Несколько последних лет книги этого человека на слуху, на руках, в мозгах практически каждого металхэда, желающего в который раз прикоснуться к мистерии Black Metal. Но деятельность и интересы его не ограничиваются "Культовой серией". Сегодня беседуем с писателем, журналистом, фотографом, дизайнером, автором серии книг Black Metal Cult - Дайалом Паттерсоном!
MetalHeads.by (MH): Вопрос насколько ожидаем, настолько и неизбежен – с каких времен и, благодаря каким причинам, тебя затянуло в омут metal музыки и журналистики?
Dayal Patterson (Dayal): Меня затянуло в тяжелую музыку одиннадцатилетним отроком. Следуя обычному (на то время) маршруту: Guns N 'Roses, Rage Against The Machine, Metallica, Megadeth, другие группы-мастодонты, позже я открыл для себя Sepultura и Carcass, а затем попал в водоворот Death Metal групп, таких как Bolt Thrower, вплоть до середины 90-х, когда столкнулся с Black Metal. Необходимо добавить, что я всегда слушал, изучал и другие жанры музыки, но, безусловно, metal - это приоритетный для меня жанр, как в плане прослушивания, так и, вероятно, компетентности.
А в журналистику я попал случайно. Моими приоритетами были фотография и дизайн, которые я делал для групп. Но случился нежданчик, и в начале нулевых (будучи студентом колледжа) я посягнул на издание собственного бумажного фэнзина под названием Crypt. Надо отметить, что в то время многие физические зины повально вытеснялись веб-зинами, вот почему и пришло решение, что мой Crypt заслуживает право на жизнь и даст мне возможность побеседовать с такими группами, как Mayhem, Earth, Forefather и другие. В итоге, благодаря этому зину, мне поступили вполне вкусные предложения от Terrorizer и Metal Hammer. Так что с середины 90-х годов я писал уже на более серьезном уровне, продолжая до сегодняшнего дня вносить свою лепту в деятельность Hammer и Decibel, а также независимо пишу и публикуюсь на своем издательстве Cult Never Dies.
MH: Сейчас ты с головой только в Black Metal? Другие metal жанры уже не интересны?
Dayal: А вот и нет - я слушаю множество metal жанров, да и вообще музыку подобного рода. Но Black Metal все же интересует меня больше всего. Безусловно, это еще и то, о чем я знаю больше всего. Хотя, как слушатель и как издатель я/мы не хочу полностью сносить Black Metal из контекста более широкого metal движа, даже если большая часть моих книг как раз об этом. Недавно мы опубликовали книгу «Doom Metal Lexicanum» Алексея Евдокимова, например, а также Мортииса (Mortiis) «Secrets Of My Kingdom: Return To Dimensions Unknown», где присутствует масса интервьюируемых из мира dark ambient и dungeon synth.
MH: Согласись, что каждый находит в ВМ что-то свое – кого-то привлекает музыкальная часть, кого-то идейная, кого-то некий мистицизм и т.д. Ты никогда не проводил самоанализ – почему (в первую очередь) ВМ привлек тебя? И почему же?
Dayal: Безусловно, проводил. Что меня привлекает так это то количество уровней, где он оперирует, и тот факт его множественности и даже противоречий интерпретации. Это невероятно широкий жанр с точки зрения идеологии, визуальных образов, текстов, философии, вовлеченных личностей и т.д. Но и сама музыка имеет тенденцию быть более многослойной, чем многие другие музыкальные формы. Он обладает всей тяжестью и экстримностью, которых можно было бы пожелать, но сверх этого прекрасным бонусом выступает богатая атмосфера даже в отдельных самых брутальных и примитивных работах. Кроме этого Black Metal не чурается включать в себя элементы практически любого другого жанра - doom metal, rock, post-rock, folk, techno, industrial - всего лишь несколько примеров.
MH: Тут, говорят, на днях (23 января) на кинофестивале Sundance состоялась премьера неоднозначного в ожиданиях зрителя фильма «Lords of Chaos» (снятый Jonas Akerlund). Будешь ли смотреть? Или уже? Осуждаешь?
