Интервью с Александром Гайдукевичем (Posthumous Blasphemer): Белорусская метал-сцена отстает от польской и чешской на 20-25 лет.

Интервью с Александром Гайдукевичем (Posthumous Blasphemer): Белорусская метал-сцена отстает от польской и чешской на 20-25 лет.


Интервью с организатором минских метал сейшенов и лидером brutal death metal формации Posthumous Blasphemer Александром Гайдукевичем назревало уже давно, однако необходим был весомый повод, чтобы его провести. Им стало участие ведомой им группы в крупных летних метал-фестивалях в Чехии и Словакии. После того, как  Александр Гайдукевич оказался в Минске, вопрос об интервью с ним был делом времени.

Это лето было по-настоящему жарким для группы Posthumous Blasphemer, которая побывала сразу на двух крупных европейских Open Air - в Словакии и Чехии. Что больше всего запомнилось на них?
Да, действительно, нам удалось сыграть на словацком Flesh Party Open Air, где были представлены 30 самых брутальных коллективов Европы (Beheaded, Defeated Sanity, Banisher, Epicardiectomy, Fleshless). Организовывал мероприятие Роман из местной группы Craniotomy. Запомнилась, в первую очередь, организация - все было душевно, по-домашнему и на высшем уровне, также были соблюдены все условия. После концерта группа пошла ночевать в большой двухэтажный домик, где нам выделили номер. Порадовал и звук, и прием. Также на фесте можно было завести ряд полезных знакомств, поскольку туда приходят не только фанаты, но еще и редакторы журналов, промоутеры, владельцы лейблов. Например, на нынешнем мероприятии была замечена Моника Мокашова - редактор известного чешско-словацкого журнала Rock Hard. На самом мероприятии идет своеобразная "прямая промо акция" - если выступили нормально, то контакты сохраняются и наступает переход к следующему шагу в развитии группы.

Тоже самое я хочу сказать и в отношении Obscene Extreme, правда, там мероприятие намного масштабнее (5-ти дневное безумие). Если мне не изменяет память, то это был 15-ый или 16-ый по счету фестиваль. Здесь были представлены группы с мировым именем, типа Obituary, Broken Hope и Vital Remains. Т.е. нам пришлось выступать на одной сцене с титанами жанра, у которых есть чему поучиться. Это касается и подачи, и поведения на сцене, и многого другого. Ну и backstage был полон представителями всех мастей, с которыми было очень интересно пообщаться. Вот, к примеру, Jasad - группа из Индонезии, которая у себя на родине считается, чуть ли не легендой. К слову, в Индонезии сейчас наступает расцвет металла и это видно даже по рядовым концертам, которые собирают от 7 до 15 тысяч зрителей, ну и президент у них - металлист, опять же. От этого, скорее всего, все и идет.

А вот сколько стоит съездить группе на европейский фестиваль? Какую часть расходов берут на себя организаторы или это все было за свой счет?
Нет, определенные расходы брали на себя организаторы. В Европе не принято ездить на такого рода фестивали бесплатно. Как правило, на каких условиях договариваемся, на таких и выступаем.

Ну и резонный вопрос - почему в Беларуси такой фест пока еще никто не организовал. Вот многие жалуются, что пиво не продают, другие - что милиционеры ходят на территории феста, а может все дело не в этом, а в плохих организаторах?
Не думаю. Мне кажется, что львиную долю проблем составляет наш менталитет. Если им дать всю эту свободу, в частности, алкогольную, то я не знаю, чем это может обернуться. Все-таки у нас еще люди не умеют себя адекватно вести в состоянии алкогольного опьянения. Организаторы, скорее всего, это очень хорошо понимают и просто перестраховываются. Что касается выступлений команд на наших фестивалях, то здесь все также проходит по принципу "как договоришься", поэтому пинять на кого-то сверху не нужно - все в твоих руках.

