицией, в каждом именовании заложен свой смысл.

ONE STRING MAN
 
MH: Ты - основной автор музыки. Чем занимаются остальные участники группы?
Евгений Сирота: Так сложилось, что от меня исходит большинство идей, но все обсуждается и фильтруется всем коллективом. Бас-гитарист и барабанщик тоже подкидывают свои идеи. Например, мое участие как автора в треке "Planet X" минимально.
Роман Иванов: Трек "Planet X" очень легко и непринужденно был придуман минут за 20. С той же легкостью мы с ним, как правило, стартуем на концертах. Идейным вдохновителем при создании этой композиции стал Паша (бас-гитарист), а бридж и прочее были на мне. Женя только украсил все это. Могу еще выделить "Ghosts Of The Past". С самого начала мы ее полюбили. Женя отдал часть в середине Сергею Табачникову (российская группа Nobody.one, прим. MH), и тот не подвел. Угадал настроение композиции! У кого-то может родиться структура, мелодия, мысли, и тогда он идёт с этим на репу, а мы вместе уже корректируем на свой вкус: что-то можно добавить, а что-то - выкинуть.
Евгений Сирота: Кстати, Alexander Kiss - наш минский гитарист, основатель рок-школы "Discovery" - в недавнем прошлом также занимался инструментальной гитарной музыкой.
 
MH: А вот песня "Black mind", на мой взгляд, немного выпадает из общего настроения…
Евгений Сирота: Композиция "Black Mind" (с англ. – "черный разум") получилась очень тяжелой и мрачной, и это неспроста. В ней однострунная гитара "поет" о негативной стороне человеческой жизни, о наших плохих поступках, лжи, лени, пристрастии к алкоголю и никотину. Ведь если посмотреть на все это с правильного ракурса, мы поймем, сколько негатива мы несём порой в жизнь! Это злое, тревожное и устрашающее настроение в песне – отражение всех наших плохих качеств, сгусток всех наших черных мыслей и поступков. Я написал эту композицию, и это помогло мне очиститься душевно, стать светлее и добрее. Весь свой негатив я заключил в эту песню. Покаялся в грехах, так сказать, и стало легче.

ONE STRING MAN
 
MH: Завязывал бы ты, Евгений, с этим! (дружный смех). А вот не было ли желания пригласить гостевых барабанщиков или басистов?
Роман Иванов: (дружный смех) Нет.
MH: Кто выступает с вами в качестве сессионных вокалистов?
Роман Иванов: Знакомые, знакомые знакомых, друзья, коллеги… Те, кто хочет с нами поработать, как на сцене, так и на студии.
MH: В студии? Это кто и когда?
Роман Иванов: Сюрприз!!! Скоро кое-что презентуем…
MH: А использовать вокалистку?
Роман Иванов: (дружный смех) Как использовать?
MH: Непосредственно!!!
Роман Иванов: Да как-то и нет… (дружный смех)
 
MH: Название каждой вашей композиции символично. Кто придумывает эти названия, и есть ли альтернативные названия уже существующих?
Роман Иванов: Альтернативные названия есть, но не у всех треков. Да и используем мы их как рабочие версии. А итоговые названия рождаются, как правило, не сразу. Обычно для этого надо прослушать композицию, возможно не раз, погрузиться в образы и мысли, которые она навевает.
 
