Интервью с Vox Mortuis: "Есть какой-то единый белорусский звук? Нет. Какая-то идеология, философия? Тоже нет."

Интервью с Vox Mortuis: "Есть какой-то единый белорусский звук? Нет. Какая-то идеология, философия? Тоже нет."



Больше года прошло с того момента, когда белорусская публика в последний раз услышала Vox Mortuis на Martial Winter. В каком подполье отсиживаются ребята, в чем преимущество блэка перед другими жанрами экстримального метала и что ждет нас на концерте 12 марта рассказал гитарист команды Дмитрий в интервью для нашего портала. 

В поисках контактов кого-нибудь из Vox Mortuis я изучила ваш паблик в ВК и заметила отсутствие каких-либо ранних интервью. Признаться честно, когда писала тебе, была уверена, что получу отказ, поэтому сразу скажу спасибо за то, что нашел время пообщаться со мной.

Во время подготовки к интервью я обратила внимание, что после Martial Winter 2019 Vox Mortuis ушли в глубокое подполье. Вас не видно и не слышно.

Да, с того момента мы действительно нигде не выступали. Между Martial Winter 2019 и тем выступлением, которое будет 12 марта, прошло уже больше года. Это не потому, что мы решили выступать раз в год и только. Скорее, так сложились обстоятельства. Мы сфокусировались больше на сочинении нового материала, нежели на концертной деятельности, и решили, что будем выступать, только если поступит реально какое-то интересное предложение. Лучше играть на сцене реже, но эффектнее.

Пожалуй, соглашусь с тобой. Когда часто видишь команду, она "приедается" и становится неинтересно за ней наблюдать, особенно, если в программе изменений - ноль.

Ты сказал, что вы сейчас работаете над новым материалом…

Да, группа сочиняет третий по счету альбом. Уже есть новые треки, некоторые мы репетируем. Но пока что рано говорить о каких-то анонсах для публики. Материал должен вызреть. Сколько? Я не буду загадывать. Все идет своим чередом.

А это будет какая-то абсолютно новая по своей атмосфере работа или она продолжит историю "Культа мёртвага сонца"?

Это определенно будет новая работа, при этом дальше развивающая идеи "Культа мёртвага сонца". Стараемся сохранить собственный почерк.

Многие ваши коллеги по цеху рассказывают, что, сочиняя новый материал, они вдохновляются природой, уходят глубоко в лес и там проводят несколько дней. А чем вдохновляется Vox Mortuis?

Жизнью. В мире полно ужаса, который через осмысление и переживания можно транслировать в виде музыкального творчества. Это те негативные эмоции, которые сидят глубоко внутри, словно болезнь, и от них необходимо избавляться, чтобы не быть уничтоженным. Таким образом, музыка и группа в частности выступает в качестве своеобразного фильтра, очищения духа, если можно так выразиться.

На первом альбоме мы затрагивали темы истории. Не скажу, что мы отошли от подобного полностью, но сейчас делаем это без прямых отсылок. Примерно то же можно сказать и о религиозной тематике. Мы не боремся с той или иной религией  (даже смысла в этом не вижу, если честно), но при этом воспринимаем ее как сферу конфликта, полную ложных, неубедительных истин.

И вот тут уместно отметить - почему, собственно, Vox Mortuis? Да потому, что это честно. Неважно, кто какие идеалы исповедует, все в конечном итоге услышат один голос и встретят одного Жнеца. Отсчет идет. И, хоть это кажется достаточно пугающим в своем фатализме, приходишь к выводу, что это правильно и естественно. Принимая такую суровую и при этом честную истину, можно более ответственно воспринимать отведенное нам время и использовать его не на ложное, но на благое и полезное. Исходя из такой философии, Смерть не столько пугает, сколько мотивирует на развитие.

Но в экстремальном метале есть много других жанров, которые позволяют выразить накопившуюся внутри агрессию Почему вы все-таки выбрали black metal?

Для начала отмечу, что мы не привязываемся к тем или иным ярлыкам. Однако, в большинстве случаев нас характеризуют как блэк метал группу, да.

Почему выбрали? Ну, для меня тот же death или trash - это что-то более прямолинейное и поверхностное, если вкратце. Сугубо личное мнение. Я слушаю подобную музыку, но не стремлюсь играть. А BM однажды, уже много лет назад, подкупил своей энергетикой, ну, и неким намеком на элитарность, чего уж. Со временем пустые штампы, субкультурная атрибутика и прочее утратили свою значимость, а вот естественность творить и самовыражаться в данном стиле осталась. Местами более бедный в технических средствах, блэк эмоционально выразителен, понятен, интернационален, тем и хорош.

Для кого-то это исключительно сатанинская, догматическая, культура. Мне подобная институализация не близка. В данном вопросе я в каком-то смысле анархист с индивидуальным видением. Хотя индивидуальность тоже может быть одним из постулатов сатанизма. Такой вот круговорот...

Вот ты говорил об интернациональности блэка. Сейчас мы можем выделить, например, норвежскую black metal сцену, финскую, польскую. А можно ли говорить о белорусской black metal сцене, как о каком-то сформировавшемся явлении? Можешь выделить ее основные черты?