Dayal: Еще пока не смотрел, поэтому ничего не могу сказать. Но уверен, однажды организую себе вечер киносеанса и попытаюсь подойти к этому фильму с трезвым умом... А, возможно, даже с неким трепетом.
MH: Ты упоминал, что Эдвард Рафф косвенно причастен к твоей журналистской карьере. Кому еще ты бы низко поклонился в пояс?
Dayal: Я не могу сказать определенно, что Эдвард повлиял на меня как на писателя, но он был одним из тех людей, которые познакомили меня с Black Metal, когда я был совсем юн (он был одним из металхэдов 17-21 лет, с которыми я зависал когда мне было 14/15, и они уже были в теме этого жанра, а я, в свою очередь, мог, благодаря им, одалживать или переписывать много музыки, которую в то время не всегда можно было найти в магазинах). Еще одна важная деталь – Эдвард провел несколько интервью в середине 90-х годов, и идея их публикации стала точкой отсчета для Crypt.
Что касается людей, которые влияли на меня как на писателя, я вот сейчас пытаюсь выявить кого-либо, честно-честно. Я не могу ставить в пример каких-либо других музыкальных писателей, натыкаясь на работы которых, думал: «Я должен сделать что-то вроде этого». Считаю, что обладаю довольно сильным личностным характером (даже если не оказываю им давления на людей), поэтому сет мнений и письма (написания) для меня всегда заключался в возможности выразить как личное мнение, так и мнение собеседника. Так или иначе, с полной уверенностью могу сказать, что авторы Terrorizer и различные фанзины 1994-2000 годов оказали на меня подсознательное влияние. А также должен отдать должное таким людям, как Джонатан Селцер, Томми Удо и Александр Милас, которые предложили мне возможность - и саму идею, кстати, - успешно строить писательскую карьеру.
MH: А ты сам не оказывал подобную помощь?
Dayal: Издательство Cult Never Dies определенно позволило мне дать зеленый свет другим писателям, таким как вышеупомянутый Алексей Евдокимов, или малазийские братья Ason и Hy-Karl из Ultimate Darkness, компиляцию которых мы выпустили. Плюс ко всему я получаю много писем от людей, которые просят совета по написанию музыки, и стараюсь помочь, если могу, конечно, ведь мой путь был настолько случайным / необычным, поэтому все, что я могу предложить – это достаточно субъективная точка зрения.
MH: Отправленная копия твоего журнала Crypt на рецензию в Metal Hammer обернулась предложением работы в МН в экстремальном разделе – сразу в яблочко. Удача или профессионализм сыграли бОльшую роль в таком повороте, на твой взгляд?
Dayal: Вероятно, и то, и другое. Я думаю, мне повезло, что Томми Удо из Metal Hammer нужен был писатель, и что он нашел время, чтобы оценить отправленный ему экземпляр Crypt. Однако, не хочу показаться нескромным, но тот второй номер Crypt оказался там с пачкой лучших фанзинов и был очень профессионально написан мной и моей небольшой командой писателей, а также хорошо подготовлен. Metal Hammer является одним из (если не самых) металевых журналов в мире, и нехватки людей, желающих писать для них, никогда не существует; так что тот факт, что Томми сделал предложение тому, кто на самом деле никогда не думал писать в массовом журнале, можно назвать довольно крупным событием. Но жизнь - это как везение, так и случайная паутина, нужные события в нужное время, поэтому я должен быть благодарен, что все это однажды сошлось, когда это произошло. С другой стороны, если бы я знал, что писать об искусстве и metal музыке возможно в годы моей юности, я бы определенно дал жизнь своему журналу, будучи подростком, и, возможно, имел бы успех намного раньше. Кто знает?...
MH: Оценивая сегодняшнюю ситуацию в насыщенной людьми журналистике, возможна ли такая история, как думаешь?
Dayal: Ты знаешь, я реально порой удивляюсь этому. Я-то попал в эту игру в начале/середине 2000-х годов, а всего через пару лет случился ажиотаж среди людей, пишущих о музыке, когда социальные медиа и Интернет претерпели свой второй взрыв. Все же мне кажется, что качество растет, появляются новые писатели, и в некоторых случаях интернет облегчает жизнь (легче создать блог, чем издать физический журнал, давай смотреть в глаза правде-матке).