MH: Кто занимался оформлением диска? Какой символизм заключён в обложке?
Евгений Сирота: Оформлением занимался замечательный художник Олег Щербаков, автор обложек для многих русскоязычных кавер-трибьютов. Мы полностью положились на профессионализм Олега, доверились его художественной изобретательности, поделившись с ним некоторыми своими идеями. У каждого человека своё восприятие картин, но вот что видится мне в обложке нашего альбома: превосходство внеземных цивилизаций над нашей, человеческой. Я верю в идеи, которые несёт научная фантастика. Раньше я тщательно изучал всё, что связано с "внеземным" направлением фантастики, но сейчас, к сожалению, всё моё время уходит на музыку. Есть и другой вариант восприятия обложки нашего диска: на ней изображен некий Разум, снабжающий нас, творческих личностей, идеями, которые преображаются нами в музыку, тексты, картины. Бытует мнение, что вдохновение – это такая форма мысли, которая не возникает из каких-то переживаний творческой личности, а поступает к нам в сознание из источника, этакой незримой базы данных духовной информации. Лично мне подобную связь доводилось испытывать во время сочинения музыки. Сложно порой иначе объяснить ситуацию, когда идешь по улице, и вдруг осознаёшь, что в голове откуда-то появилась мелодия, к ней добавляется вокальная партия, мелодия обрастает инструментами и аранжировками.  И надо успеть домой, чтобы все это успеть хотя бы с большего записать на бумаге или набренчать на гитаре. Что это? Работа нашего воображения, или информация поступает действительно откуда-то свыше? В любом случае, именно в этих озарениях, в радости "проводника творчества" и заключается, я считаю, главное отличие творческих людей от обычных.

ONE STRING MAN
 
MH: Как, по-вашему, обстоят дела сейчас с физическими носителями? Имеет ли смысл выпуска альбома на CD? Насколько я знаю, вы выложили свой альбом на itunes.apple.com. Чья это идея и как обстоят дела с продажами?
Роман Иванов: В 2017-ом альбомы на физических носителях - это роскошь, фан-сервис. Идея выпуска релиза на itunes пришла в голову мне. А насчет продаж - будет понятно через год, после выхода.
 
MH: Не боитесь ли затеряться в цифровом мусоре? Содержание – это важная субстанция, но к ней ведь надо привлечь внимание! А издание физического релиза – как раз способ привлечь это внимание. Да и, в конце-то концов, получить автограф в буклете диска – это еще и память!
Евгений Сирота: Да, физический носитель - это хорошо, можно заказать ограниченную партию дисков. Но диски полезны, если у группы много выступлений. У нас же они – нечастые, поэтому такой надобности нет. Ты прав, затеряться среди тысяч релизов разной степени слушабельности очень легко. Но мы стараемся выделяться с помощью своей "однострунной" фишки. Это заинтересовывает, люди смотрят наш видеоклип. Ну а дальше уже решают: будет ли слушать нас снова и снова.
 
MH: Как воспринимают вас критики и фанаты? Насколько уверенно вы чувствуете себя на белорусской сцене?
Роман Иванов: Я нередко замечал, что некоторые люди, услышавшие треки OSM в интернете, не могут поверить, что "живьем" мы звучим так же. Но когда они попадают на наш концерт, то начинают верить. На белорусской сцене мы чувствуем себя уверенно: не первый год же выступаем! Проблема в другом: мы, мягко говоря, "неформат". Инструментальная музыка близка далеко не всем и не всегда. Наши концерты хорошо "заходят" людям в уютных клубах, при "ламповой" атмосфере. А вот на фестивалях, куда нас звали в 2016-м, мы далеко не всем настолько понравились, как мне кажется.
 
MH: Скорее всего, к началу вашего выступления еще не все собрались – ранний старт сета был, видимо. Приходят ли отзывы заграничных слушателей/критиков? Знают ли вас, к примеру, в России, Украине?
Евгений Сирота: Да, нас очень хорошо знают и в Питере, и в Москве, постоянно натыкаюсь на всякие обсуждения нашего творчества. Иногда мне лично пишут. Интерес есть. Но мы всё никак не можем доехать туда с концертами. Стабильно раз или два в месяц поступают приглашения от различных организаторов выступить у них в городе, но стоит поднять тему оплаты дороги и гонорара (к слову, совсем небольшого), на этом их желание резко пропадает. Но нас тоже можно понять: зачем нам куда-то ехать, затрачивая собственные деньги? Мы люди взрослые, и как музыканты через все это давно прошли.

ONE STRING MAN
 
MH: Сравнивают ли вас с другими исполнителями, группами? "Обвиняют" ли в плагиате? Многие нынче считают, что наши музыканты только и делают, что "сдирают" чужую музыку - там же "все и всегда лучше".
Евгений Сирота: Не секрет, что на стиль моей игры на гитаре повлияло творчество замечательного американского гитариста, маэстро Joe Satriani. Поэтому некоторое сходство с его манерой, несомненно, есть, но мне это нравится. А если судить по комментариям в интернете, наше творчество в основном сравнивают с музыкой российской инструментальной группы Nobody.one. В плагиате нас не обвиняют – видимо, потому что всё же понимают, что его нет.
 