Перейдем теперь непосредственно к самой группе. В первой половине 2015 года Вы выступали в Минске чуть ли не каждый месяц. Это даже больше, чем у дважды народного артиста страны Александра Солодухи. Чем был вызван такой подъем активности?
А мы просто хотели дядю Сашу перекрыть! А если серьезно, то я считаю, что группа должна проявлять активность, даже если кому-то она примелькается - но это скорее на фоне всеобщего болотного пофигизма. Любому коллективу нужна практика, и если группа играет раз в год, то выходит на сцену с дрожащими пальцами и коленями. В итоге - пока настроится и найдет оптимальный звук, уже и сет заканчивается. Да и публика не всегда одна и та же приходит, поэтому я считаю, что раз в месяц-полтора отыграть в родном городе - это нормальное положение вещей. Хочу сказать, что мы и впредь будем стараться это делать.

В мае месяце вы участвовали в ночном концерте. Метал - не дискотека, на которую приходят потрясти своими нижними «чакрами» вплоть до самого утра, поэтому мероприятия связанные с ним, проводятся вечером. Имеет ли смысл проведение именно ночных метал-концертов?
Концерт "The House of 100 Corpses" благополучно отгремел в ночь с 8 на 9 мая. Должен сказать, что всем очень понравилось, даже персоналу самого кафе Нетто, где, собственно, данный ивент и проходил. По результату: ничего не было разгромлено, ни один бокал, как говорится, не пострадал. Это еще раз говорит о том, что если взяться за дело с умом, то можно прийти к хорошему результату. Планируется продолжить практику ночных концертов с пятницы на субботу, потому что это самое оптимальное время: на работу с утра не нужно и это дает возможность расслабиться и отдохнуть. Я думаю, что это намного лучше, чем залипать всю ночь за компом в социальных сетях или смотря бессмысленные видео. Да и на подобных концертах специфическая атмосфера единения с ночью, что тоже очень приятно.

В начале года большинство концертов местного значения проходило в Джек Клаб. Большую часть из них организовывал именно ты. Однако потому он исчез с карты метал радаров и на сцене появилось кафе Нетто. Если ли надежда, то этот воздушный шарик не сдуется за короткий срок?
Надежда есть, тем более, что люди в самом Нетто заинтересованы в проведении подобных мероприятий. Единственное пожелание - чтобы концерты проходило достойно и без всякого неадекватного трэша. Ну и, опять же, подождем осеннего сезона и, я думаю, появится еще пара-тройка площадок, готовых вместить 100-200 человек, собирающихся послушать метал столицы, потому что именно таких клубов и не хватает. Здесь команда может собрать "свою" аудиторию. Очень глупо смотрится, когда место рассчитано на 1000-1500 зрителей, а туда приходит всего лишь 50-75 металхэдов. С этим что-то нужно делать. Конечно, можно сходить в парк или посмотреть дома хороший фильм, но, если нет никакой альтернативы, то ломитесь дико на метал-концерт, потому что люди должны больше общаться живьем. Это видно по многим европейским фестам, на которых собираются металхэды со всего мира: Австралии, Колумбии, США, той же России и, самое интересное, что они находятся в атмосфере полного единения. Метал - он, как английский язык, является международной единицей общения. Нужно сказать, что на таких фестах появляется металлический английский язык, состоящий из ряда слов и выражений, понятных только в определенных кругах.

Ну, на нынешнем Brutal Assault самым популярным словом была Курва.
Да, на этом фесте всегда много поляков, поэтому здесь нет ничего удивительного. В целом, Польша и Чехия - две классные метал-страны, обладающие своими непревзойденными школами. Если в Польше культивируется death-метал, то в Чехии существует известные представители фирменного местного грайндкора. На мой взгляд, наша страна отстает от них лет на 20-25 и это касается практически всех основных аспектов: культура металла, профессионализм, звукорежиссура, оборудование, клубы, организация туров и т.д. И нам нужно догонять их. Поездки в Европу, которые мы осуществляем, один из способов решения подобной задачи.