Можно ли получить работу, отправив физический зин в крупный журнал?... да, я думаю, да. Это определенно будет иметь больше отдачи, нежели куча PDF-файлов и электронная почта.
MH: Какими свойствами (в процентном соотношении) должен обладать хороший metal-журналист? Может ли оголтелый фанатик им стать?
Dayal: Как раз-таки необходимо быть оголтелым фанатиком, так как работы и труда на этом поприще целый воз. Честно говоря, я был бы куда богаче, если бы ограничился графическим дизайном и ретушью. Ты делаешь это, потому что тебе нравится это делать. Что касается процентов, то давай раскинем так: 30% - писательские способности; 30% - любовь к музыке; 30% - тяжкий труд и отличное времяпрепровождение; 10% - общительность/позитивное отношение к людям/талант не быть говнюком.
MH: Если бы не твоя журналистская (плюс иная творческая, связанная с metal-движением) деятельность, как долго длился бы твой интерес к ВМ? Необходим ли подобный «стимул», чтобы не «перерасти» свое увлечение?
Dayal: Нет, определенно нет. Если написание чего бы то ни было об extreme metal становится практически ежедневной рутиной, то это как раз проверка того, насколько вы действительно любите данный жанр. Я видел много писателей, которые перегорели и устали от музыки, потому что они писали об этом, либо перестали интересоваться музыкой, либо перестали писать. Либо и то, и другое. Я буквально неделю назад слышал, как один писатель сказал, что теперь любит музыку гораздо меньше, так как ему приходится писать о ней постоянно, - я не отношусь к такой категории племени от слова «вообще». Для меня все идет плечом к плечу, мой интерес к музыке порождает во мне желание писать о ней и заставляет исследовать ее более интенсивно. Если когда-нибудь Black Metal мне наскучит- я начну писать книги о чем-то другом.
MH: На данный момент главное «дитя» твоей жизни – это книги «Культовой» серии. Ясен красен, что мы не пройдем мимо вопроса о кратенькой истории ее создания. Откуда растут ноги у идеи? Как долго создавалась каждая из книг? Сколько стран объездил? Сколько трудностей испытал? Не было ли желания сказать «ай, и так сойдет» и пустить в печать?
Dayal: Давай немного уточним - серия книг Black Metal Cult на самом деле находится в заморозке на данный момент, ибо я сконцентрировался на издательстве сайд-проекта Cult Never Dies/Crypt Publications и написании книг, посвященных extreme metal/искусству, но не входящих в эту серию. Начало всего случилось в 2009 году, когда я решил написать Black Metal: Evolution Of The Cult, воодушевило меня на это несчетное количество людей вне темы сцены Black Metal. Эти умники писали о жанре, искажая историю и затрагивая только норвежские группы между 91-м и 94-м годами. «Black Metal: Evolution Of The Cult» занял 4 года, но продуктивное время, которое я ему уделил, варьировалось - первые шесть месяцев я работал над книгой на полную катушку, затем перешел на «неполный рабочий день», после взял почти год перерыва и так далее. Вторая и третья книги занимали около года каждая (Black Metal: The Cult Never Dies Vol. One и Black Metal: Into The Abyss), зато четвертая книга заняла около 4 месяцев, хотя это было нелогично, поскольку на тот момент объем работы меня исчерпал и обессилил. Тем не менее, сейчас создание подобных книг стало оперативнее, так как я стараюсь выложиться по полной. Трудности, как правило, одинаковы – организация интервью необходимой группы. Писательство и планирование - это, конечно, та еще работка, но не сложная сама по себе, если ты понимаешь, к чему я веду.
Первая книга была наиболее сложной задачей. У меня не было никакого примера, чтобы сориентировать в моем стиле и подходе, и поэтому многие группы относились к этому проекту подозрительно, как результат, опасаясь принимать участие. Сегодня же многие музыканты, которых я хочу привлечь, уже знакомы с моей книжной серией, так что гораздо меньше времени тратится на попытки убедить людей быть частью данного проекта.
MH: Насколько сложно или легко было работать с музыкантами? Как сильно ты пропускаешь через себя их мнение на определенные вопросы? Не возникало желания иногда вступить в нешуточный спор или встать и уйти, закончив интервью? Были ли музыканты, которые оказались совсем не такими, как ты ожидал?