MH: Но раз у вас всё оригинальное и интересное, чем помимо своей фишки и концертов собираетесь "завоёвывать" людей? Ведь если ничего не предпринимать, то спустя время рост интереса, скорее всего, начнет падать, а то и вовсе пойдёт на убыль.
Евгений Сирота: Весь прошлый год мы стремились завоевать людей своим творчеством: активно выступали, выпускали клипы, видео, записали и успешно презентовали EP-альбом. Но отдача оказалась не такой сильной, как мы ожидали. В результате мы решили немного переквалифицироваться, создать другой проект, более интересный и более коммерческий. Сейчас активно работаем над его реализацией и подготовкой. Пока что все это проходит под "брендом" One String Man, ну а что будет дальше – увидим.
Роман Иванов: На самом деле Евгений немного утрирует. Мы не собираемся останавливаться на достигнутом. У нас есть разные проекты, в которых каждый из нас участвует параллельно с OSM. В планах есть запись нового материала. Вскоре засядем на студии и будем работать!
Евгений Сирота: Несомненно, желание порадовать слушателя новыми инструменталами есть, но участие в параллельных проектах отнимает много времени.
 
MH: 14 января вы выступали в Re:Public, на трибьют-концерте Metallica, это было круто, но… Что это было? Не тот басист, на гитаре 6 струн!
Евгений Сирота: Но ведь группа One String Man появилась именно из такого события, как трибьют Metallica! Как же мы могли не выступить на трибьюте снова? А сыграть на шести струнах в данном случае было самым верным решением - Metallica по-другому и не исполнишь.
Роман Иванов:  Все-таки Metallica довольно уважаемая группа, чтобы коверкать ее треки! Поэтому решили не экспериментировать, а просто сыграть то, что раньше на трибьютах исполнялось редко: "Orion", а также некоторые песни из альбома "Load", "Garage inc". Пробовали исполнять их на одной струне - звучало плохо. (дружный смех)
 
MH: Сетлист неоднозначный...
Роман Иванов: Это вопрос к гитаристу. Имхо, я бы лучше "Black Album" (мой любимый) переиграл бы! Евгений немного одержим в некоторых вещах. Порой приходится одёргивать.
 
MH: А почему бы не отыграть все инструментальные композиции? Ведь инструменталы – это же ваша стихия!
Роман Иванов: Думаю, зал бы нас немного не понял. Опять же, тут мы возвращаемся к вопросу о нашем участии на фестах… Что играет OSM и что требует наши поклонники? Как правило, "ламповое" музло не для толпы… А большинству людей хочется чего-то попроще, "потанцевальнее", чтобы поскакать, поотрываться.
 
MH: Всё же это ваш крест… Если уж заявляете о себе, как об инструментальном проекте, значит, будьте добры, следуйте этому! Но к составлению сетлиста для выступления на трибьюте, мне кажется, стоило бы отнестись немного иначе – исходя из потребностей публики. В конце концов, это повысило бы вашу "близость к народу".
Роман Иванов: Концепцию группы в корне мы пока менять не намерены. Но кое-какие выводы мы для себя уже сделали.

ONE STRING MAN
 
MH: Кстати, очень уж много в последнее время различных трибьютов проходит. К тому же, чуть ли не каждая группа считает своим долгом сделать кавер... С одной стороны, на первоначальном этапе возникновения группы  это возможность показать, на что способна группа, обратить на себя внимание. Но с другой стороны, как мне кажется, этим не стоит увлекаться - оригинальность важнее. Вот ваш кавер на Флойдов – правильный пример!
Роман Иванов: Надо учитывать, что Флойдов мы специально стилизовали "под себя". Это рискованный шаг, но мы всё же попробовали. Я вообще считаю, что  переигрывать чужие песни – это, конечно, неплохо, но куда интереснее слушается/смотрится настоящий кавер, когда музыканты подают песню в своей интерпретации и стилистике.
Евгений Сирота: Согласен с Ромой.
 
