15 - 16 августа в Речице пройдёт двухдневный open-air Metal Crowd 2015. В преддверии такого важного мероприятия Metalheads.by пообщались с организатором данного действа Егором Рулем и узнали о некоторых новшествах, которые будут в этом году.
Metal Crowd ведёт свою историю вот уже 11 лет, начиная с 2005 года. Коротко: какой путь прошёл фестиваль и чего он на данный момент достиг? Какая мотивация у организаторов?
Дорога была долгой и по-своему трудной, а мотивацией было стремление. Стремление, чтобы и у нас был достойный metal фестиваль; стремление, чтобы он становился всё лучше и лучше. Начинали в Парке Победы, где уже даже площадки как таковой нет. Потом были стадион, дом культуры, и сейчас, с 2009 года мы проводим мероприятие на спортивном комплексе «Надежда». Мы шли мелкими шажками, пока не нашли более оптимальную площадку, где действительно можно организовать полноценный open-air с хорошей сценой, звуком, чтобы музыкантам было приятно выступать на такой площадке, а зрителям приятно смотреть на ту картинку, на те же группы, с хорошим звуком и светом.
Metal Crowd ведёт свою историю вот уже 11 лет, начиная с 2005 года. Коротко: какой путь прошёл фестиваль и чего он на данный момент достиг? Какая мотивация у организаторов?
Дорога была долгой и по-своему трудной, а мотивацией было стремление. Стремление, чтобы и у нас был достойный metal фестиваль; стремление, чтобы он становился всё лучше и лучше. Начинали в Парке Победы, где уже даже площадки как таковой нет. Потом были стадион, дом культуры, и сейчас, с 2009 года мы проводим мероприятие на спортивном комплексе «Надежда». Мы шли мелкими шажками, пока не нашли более оптимальную площадку, где действительно можно организовать полноценный open-air с хорошей сценой, звуком, чтобы музыкантам было приятно выступать на такой площадке, а зрителям приятно смотреть на ту картинку, на те же группы, с хорошим звуком и светом.
Как решаются организационные вопросы?
Фактически, мы являемся техническими организаторами: ведем переговоры, договариваемся и поставляем группы, арендуем звук, свет, сцену, обеспечиваем рекламную компанию и т.д. Официально и документально организаторами выступает Речицкий исполком и его непосредственное подразделение отдел идеологической работы, культуры и по делам молодежи. Конечно, действие нормативных документов «О массовых мероприятиях и концертной деятельности» распространяются на всех одинаково, для всех, но если внимательно его прочитать, то можно найти свои нюансы для государственных учреждений, что во многом упрощает порядок организации мероприятий. Есть разъяснение, по порядку получения гастрольных удостоверений, либо нужно получить удостоверение и платить за него, либо оно получается в уведомительном характере. В этом плане, конечно, проще, потому что инициатива исходит от отдела культуры. Как правильно замечено, это уже 11 фестиваль и сама идея зародилась давно, когда мы побывали на MHM, и задали себе вопрос: «Почему в Украине есть такой фестиваль, а у нас нет?». В том же Минске проводились мероприятия, если не ошибаюсь, в Парке Челюскинцев и в Гомеле проводились мероприятия под открытым небом, но как то они носили разовый характер. Конечно, в Украине есть море, но и у нас есть Днепр, почему бы и не попробовать? Поэтому я считаю, что фестиваль можно провести везде, главное – стремление.
Возникало ли желание всё бросить?
Желание бросить всё есть всегда, особенно сразу после фестиваля. Но проходит неделя-другая, опять заходишь в интернет и думаешь: «А может ещё раз провести, и попытаться ещё лучше?». То есть мысль бросить была всегда, я не скрываю. Многие тоже думали, что пройдёт фестиваль пару раз, ничего не получится и на этом всё и закончится. За 11 лет мы пережили и радости, и горе, и кризисы. Постоянно возникали какие-то преграды, которые мы преодолевали, выходили из ситуаций. Дай Бог, чтобы этот год не был последним.
Расскажи о финансовой стороне фестиваля. Писалось, что организаторы проводят Metal Crowd исключительно за свои деньги. Так ли это?