Dayal: Честно говоря, в процессе интервью я никогда не чувствовал себя дискомфортно. Если я не согласен с музыкантом по какому-либо вопросу, это, наоборот, делает интервью еще интереснее. Появляется мотивация лучше понять, почему они говорят то, что говорят. Я не прошел сквозь массу мега-трудных или конфронтационных интервью (несмотря на интервью с некоторыми очень сложными людьми). Иногда чуток конфронтации вполне уместно для интервью вообще-то. Мне реально нравится весь процесс, поэтому я не унываю от трудных личностей, это подстегивает меня больше над этим работать. Я бы хотел сказать об обратной ситуации – это интервьюируемый, у которого действительно мало или совсем отсутствует мнение о своей деятельности, который никогда не напряжется проанализировать что-либо глубже поверхностного. И поэтому ответы такого человека на вопросы – это практически ничего, лишь одна короткая строка. Но радует то, что такие люди, как правило, не являются частью black/extreme metal, и я чаще сталкивался с ними, занимаясь деятельностью в журналах. Правда, такая же проблемка может возникнуть, если ваш собеседник очень застенчив, но с течением времени, прокачав свои скилы, вы справитесь и с этой бедой.
Музыканты, оказавшиеся вне моих ожиданий? Да, бывали ситуации. Очевидно, что ты узнаешь человеческую сторону людей, когда находишься с ними рядом, и это временами рассеивает некоторую мистерию. Но все же польза от получения информации о музыкантах, деятельность которых тебе интересна, перевешивает негативные моменты.
MH: Ты знаешь о существовании перевода твоих книг на другие языки в других странах (в том числе и в Беларуси)? Перевод на какой язык считаешь самым экзотическим (если таковой есть)? Есть ли желание полистать свое иноязычное творение? Или уже?
Dayal: У меня уже есть копии на французском, немецком, русском, польском и американском (хо-хо) языках. Я с нетерпением жду японского издания моей первой книги. На мой взгляд, японский и русский - самые экзотичные, поскольку у них другой алфавит, всегда интересно увидеть парочку незнакомых символов. Я очень рад, что книги переводятся. Хотя, конечно, когда речь идет о написании и переводе, то все, чем я вооружен – это доверие.
MH: «Прелюдия к Культу» была выпущена уже на твоей издательской конторе Cult Never Dies, ибо от практики выпуска на сторонних издательствах ты отказался. Чем мотивирован отказ? С какими трудностями может столкнуться страждущий издать свой труд?
Dayal: «Prelude To The Cult» была в основном материалом, относящимся к «Black Metal: Evolution Of The Cult», большая часть которого была вырезана из этой книги из-за лимита символов, установленного издателем. Наличие контроля, сопутствующего «Prelude To The Cult», напомнило мне о свободе действий в своем зине десять лет назад, и намекнуло на то, что такой вариант можно повторить.
Это нереальный вызов судьбе. Весь опыт был обучением. Огромный объем работы. И это определенно помогает мне иметь представление о макете и дизайне, что оказалось очень полезным, когда дело доходит до сборки книг и создания рекламы для них. Сторонний издатель прекрасен, если он разбирается в том, что ты делаешь, и увлечен этим так же, как и ты. Но я чувствовал, что прийти к такому согласию почти невозможно, когда речь идет об extreme metal (с парой-тройкой исключений). Это и стало причиной для создания Cult Never Dies. Кроме того, я уже занимался всей рекламой для первой книги, поэтому это не казалось такой уж большой сложностью - я опубликовал эту первую книгу с издателем, который действительно впечатлил меня своей PR работой. Без этого опыта, я, вероятно, не создал бы свое собственное дело, что было бы настоящим позорищем, учитывая мой сегодняшний багаж.
MH: Однако, свое издательство ты нарек «немалой роскошью» - оправдана ли такая роскошь? Какими еще релизами на данный момент может похвастаться Cult Never Dies?
