Всегда было любопытно открывать для себя некие новые коллективы, проекты, персоны. Сегодня это Darkus - ведущий (и единственный) научный сотрудник (музыка, лирика, исполнение) проекта IMŠAR (Chthonic Black Metal) из Гомеля. MetalHeads (MH): Кто такие/такой IMŠAR?
Darkus: IMŠAR – это музыкальное воплощение идей и образов, которые приходят ко мне в моменты вдохновения. Более того, это эманация некой потусторонней Силы, вневременной и внепространственной, течение которой Я ощущаю и передаю посредством музыки. Само слово Имшар отражает суть этой Силы, но если беларуское слово “Імшара” обозначает всего лишь моховое болото, которое можно увидеть и в котором можно утонуть, то Имшар – пришедшее мне имя Вселенской Силы болот, повелителя всех багников и кадуков, существующего вечно во всех измерениях. И где ещё может быть главное Место этой Силы, как не у нас на Полесье?
Что касается даты создания, то она достаточно условна. Играя в различных музыкальных группах, Я всегда сочинял какие-то блэковые риффы, которые откладывал до поры до времени. В 2012 году хаос риффов понемногу начал структурироваться, обрывки мыслей и образов превратились в тексты, и решено было всё это записать. Датой создания был выбран первый день Осени 2012, примерно в то же время начата запись, а в 2013 году вышел первый полноформат “Abudžeńnie” на лейбле Nitroatmosfericum Records.
MH: Black metal в Беларуси, кажется, второй по популярности после фолька. С чем это связано по твоему мнению?
Darkus: На самом деле, считаю, что многие беларуские Black metal-группы передают в своём творчестве Дух Родной Земли гораздо лучше, чем некоторые фолк-коллективы. Вообще, тенденция т.н. “пивного фолка” со всякими баянами, свистоперделками и задорными плясовыми мотивами лично меня удручает – происходит какая-то деградация, когда при слове «фолк» мозг рисует картинку с развесёлыми троллями и нескончаемыми потоками пива. И не важно какой это фолк – из Финляндии, Германии, Англии или Беларуси, - пиво и расколбас, а больше и ни фига … Глобализация в действии… Но это лично моё мнение, и тут, как говорится, Jedem das seine. А что касается популярности блэка в Беларуси – во-первых, оглянитесь вокруг. Если бы Беларусь была солнечной страной на берегу, скажем, Средиземного моря, то очень сильно сомневаюсь, что сидя на пляже в трусах под пальмой у людей возникало бы желание слушать блэк. А когда три сезона из четырёх представляют собой по сути разные инкарнации Осени, солнечные дни неумолимо проглатывает Тьма, то ответ очевиден. Во-вторых, благодатная Почва взращивает мощные побеги. У нас хватает достойных банд и проектов, которые замечательно передают окружающую нас атмосферу, в их творчестве слышатся неуловимые особенности нашей земли, и, слушая их, понимаешь – да, это своё, это наше. В-третьих, похоже есть определённые особенности беларуского менталитета, способствующие восприятию блэка. Ну и самое главное – Полесье, наше Место Силы влияет на нас…
MH: Не менее популярна в последнее время уже в самом black metal тенденция возникновения one man project/band’ов. Твоя оценка данной ситуации – почему многие хотят «уединиться»?
Darkus: Когда тебе есть, что сказать, ты просто берёшь и говоришь. Другое дело – вопрос реализации. Порой бывает очень трудно найти музыкантов-единомышленников. Опыт игры в бандах показывает, что зачастую каждый больше преследует свои цели, чем делает общее дело. Один хочет купаться в лучах славы, другой – в море бабла, третий – в реках алкоголя… В итоге все заканчивают алкоголем, который растворяет зачатки творчества. А one man band выступает как воплощение поговорки: «Хочешь что-то сделать хорошо, сделай это сам». К тому же в блэке сильны идеи индивидуализма, как следствие желание делать всё самому видится логичным. Однако, всегда стоит сопоставлять желания и возможности, чем больше твой навык владения различными музыкальными инструментами и оборудованием, тем лучше ты воплотишь свои идеи. А если наоборот, то результат может оказаться весьма плачевным. Любое явление хорошо до того момента, пока оно не превращается в некий тренд. По моему мнению, тренду «уан-мэн проджэктов» немало поспособствовал технический прогресс. Мы начинали играть на пудовых совковых «Уралах» и «Аэлитах» воткнутых напрямую в «Гармонию-70», и это был достаточно мажорный вариант. Сейчас, при желании, любой школьник покупает гитару из прессованного китайского… хм, картона, запирается в спальне, втыкает её в линию в комп и, с мыслями «у Варга получилось, и у меня получится», за вечер записывает «альбом» из трёх нот, где все остальные инструменты, включая бас, забиты в миди. Ну и, естественно, заливает это дело «вконтакт». Вот тебе и новый «уан-мэн-проджэкт»… Но, у кого есть музыкальный вкус, тот всегда отличит Искусство от подобных подделок.