Это чистая правда: фестиваль проводится на сэкономленные средства нескольких человек. О спонсорской помощи не может идти и речи. Мы собирали подписи, писали письма, обращались на предприятия не только нашего города, но и всей Республики. Но все было практически безответно. Как многие замечали, один год висели баннеры «Кристалл», они помогли нам питьевой водой, но и на том им спасибо, что музыканты были обеспечены водой. Финансовая же сторона обходится без сторонней поддержки. Скажу больше: если бы были спонсоры, мероприятие было бы гораздо интереснее.
Фактически, мы являемся техническими организаторами: ведем переговоры, договариваемся и поставляем группы, арендуем звук, свет, сцену, обеспечиваем рекламную компанию и т.д. Официально и документально организаторами выступает Речицкий исполком и его непосредственное подразделение отдел идеологической работы, культуры и по делам молодежи. Конечно, действие нормативных документов «О массовых мероприятиях и концертной деятельности» распространяются на всех одинаково, для всех, но если внимательно его прочитать, то можно найти свои нюансы для государственных учреждений, что во многом упрощает порядок организации мероприятий. Есть разъяснение, по порядку получения гастрольных удостоверений, либо нужно получить удостоверение и платить за него, либо оно получается в уведомительном характере. В этом плане, конечно, проще, потому что инициатива исходит от отдела культуры. Как правильно замечено, это уже 11 фестиваль и сама идея зародилась давно, когда мы побывали на MHM, и задали себе вопрос: «Почему в Украине есть такой фестиваль, а у нас нет?». В том же Минске проводились мероприятия, если не ошибаюсь, в Парке Челюскинцев и в Гомеле проводились мероприятия под открытым небом, но как то они носили разовый характер. Конечно, в Украине есть море, но и у нас есть Днепр, почему бы и не попробовать? Поэтому я считаю, что фестиваль можно провести везде, главное – стремление.
Возникало ли желание всё бросить?
Желание бросить всё есть всегда, особенно сразу после фестиваля. Но проходит неделя-другая, опять заходишь в интернет и думаешь: «А может ещё раз провести, и попытаться ещё лучше?». То есть мысль бросить была всегда, я не скрываю. Многие тоже думали, что пройдёт фестиваль пару раз, ничего не получится и на этом всё и закончится. За 11 лет мы пережили и радости, и горе, и кризисы. Постоянно возникали какие-то преграды, которые мы преодолевали, выходили из ситуаций. Дай Бог, чтобы этот год не был последним.
Расскажи о финансовой стороне фестиваля. Писалось, что организаторы проводят Metal Crowd исключительно за свои деньги. Так ли это?
Это чистая правда: фестиваль проводится на сэкономленные средства нескольких человек. О спонсорской помощи не может идти и речи. Мы собирали подписи, писали письма, обращались на предприятия не только нашего города, но и всей Республики. Но все было практически безответно. Как многие замечали, один год висели баннеры «Кристалл», они помогли нам питьевой водой, но и на том им спасибо, что музыканты были обеспечены водой. Финансовая же сторона обходится без сторонней поддержки. Скажу больше: если бы были спонсоры, мероприятие было бы гораздо интереснее.
Возможно ли когда-нибудь услышать на фестивале Slayer, Nightwish и им подобных?