MH: Выпускать видеоролики на каждую песню - это несомненно хорошая идея. Взять тот же новый альбом Metallica: к моменту выхода альбома они с помощью этого маркетингового хода захватили интернет! Вы и дальше будете продолжать придерживаться этой стратегии?
Евгений Сирота: Сейчас YouTube - самый верный способ донести свое творчество до слушателя. Из-за нескончаемого потока новых альбомов и песен различных исполнителей новичкам легко затеряться и остаться неуслышанными. Поэтому на сегодняшний день интернет-пользователь скорее проявит интерес к видео, нежели к аудио.
 
MH: Ограничиваете ли вы длительность ваших композиций при их сочинении?
Евгений Сирота: Не думаю, что стоит сочинять композицию длиннее четырёх с половиной минут, какие бы крутые фрагменты там ни были. Есть вероятность, что слушателю станет скучно. Это современная тенденция, когда хитовая песня должна длиться около трёх-трёх с половиной минут. В 80-ые годы в металле было все иначе. Слушатель с интересом воспринимал 8-минутные и даже более длительные композиции. Мы же подстраиваемся под нынешнюю ситуацию, сочиняя "удобные" композиции. В качестве примера работы тенденции можно привести наш первый трек - "Breaking The Rules". Мы сделали его немного дольше пяти минут, и для слушателя он оказался слишком длинным. Научившись на своей ошибке, мы сократили этот трек для концертных выступлений.
 
MH: С другой стороны, концерты позволяют исполнять уже записанные композиции более свободно, скажем так, развернуто... А не хотите ли попробовать вставлять импровизации в свои треки на выступлениях? Ведь сам формат инструментальной музыки благоприятствует такому. Взять того же любимого Евгением Joe Satriani.
Роман Иванов: Импровизации пока только на репетициях себе позволяем. Ну и немного экспериментируем с привлечением вокалистов.
 
MH: Кстати, можно ли считать шагом вперёд ваше появление на телевидении? Важно ли вообще сейчас стремиться на ТВ?
Роман Иванов: На ТВ попасть, конечно, стоит, но не надо переусердствовать с этим. Если так подумать, зачем стремиться туда, где играют под фанеру?
 
MH: Каким получился "выхлоп" от выступления на ТВ? Что изменилось?
Роман Иванов: Безусловно, интерес это вызвало, но не сильный. Мы и не афишируем это выступление. К тому же, в 2017 году неважно, насколько часто твоё лицо светится по "ящику".

ONE STRING MAN
 
MH: Есть ли интерес к вам со стороны радио?
Роман Иванов: Столица FM иногда крутит наш кавер на Pink Floyd.
MH: Где лайк поставить? (дружный смех) Где вы представлены в интернете кроме аккаунтов Вконтакте и YouTube?
Роман Иванов: У нас есть страницы в Facebook и Instagram.
 
MH: А вообще, как вы думаете, "количество лайков" способствует развитию группы, росту популярности?
Роман Иванов: Нет.  Более того, столкнулись с накруткой тех самых лайков, когда был отбор на Metal Crowd 2016 с нашим участием. У одной группы вдруг оказалось целая туча «лайков». Правда, потом их вычислили…
MH: … но они по итогу все равно выступали! (дружный смех)
Роман Иванов: В любом случае, голосования – зло!
 
MH: Пожалуй, на этом и закончим. (Дружный смех) Спасибо вам за "Virtues", ребята. Очень надеюсь, что когда-нибудь он выйдет на CD. Новых релизов, концертов и новых роликов. И не забывайте про вашего басиста Пашу!
Евгений Сирота: Приходите на наш трибьют-концерт Metallica 23 февраля в TNT Rock Club, где One String Man исполнит лучшие песни из недооцененных ранее альбомов Load\Reload, а так же порадует тремя частями легендарной песни The Unforgiven!
 
Беседовал БороДа
Специально для портала MetalHeads.by
Фото предоставлены группой