MH: Мы живем в разных городах одной страны, но все равно ощущение, что есть какая-то изоляция, так как мало знаем о том, что, например, сейчас творится на сцене (и в формации) как black metal, так и metal вообще. Как у вас там дела? Движ есть? Насколько активный?
Darkus: В плане блэка на нашей Гомельской земле много отличных коллективов, имена которых вы все прекрасно знаете. Если брать концертную деятельность, то, на мой взгляд, наиболее активен сейчас Vietah: Antarctis собрал мощный концертный состав, у него оригинальная визуализация выступлений и закономерно всё чаще они мелькают в афишах грядущих мероприятий. Но не в Гомеле… С метал-концертами в последнее время у нас как-то вяло. Когда-то проходили мощнейшие концерты с участием Incantation, Rotting Christ, Sadist, да и на гомельские группы народ валил валом. Сейчас этого нет, куда это всё делось, никто не знает. Но не буду тут сейчас старчески кряхтя скрипеть про то, что метал-движ умер. Ничего подобного! Осенью прошлого года Я посетил замечательное мероприятие Brutality Invasion IV с Rigor Mortis и Bradi Cerebri Ectomia. Шёл с мыслями, что будет человек 20, а на деле народу оказалось раз в десять больше, плюс отличный звук и та самая атмосфера, которая была присуща старым гомельским сейшенам, когда половину присутствующих ты знаешь, а вторая половина – твои друзья. Может и до чисто блэковых концертов у нас дело дойдёт…
MH: А теперь подробности о вышедшем альбоме. Всё, что считаешь нужным. Где писался, как писался, есть ли история, общая идея у пластинки или каждая песня – сама себе молодец?
Darkus: Мысли об альбоме “Karani” стали овладевать мной ещё в 2013 году, после завершения работы над дебютником. Творческий процесс протекал для меня стандартно, когда во время блужданий по различным безлюдным местам налаживается контакт с той самой Силой, и приходят образы, которые в итоге превращаются в песни. Порой это бывает мощнейший импульс, а порой маленькая искорка, которая тлеет-тлеет, а потом вдруг полностью поглощает тебя пламенем творчества, и ты осознаёшь себя уже после написанного, а сам процесс протекает в каком-то тумане. Таким образом, за период 2013-2015 был написан материал, из которого затем уже в 2016 году выкристаллизовался вышедший альбом. Название отражает его основную идею – поиск и обретение человеком своих Корней, и каждая песня эту идею показывает с разных сторон. Только последняя песня на альбоме “Połymia Idzie Da Nieba” немного выбивается из общей канвы, но так или иначе связана со всеми остальными и подводит своеобразную черту. Образ этой песни сидел в моём мозгу без малого 15 лет, и только смерть близкого человека дала толчок для её окончательного воплощения… В общем, говорить можно много, но правильней будет просто послушать музыку и почитать тексты, тогда всё станет предельно ясно.
MH: Кто-нибудь еще из музыкантов участвовал в записи/создании «Karani»?
Darkus: Да, в песне “Novaha Sonca Pramień” звучит гитарное соло моего товарища Black Rain, с которым мы играли вместе в некоторых проектах. Также, на начальном этапе у меня возникла маниакальная идея сделать в некоторых песнях вставки с колёсной лирой, но в последствии Я от неё отказался и не жалею об этом.
MH: Какими характеристиками, свойствами, признаками должен обладать «арт»-человек, чтобы при визуальном оформлении альбома выбор пал на него? Удалось ли оформителю (а, кстати, кто он?) данного релиза попасть в точку?