Первый фактор - финансовый. Я не буду называть суммы, но возьмём события в том же Минске. Небезызвестный Sabaton собрал вроде около 400 человек (на сколько мне известно), а гонорар у команды (включая все транспортные и прочие расходы) достаточно внушительный – если приглашать группу специально на фестиваль. Проблема в доставке групп: в летний период группы ездят по фестивалям в Европе, где всё рядом, и транспортные расходы соответственно небольшие, проще конечно было это делать в другой период, если группа заезжает в Минск, то оттуда и в Речицу зазвать. Но мы не теряем надежды и каждый год общаемся с 30-40 группами первой величины. Переговоры порой бывают очень долгие. Дело в том, что группы зачастую не знают о существовании нашей страны, они называют нас White Russia, то есть считают частью России. Когда уже начинаешь делать замечания, поправки, объясняешь, что мы другая страна, со своим менталитетом, традициями, культурой, тогда уже группа начинает на нас смотреть несколько по-другому. В далёком 2005-2006 году я подумать не мог, что у нас будут выступать группы уровня Graveworm, Hate, Suidakra и другие. К слову, привезти во второй раз группу Graveworm было не нашей прихотью (как многие говорили) - они сами попросились. Первый раз - да, были переговоры, контракты и прочее. Во второй раз группа сама нам написала; мы остались с ней в очень хороших отношениях, постоянно переписываемся в сети и это, в одной из бесед, в период подготовки к очередному фестивалю выглядело так: «Егор, нам очень понравился ваш фестиваль, ваша публика, атмосфера, мы хотим еще раз к вам приехать. Дай нам место и мы выступим». К тому же, время фестиваля очень удачно совпало с датой выхода нового альбома. Мы работаем над этим, постоянно ведём переговоры с группами, и, если удаётся прийти к консенсусу, то привозим артистов по мере наших возможностей.
Была попытка, пусть и неудачная, провести зимнюю версию фестиваля в Минске. Планируете ли попробовать вновь?
Возможно. Тяжело работать из-за расстояния. В Речице проще сразу решать какие-то вопросы. Всё вроде бы шло хорошо, но случаются нюансы, которые даже не от нас порой зависят. Но попытка была, потому что многие европейские фестивали практикуют подобное.
Будет ли что-то принципиально новое по сравнению с прошлыми годами?
Главное – новые группы. Есть некоторые повторы, но цель фестиваля - показать хорошую, качественную музыку. Неважно откуда группа: отсюда или из Европы. Я скажу так: очень обидно, что заявок больше приходит из-за рубежа и соседней России, а не из нашей страны. В Гомеле по какой-то статистике, не знаю насколько правильной, насчитывалось около 300 коллективов, но по заявкам оказалось, что они куда-то исчезли. Мы ставим целью показать достойные коллективы. Если коллектив хороший, то он может выступить и один, и два раза. У нас нет рамок в духе: если выступили в этом году, то в следующем году дорога закрыта. В остальном мы работаем над какими-то «фишками». Не буду раскрывать все секреты: поживем-увидим. Любой концерт - это живое общение. Музыку можно послушать и в наушниках в режиме 24/7, так почему бы не выбраться на свежий воздух, не насладиться компанией и живой игрой? Найти себе новых друзей, товарищей, не обсудить музыкальные вкусы?
Первый фактор - финансовый. Я не буду называть суммы, но возьмём события в том же Минске. Небезызвестный Sabaton собрал вроде около 400 человек (на сколько мне известно), а гонорар у команды (включая все транспортные и прочие расходы) достаточно внушительный – если приглашать группу специально на фестиваль. Проблема в доставке групп: в летний период группы ездят по фестивалям в Европе, где всё рядом, и транспортные расходы соответственно небольшие, проще конечно было это делать в другой период, если группа заезжает в Минск, то оттуда и в Речицу зазвать. Но мы не теряем надежды и каждый год общаемся с 30-40 группами первой величины. Переговоры порой бывают очень долгие. Дело в том, что группы зачастую не знают о существовании нашей страны, они называют нас White Russia, то есть считают частью России. Когда уже начинаешь делать замечания, поправки, объясняешь, что мы другая страна, со своим менталитетом, традициями, культурой, тогда уже группа начинает на нас смотреть несколько по-другому. В далёком 2005-2006 году я подумать не мог, что у нас будут выступать группы уровня Graveworm, Hate, Suidakra и другие. К слову, привезти во второй раз группу Graveworm было не нашей прихотью (как многие говорили) - они сами попросились. Первый раз - да, были переговоры, контракты и прочее. Во второй раз группа сама нам написала; мы остались с ней в очень хороших отношениях, постоянно переписываемся в сети и это, в одной из бесед, в период подготовки к очередному фестивалю выглядело так: «Егор, нам очень понравился ваш фестиваль, ваша публика, атмосфера, мы хотим еще раз к вам приехать. Дай нам место и мы выступим». К тому же, время фестиваля очень удачно совпало с датой выхода нового альбома. Мы работаем над этим, постоянно ведём переговоры с группами, и, если удаётся прийти к консенсусу, то привозим артистов по мере наших возможностей.