Мне удалось побывать в музее Brutal Assault, где представлены афиши всех мероприятий, начиная с первого, и оказалось несложно проследить тенденцию, что на первых фестах выступали только чешские команды, а уже, приблизительно, с 4-5-го Brutal Assault в хедах стали появляться группы калибра Moonspell, Septicflesh, а уже к 10-15 фестивалю на фесте была представлена целая плеяда звезд, куда входят и Behemoth, и Immortal, и Slayer. Если же посмотреть на наш Metal Crowd, то они, до определенного момента, шли по такому же графику, однако, в конечном счете, не смогли перейти через черту и в прошлом году на 10-ый юбилейный фестиваль в качестве главного хэда привезли польский Hate - группу третьего метал-эшелона. В чем может крыться причина этого?
Тяжело сказать, почему действительно так происходит. Возможно, проблемы с визами или какими-либо разрешающими бумажками. Точно не могу сказать. Единственное, что хотелось бы отметить: группа Posthumous Blasphemer поддерживает Metal Crowd уже который год и исключительно на бескорыстной основе. Конечно, в этом году фестиваль расширяет свои границы и на нем будут выступать такие группы, как Дай Дорогу и Трубецкой, которые к металлу никакого отношения не имеют, но, даже не смотря на этот шаг, привлечь большое количество людей, будет крайне тяжело. Это похоже на игру в рулетку: возьмем этих и посмотрим - придет народ или нет. Но опять же, все это - чужие схемы, о которых я говорить не могу. Наша задача - приехать туда и достойно отыграть.

Пора летних каникул заканчивается и скоро стартует новый метал-сезон. Что нам ожидать от него? Будут ли сюрпризы?
Как я уже подчеркивал, появятся площадки для для команд местного разлива. Первый минский концерт Posthumous Blasphemer запланирован на сентябрь. На нем будет представлена интересная обойма, о которой мы скоро сообщим. Опять же, наши концерты отличаются искренностью, качественным звуком и удобоваримым прайсом.

А вот что насчет площадок для более крупных мероприятий, таких как Republic, который недавно начал сбор пожертвований со стороны посетителей. Почему они закрываются, есть ли им качественная альтернатива, что будет если Republic в один прекрасный момент закроется?
Ну, возможно Реактор кто-то реанимирует. А если честно, то я слабо знаком с тем, что творится в том же Репаблике. Не знаю, возможно будут арендоваться какие-нибудь заводские помещения, как это принято в той же Москве. В российской столице могут проводить концерты даже во дворах, подвалах, адских реп точках - так что можно и об этом задуматься, главное, чтобы все гармонично сочеталось с форматом мероприятия. В тех же Штатах есть фестиваль Maryland DeathFest. Там просто перекрывают улицу, ограничивают движение, ставят сцену и аппарат. Размах этого феста сравним с тем же Brutal Assault. И продолжается он дня 4. Однако у нас подобное мероприятие возможно лишь при самом фантастическом раскладе.

Что касается Репаблика, то не очень понятно, по каким схемам они работают. Билеты на концерты не самые дорогие, а, скорее, для людей среднего достатка. Однако здесь возникает и обратная сторона медали - народ хочет выпить в баре, приобрести какой-нибудь диск или футболку. В конечном итоге это все выливается в солидный прайс для обывателя, а если учитывать, что подобные концерты могут проходить каждую неделю, то возникает крайний недостаток финансовых средств на все это.

И напоследок хотелось бы спросить, что ты думаешь о белорусских метал СМИ? Какую роль в развитии метала в нашей стране они играют?
Ругать я никого не хочу. Мне кажется, что каждый должен заниматься своим делом. Если им это интересно, то пожалуйста. Любых дилетантов всегда можно легко определить по двум вопросам. Я считаю, что ты должен бескорыстно и фанатично любить то дело, которым занимаешься, прибыль должна быть уже на втором плане. Главное - это цель. Если люди готовы освещать какие-то события из метал «движухи», то я только приветствую это. Но у нас в этом плане все еще только на заре. Это как первый Brutal Assault, где выступали лишь местные команды. Мы сейчас, как в Польше 20-25 лет назад, и нам нужны фанатичные люди, которые поднимут метал движение на принципиально новый уровень развития. А насчет музыкантов, то пусть каждый задаст себе вопрос: нужно ли ему это, сколько часов в неделю он уделяет своему инструменту и репетициям, совершенствованию мастерства, написанию и аранжировке музыки и т.д. Тогда все станет на свои места. Если это простое хобби, то тогда понятно, почему у нас все находится только в зачаточном состоянии.

Беседовал: Александр Курлянчик
Фото: Sorrowdy