Darkus: Оформлением данного альбома занимался мой хороший товарищ и по совместительству дизайнер Александр Sanchopanzer. Я дал ему послушать готовый вариант, и по сложившимся у него в голове образам и ассоциациям возник арт альбома, который мне понравился. Я вообще всегда думал, что главное качество, которым должен обладать человек, которого ты вовлекаешь в свой творческий процесс (не важно «арт», «муз» или какой-то ещё), это то, что он с тобой на одной волне. Мне допустим непонятно, когда какой-нибудь дизайнер, с которым Я никогда до этого не общался и в жизни не видел, пишет мне: «Давай нарисую тебе обложку» не слышав при этом самого материала. «Чё там у тебя? Блэк? А ну всё понятно, побольше пентух и перевёрнутых крестов! Слышал ли я блэк? Конечно! Chelsea Grin например!» Это реальный случай, между прочим.
MH: Что тебя связывает (если связывает) с руной Sowulo (изображенной на древе на облоге) или это просто рука дрогнула у художника?
Darkus: Ну, начнём с того, что древо на облоге – это логотип Imšar, и там данная руна изображает букву Š. Но начертана она в виде руны неспроста… Однажды Я взглянул на свою правую ладонь, и оказалось, что часть линий на ней складывается в эту руну. С той поры Я воспринимаю её как один из своих личных знаков. А больше ничего говорить не буду…
MH: Почему для издания был выбран именно Barbatos Productions?
Darkus: В наше время лавины виртуального контента всё труднее издаться на физическом носителе, и экономический фактор играет здесь немаловажную роль. Проще говоря – денег ни у кого нет. Тем ценнее тот факт, что Barbatos Productions по достоинству оценил мой материал и издал его в виде шикарного шестипанельного диджипака, за что Я им безмерно благодарен.
MH: В тираже также присутствует и стопочка в формате аудиокассет – как легко сейчас раздобыть пленочные болванки для таких авантюр?
Darkus: Этот вопрос скорее нужно адресовать лейблам, но, похоже, что проблем никаких с этим нет, т.к. мне пришло достаточно много предложений именно кассетного релиза. Отказаться от этой возможности Я не смог в виду ностальгических чувств. Времена винила затронули лишь мой детский период, а вот осознанное увлечение металом началось именно с кассет. Кассеты брались у друзей переписать, зачастую это была уже копия копии, но особым шармом всегда обладали фирменные релизы, у которых была обложка и буклет с текстами и прочей полезной инфой. Обложка по мере сил перерисовывалась, а тексты и инфа переписывались в специальную тетрадку. И целый праздник был, когда ты, раздобыв деньги, шёл покупать свои собственные фирмовые кассеты. Магазин, где можно было купить метал-альбомы, располагался в подвале дома в центре города. Я жил тогда на окраине, дорога домой занимала минут 40 общественным транспортом и потом ещё минут 20 пешком по раздолбанным подобиям дорог, и всё это время Я находился в предвкушении от прослушивания, а время тянулось безжалостно медленно. Придя домой, первым делом естественно Я включал магнитофон и погружался в Атмосферу Музыки с головой, вникая в каждый звук, внимательно изучая информацию в буклете, вчитываясь в тексты... Эти ощущения останутся со мной навсегда.
MH: Что будет в ближайшем будущем: возьмешь «отпуск» после выпуска релиза или яростно примешься за новую работу, или еще какая альтернатива?
Darkus: Отпуск необходим от работы, а творческая одержимость сама тебя отпустит, а может и не отпустит никогда, тут уж не мне решать… Мысли и идеи на новый альбом есть, но у меня такой подход, что материал должен созреть и выкристаллизоваться, разбрасываться ошмётками мыслей как-то не хочется. У меня есть достаточно нереализованного материала, который думаю выйдет в виде ЕР, либо сплита, либо и того и другого. По сплиту предложения уже есть, но имён пока называть не буду. Также записан кавер на Burzum и ещё один кавер на Darkthrone, оба с беларускими переводами-адаптациями, которые возможно просто выложу для свободного прослушивания в сеть.
Беседовала: Nat Nazgul
Фото предоставлены IMŠAR