Была попытка, пусть и неудачная, провести зимнюю версию фестиваля в Минске. Планируете ли попробовать вновь?
Возможно. Тяжело работать из-за расстояния. В Речице проще сразу решать какие-то вопросы. Всё вроде бы шло хорошо, но случаются нюансы, которые даже не от нас порой зависят. Но попытка была, потому что многие европейские фестивали практикуют подобное.
Будет ли что-то принципиально новое по сравнению с прошлыми годами?
Главное – новые группы. Есть некоторые повторы, но цель фестиваля - показать хорошую, качественную музыку. Неважно откуда группа: отсюда или из Европы. Я скажу так: очень обидно, что заявок больше приходит из-за рубежа и соседней России, а не из нашей страны. В Гомеле по какой-то статистике, не знаю насколько правильной, насчитывалось около 300 коллективов, но по заявкам оказалось, что они куда-то исчезли. Мы ставим целью показать достойные коллективы. Если коллектив хороший, то он может выступить и один, и два раза. У нас нет рамок в духе: если выступили в этом году, то в следующем году дорога закрыта. В остальном мы работаем над какими-то «фишками». Не буду раскрывать все секреты: поживем-увидим. Любой концерт - это живое общение. Музыку можно послушать и в наушниках в режиме 24/7, так почему бы не выбраться на свежий воздух, не насладиться компанией и живой игрой? Найти себе новых друзей, товарищей, не обсудить музыкальные вкусы?
Ходят слухи, что в этом году на территории фестиваля всё-таки будет продаваться пиво, а еще будет палаточный городок в лесу. Насколько данная информация соответствует действительности?
По поводу пива, сейчас точно ничего сказать не могу. Эти вопросы сейчас решаются на их уровне органов власти. Информацию я не могу ни подтвердить, ни опровергнуть. Все понимают, что такое рыночные отношения и сколько можно было заработать на торговле внутри фестиваля. Это хорошо и для посетителей, чтобы они не ходили где-то по дворам, близлежащим магазинам и для организаций общепита. Конечно, лучше бы он на месте выпил 1-2-3 бокала пива, но все были бы вместе, без отрыва от фестиваля.
Что касается палаточного городка в лесу, я тем более ничего не знаю и не могу дать разъяснения, так как мы не организовываем там лагеря. И тем более, всем любителям посещать леса в летнее время, нужно знать законодательно об разрешениях либо ограничениях на посещение лесов. Насколько мне известно, в летний период в Республики практически на 90% территорий вводится ограничение на посещение лесов по всем областям страны. А незнание законов не освобождает от ответственности. Так что я бы рекомендовал бы внимательно все узнать перед посещением. Тем более, буквально недавно горели леса в Гомельской области. Как показала практика прошлого года, ввиду этих событий разрешили посетителям фестиваля (с входным билетом) поставить палатки на территории спорткомплекса. Опять же: кому-то это было неудобно, кто хотел бы поставить мангал например, но повторюсь: это не в нашей компетенции. Мы, как организаторы, стараемся работать над улучшениями, но сами понимаете, есть люди «тяжёлые на подъём», и им нужно объяснять, чем мы занимаемся.
В прошлом году в первый день ограждения стояли слишком далеко от сцены. В этом году ситуация будет исправлена?
Это были недочёты, которые невозможно было предусмотреть. Сцена должна была стоять там, где стояли палатки, но когда приехали прокатчики, выяснилось, что почва для таких нагрузок не предназначена, поэтому всё делалось на скорую руку. Уже когда прошла большая половина первого дня, мы попытались исправить ситуацию. Недочёты, конечно, остаются. Я не противник критики, но она должна быть обоснована. В своё время я создавал обсуждения в социальных сетях с вопросом «что хотят видеть люди», но когда 80% пишет «что там делать без водки?» или «я лучше дома музыку послушаю», то о качественных изменениях говорить затруднительно.