Dayal: Cult Never Dies, конечно, не гребущий миллиарды экскаватор, но продажи вполне успешны, и это позволяет мне зарабатывать на жизнь и платить штатным и внештатным сотрудникам. И я рад и благодарен судьбинушке за то, что зарабатываю на жизнь, занимаясь любимым делом, постоянно что-то создавая. Компании всего лишь несколько лет, поэтому я, конечно же, надеюсь, что мы расширемся, хотя я не заинтересован в том, чтобы лезть в «мейнстрим». На сей момент мы имеем 9 изданий, некоторые из них мы уже обсуждали, но стоит упомянуть еще«Ultra-Damaged: Damage Inc. Zine Anthology», написанная Maniac’ом (вокалист ex-Mayhem) и «Owls, Trolls & Dead Kings's Skulls: The Art Of David Thiérrée» - наша первая (но не последняя) арт-книга.
MH: Насколько бесконечна «Эволюция Культа»? Серия будет продолжаться? А если говорить о самом ВМ – насколько бесконечна его эволюция, как думаешь (ведь честно говоря, у большинства других жанров, увы, ветвь эволюции завершилась)?
Dayal: Все имеет свой финал. Но, думаю, что в относительном контексте могу ответить «да». Серия книг (или, скорее, разные серии книг) будет продолжаться до тех пор, пока мне нравится ее создавать, а людям нравится ее читать. Что касается Black Metal - знаков упадка жанра, учитывая расширение его границ, не наблюдается. Конечно, существует множество традиционных и иногда производных групп, но каждый год приносит новые крышесносящие релизы. Какие еще жанры, существующие в крайнюю четверть века, могут похвастаться тем же?
MH: Еще одна твоя почетная должность – биограф группы Marduk. А здесь что стало движущей силой для такой завидной деятельности? Можешь ли ты назвать себя не столько биографом – сколько их другом?
Dayal: Ах да, но это был всего лишь одиночный случай, связанный с их лейблом, который попросил меня написать краткую биографию в рекламных целях. Иногда я занимаюсь и такой деятельностью. Я не могу претендовать на роль друга группы, и, конечно, не знал их на личном уровне, такого же порядка как и другие группы, хотя я периодически разговариваю с Морганом и всегда нахожу с ним общий язык.
MH: Вообще – возможна ли дружба (почти безвозмездная, немеркантильная) между журналистом и музыкантом?
Dayal: Если включить скрупулёзность, то возможно ли иметь искренние отношения с кем-либо без какого-либо личного интереса? Например, даже мои самые близкие друзья - это люди, компанией которых я наслаждаюсь. Но это одна из форм личных интересов, потому что они стимулируют меня своими разговорами или заставляют меня смеяться, или составляют мне компанию в общей симпатии к определенным занятиям - выпивке и музыке, например!
Но если не загоняться и думать проще - тогда да, я думаю, возможна. Например, Mysticum - одна из моих любимых групп, и я близкий друг Robin. Я не думаю, что есть какие-то скрытые мотивы с обеих сторон, даже если это облегчает сотрудничество. Или ребята из британских групп, такие как Fen, например, я знал их как друзей до того, как они собрали группу и стали известны, и, хотя мне нравится эта группа, признаюсь, некоторые их другие проекты я не совсем понимаю. Конечно, существуют и группы, с которыми ты приятельски ладишь, но также имеешь своего рода рабочие отношения. Но вообще это обычный круг, по которому ты движешься.
MH: Оглядываясь на свои прожитые годы, можешь ли ты назвать себя счастливчиком, занимаясь любимым делом? Или остается еще некая недосказанность и непокоренная вершина?
Dayal: Наверно, мы уже в какой-то степени затрагивали эту тему, но я бы ответил, что мне очень повезло в возможности работать (почти) исключительно в сферах, которые меня интересуют. И я чувствую это еще сильнее, нежели когда я работал на многих «правильных», а иногда и монотонных работах в ранние этапы моей жизни. Я думаю, что теперешний я -это результат (как и в большинстве случаев) тяжелого труда и удачи. Мне, определенно, еще есть что сказать, остается выяснить - будет ли расти количество слушателей.
MH: Спасибо за беседу, Дайал, и долгих лет Культу!
Dayal: Тебе также - за время и за интерес!
Беседовала: Nat Nazgul
Фото: нагло стырены из интернета