Думаю, нет. А что мы можем выделить? Язык? Этого мало. У тех же финнов есть свой почерк, узнаваемая мелодика и пр. В ключе всего этого у них и тот же язык воспринимается, как фишка. Нечто похожее можно сказать и о французской сцене.

А у нас… Ну, что у нас? Есть какой-то единый белорусский звук? Нет. Существует достаточно много команд, но общего звучания у них нет. Лично я не слышал. Какая-то идеология, философия? Тоже нет. Может у некоторых групп и можно проследить общие черты, но, думаю, этого мало, чтобы говорить об уникальности местной сцены.

Вот если отвлечься конкретно от блэка, могу сказать, что ранние Gods Tower однажды показали миру звучание, не имевшее явных аналогов. И это было своебразно, местно и колоритно. В местном блэке подобного не наблюдается, но и проблемы я в этом не вижу. Главное, чтобы люди делали свое дело хорошо.

А кого из наших современных андеграундных команд ты можешь определить в это понятие "хорошо"?

Я не могу сказать, что активно слежу за нашей сценой. Уверен, многого не знаю из того, что сейчас там творится. Но для себя могу выделить, например, Khandra, очень сильная команда. Еще Relics of Humanity, Nebulae Come Sweet, Challenger Deep, Extermination Dismemberment, Essence of Datum, Posthumous Blasphemer, Irreversible Mechanism.

Все они -  классные команды, думаю, найдется еще, но это первые, что пришли на ум.

Давай теперь вернемся немного назад. Правильно ли я поняла, изучая вашу историю, что Vox Mortuis образовались на месте бывшей команды Wasteland of Reality?

И да, и нет. С одной стороны, состав перешел из одной группы в другую, но, во-первых, не полностью, а во-вторых, Vox Mortuis образовался с совершенно другими идеями и подходом. Абсолютно все другое, а не просто "ребрэндинг". Группа WoR давно прекратила существование, выполнив свою функцию, когда, по сути, хотелось просто шуметь и веселиться, рок-н-ролл как он есть. А Vox Mortuis появился по той причине, что от творчества и от жизни в целом захотелось других вещей. И большая часть участников меня поддержала.

И с тех пор вы все также единодушны в своих решениях?

Всякое бывает. Безусловно, мы друзья, много лет знаем друг друга, но при этом достаточно сильно отличаемся один от одного. Мы слушаем разную музыку, имеем разные внемузыкальные интересы. Однако эта "разность" в рамках одного проекта не разделила нас как участников, а наоборот - породила странный, но интересный результат. Конечно, конфликты и разногласия имеют место быть, но это естественно для рабочего процесса.

12 марта вы выступаете на одной сцене с исландцами Misþyrming. Слышал ли ты их ранее и что можешь сказать об их творчестве?

Хорошая группа. Слышал оба альбома, и когда пригласили выступить, мы быстро согласились. Это действительно отличный повод нарушить тишину в концертной жизни. Оба альбома хороши, но второй лично мне нравится больше. В общем, будет интересно познакомиться, пообщаться и выступить на одной сцене.

Будет ли в этот вечер сыграно что-нибудь из вашего нового материала?

Львиную долю мы сыграем из "Культа мёртвага сонца", а также вспомним несколько ранних вещей. Новый материал еще должен выждать своего часа.

А поступали ли вам еще какие-нибудь интересные предложения, которые обеспечат нам новые выступления Vox Mortuis в ближайшем будущем? Или вот сейчас Misþyrming, а потом опять подполье?

А мы не знаем. Понимаешь, группа не подписана на какой-то крупный лейбл и у нас нет обязательств в виде запланированного тура или клипа,  в этом плане мы вольные художники. Да и сами никогда не лезем к организаторам. Все знают, что такая группа есть, и, если мы будем интересны, нас пригласят. Будут  предложения - мы с радостью их рассмотрим. Вообще, мы любим выступать. Vox Mortuis - это концертная, живая группа, просто, скажем, ненавязчивая.

Вот ты говоришь, что ваша команда любит выступать. В целом, очень много говорилось о том, что музыканты чувствуют перед концертом. А что чувствуете вы после него?

Ощущается эмоциональное и физическое истощение, словно полосу препятствий прошел или вроде того. Ты выходишь и демонстрируешь свое творчество, в определенной степени открываешь перед публикой себя. Это не может не выматывать. При этом ощущения "скорей бы все закончилось" практически никогда не возникает. Лишь единожды.

А что это за случай был, когда вы хотели, чтобы все быстрее закончилось?

Это было в ныне закрытом минском клубе, когда к нашему выступлению публика в значительной массе достигла весьма странного состояния. Понимаю, не мне учить людей, как вести себя на концертах и чем заниматься, но конкретно в тот момент желание играть пропало, и мы урезали свой сет прямо на сцене. Странный был вечер.

Ну, это тоже опыт, хоть и негативный. Ладно, не буду тебя больше мучить, последний на сегодня вопрос: какие планы у Vox Mortuis на будущее? Помимо выхода нового альбома.

Завершить новый альбом, творить дальше и, конечно, не растерять ту энергию, которая мотивирует двигаться вперед.

Я надеюсь, что у вас все получится. Напоследок, может, скажешь что-нибудь нашим читателям?

Приходите на концерт!

Беседовала: Екатерина Лещук