По поводу пива, сейчас точно ничего сказать не могу. Эти вопросы сейчас решаются на их уровне органов власти. Информацию я не могу ни подтвердить, ни опровергнуть. Все понимают, что такое рыночные отношения и сколько можно было заработать на торговле внутри фестиваля. Это хорошо и для посетителей, чтобы они не ходили где-то по дворам, близлежащим магазинам и для организаций общепита. Конечно, лучше бы он на месте выпил 1-2-3 бокала пива, но все были бы вместе, без отрыва от фестиваля.
Что касается палаточного городка в лесу, я тем более ничего не знаю и не могу дать разъяснения, так как мы не организовываем там лагеря. И тем более, всем любителям посещать леса в летнее время, нужно знать законодательно об разрешениях либо ограничениях на посещение лесов. Насколько мне известно, в летний период в Республики практически на 90% территорий вводится ограничение на посещение лесов по всем областям страны. А незнание законов не освобождает от ответственности. Так что я бы рекомендовал бы внимательно все узнать перед посещением. Тем более, буквально недавно горели леса в Гомельской области. Как показала практика прошлого года, ввиду этих событий разрешили посетителям фестиваля (с входным билетом) поставить палатки на территории спорткомплекса. Опять же: кому-то это было неудобно, кто хотел бы поставить мангал например, но повторюсь: это не в нашей компетенции. Мы, как организаторы, стараемся работать над улучшениями, но сами понимаете, есть люди «тяжёлые на подъём», и им нужно объяснять, чем мы занимаемся.
В прошлом году в первый день ограждения стояли слишком далеко от сцены. В этом году ситуация будет исправлена?
Это были недочёты, которые невозможно было предусмотреть. Сцена должна была стоять там, где стояли палатки, но когда приехали прокатчики, выяснилось, что почва для таких нагрузок не предназначена, поэтому всё делалось на скорую руку. Уже когда прошла большая половина первого дня, мы попытались исправить ситуацию. Недочёты, конечно, остаются. Я не противник критики, но она должна быть обоснована. В своё время я создавал обсуждения в социальных сетях с вопросом «что хотят видеть люди», но когда 80% пишет «что там делать без водки?» или «я лучше дома музыку послушаю», то о качественных изменениях говорить затруднительно.
У публики возникло много вопросов по поводу таких групп, как Dай Dорогу и Trubetskoy. Неужели фестиваль скатился в неформат?
Когда мы делали фестиваль, мы не ставили каких-то рамок, это не Brutal Assault. Мы долго думали о названии и никогда не ставили рамок в отношении стиля и групп, которые будут там выступать. К нам и раньше приезжали не совсем форматные группы, например, Interzone из Польши, которые играли кавера на Цоя, причем зал прыгал и был аншлаг, но этого почему-то никто не вспоминает. А сейчас же, когда появились группы с именем, такие как Dай Dорогу и Trubetskoy, сразу заговорили о «неформате». Это не пиар ход для привлечения дополнительной публики, а способ разнообразить наш фестиваль, сделать его чуточку лучше. Человек может прийти послушать Dай Dорогу, заодно услышит BY CRY (или другую группу), откроет для себя что-то новое. Взять к примеру «Рок над Волгой», на котором выступали Rammstein. Народу там было больше полумиллиона, и никто не сказал, что Rammstein сделали фестиваль неформатным. Фестиваль длится 12 часов в день и даже под разнообразную музыку невозможно отстоять его «от и до». Не нравится группа? Сходи поешь, погуляй, отдохни, приди на то, что тебе нравится.
Какие ты видишь проблемы у современной белорусской тяжёлой сцены?
У 90% групп не хватает стремления. Я вспоминаю себя, когда у нас не было денег, а даже если мы и могли насобирать, то негде было что-то купить. В Минске, где сейчас магазин «Музыка», раньше была комиссионка, и там можно было найти какие-то «бэушные» инструменты. Сейчас же это не составляет труда: зайди в интернет, и через месяц тебе привезут какой угодно инструмент. Может быть кто-то собирается с мыслью, что через год они станут супер знаменитыми, но такого не бывает. Нужна большая и кропотливая работа. Есть проблемы и с посещаемостью концертов. Например, недавно в Гомеле на отличную отечественную группу Znich было 80 человек (в то время как за год до этого 250). Непонятно, куда деваются люди. Может быть старшее поколении отходит от дел и не прививает свои вкусы молодому поколению, которое, в свою очередь, начинает слушать что-то другое. Раньше я устраивал «сейшены» почти каждый месяц. На них, как правило, выступали молодые и начинающие группы, которые могли показать себя, но когда на концерты стало ходить по 30 человек, данная инициатива потеряла смысл. Люди сейчас ленятся узнавать что-то новое. Если человек не знает название группы, то он даже не залезет в контакт, не найдёт страничку группы, не прослушает материал. Раньше трудно было найти какую-то информацию. Выходила «Музыкальная газета», в которой была только одна страница, посвящённая тяжёлой музыке. Сейчас дела обстоят иначе: информация стала общедоступной - стоит только протянуть руку и она станет твоей.
Когда мы делали фестиваль, мы не ставили каких-то рамок, это не Brutal Assault. Мы долго думали о названии и никогда не ставили рамок в отношении стиля и групп, которые будут там выступать. К нам и раньше приезжали не совсем форматные группы, например, Interzone из Польши, которые играли кавера на Цоя, причем зал прыгал и был аншлаг, но этого почему-то никто не вспоминает. А сейчас же, когда появились группы с именем, такие как Dай Dорогу и Trubetskoy, сразу заговорили о «неформате». Это не пиар ход для привлечения дополнительной публики, а способ разнообразить наш фестиваль, сделать его чуточку лучше. Человек может прийти послушать Dай Dорогу, заодно услышит BY CRY (или другую группу), откроет для себя что-то новое. Взять к примеру «Рок над Волгой», на котором выступали Rammstein. Народу там было больше полумиллиона, и никто не сказал, что Rammstein сделали фестиваль неформатным. Фестиваль длится 12 часов в день и даже под разнообразную музыку невозможно отстоять его «от и до». Не нравится группа? Сходи поешь, погуляй, отдохни, приди на то, что тебе нравится.
Какие ты видишь проблемы у современной белорусской тяжёлой сцены?
У 90% групп не хватает стремления. Я вспоминаю себя, когда у нас не было денег, а даже если мы и могли насобирать, то негде было что-то купить. В Минске, где сейчас магазин «Музыка», раньше была комиссионка, и там можно было найти какие-то «бэушные» инструменты. Сейчас же это не составляет труда: зайди в интернет, и через месяц тебе привезут какой угодно инструмент. Может быть кто-то собирается с мыслью, что через год они станут супер знаменитыми, но такого не бывает. Нужна большая и кропотливая работа. Есть проблемы и с посещаемостью концертов. Например, недавно в Гомеле на отличную отечественную группу Znich было 80 человек (в то время как за год до этого 250). Непонятно, куда деваются люди. Может быть старшее поколении отходит от дел и не прививает свои вкусы молодому поколению, которое, в свою очередь, начинает слушать что-то другое. Раньше я устраивал «сейшены» почти каждый месяц. На них, как правило, выступали молодые и начинающие группы, которые могли показать себя, но когда на концерты стало ходить по 30 человек, данная инициатива потеряла смысл. Люди сейчас ленятся узнавать что-то новое. Если человек не знает название группы, то он даже не залезет в контакт, не найдёт страничку группы, не прослушает материал. Раньше трудно было найти какую-то информацию. Выходила «Музыкальная газета», в которой была только одна страница, посвящённая тяжёлой музыке. Сейчас дела обстоят иначе: информация стала общедоступной - стоит только протянуть руку и она станет твоей.
Команда Metalheads.by благодарит Егора Руля за интервью и желает фестивалю Metal Crowd долгих и успешных лет жизни.
Беседовал: Максім Кавалёў