За что я люблю one-man проекты, так это за то, что они действительно дают возможность заглянуть внутрь самого творца и прикоснуться к частичке его души. В преддверии нового выступления Vietah 8 июня я пообщалась с Antarctis'ом, человеком, который положил на музыку промозглую белорусскую осень с ее бесконечными дождями, серым небом и пожухлой опавшей листвой; музыку с одной стороны такую же холодную, как и его псевдоним, а с другой - чарующую и манящую, как флейта Гамельнского крысолова, которая уводит за собой в глухие чащи и гиблые топи, в места такие темные, как и душа каждого из нас.
В этом году проекту Vietah исполняется уже 17 лет. Срок очень долгий. Как изменились лично Вы за это время?
Да, в этом году Vietah исполняется 17 лет, в то время как дебютному альбому только 11. 6 лет с момента его сочинения и до реализации ушли на взросление, становление, приобретение навыков, способностей, возможностей и др. Практически весь дебютный альбом был сочинен в ночь на 10 июля 2002 - так появился Vietah. С тех пор прошло уже 17 лет, и вы хотите знать, не утратил ли я за это время душу?
Конечно, как и всё вокруг я развивался во всех доступных мне направлениях, как положительных, так и отрицательных.
За эти годы, помимо того, что значительно испортился мой характер, я вырос как творческая единица, как музыкант, как поэт, и как художник (в плане создания визуальных образов), но при этом пропал былой юношеский задор. К сожалению, с годами внутренняя сказка теряется, и сейчас большая часть дел делается либо по привычке, либо потому что нужно закончить начатое, и лишь малая часть производимых действий приносит некое удовольствие.
Я стал лучше чувствовать и понимать природу, осознавать её значение в жизни человека, её способность врачевать и очищать. Посему вандалы и орки, убирайте за собой мусор после своих лесных шабашей. Ну и еще возможно я стал проще относиться ко всему.
Несколько лет назад в паблике Vietah Вы написали следующее: «В 98 году я впервые слушал MAYHEM “De Mysteriis Dom Sathanas”. Funeral Fog не доиграла и до середины, а я уже знал, что буду играть эту музыку!». Чем Вас в тот момент так зацепила эта песня в частности и в целом black metal, что Вы решили посвятить именно ему творческую часть своей жизни?
Это была цитата из какого-то интервью, не помню какого, там все об этом написано. Здесь можно добавить, что тогда Black Metal, его звучание, его эмоции, посыл, его смыслы, принципы, и его история показались мне чем-то действительно настоящим, отодвинув все остальное на задний план, на уровень искусства, от слова «искусственно».
На счету Vietah на данный момент имеется четыре полноформатных альбома. Расскажите, какой из них Вам дался сложнее всего и почему?
Все альбомы были непростыми, каждый являлся новым становлением. Исключением был только «Smalisty Žah», сочинен и записан он был довольно быстро, и записан довольно безалаберно. Пожалуй, наибольшие проблемы я испытываю сейчас, с новым пятым альбомом, он создается весьма необычным образом. Если к записи всех предыдущих альбомов я приступал, имея уже их законченный вид, то этот альбом пишется по мере поступления идей, пишется уже на протяжении 5 лет в домашних условиях по разным местам моего обитания/проживания. Таким образом, альбом уже впитал в себя атмосферу и акустику 6 локаций. Что, конечно же, повлияло на звучание отдельных композиций. Все они хоть и были записаны на одном оборудовании, но звучат по-разному, и каждая, имея свое настроение, все же подчиняется одной единой атмосфере альбома. Я использую самопальный комбоусилитель, микрофон советского производства, и перепаянную педаль дисторшина, много акустической гитары и этнических барабанов – Vietah не делает двух одинаковых альбомов. Конечно, все это больше похоже на черновые записи, но в том и заключается идея альбома – сохранить живость и естественность материала, не затерев его долгим оттачиванием и студийной шлифовкой. Я сам занимаюсь его звукорежиссурой, так что никакого стороннего вмешательства. Таким образом, было записано уже 13 композиций требующих еще некоторой доработки, 4 из них уже были представлены в сети и еще одна на подходе. Это очень странный альбом, и его вообще не должно было существовать. На очереди была запись совсем другого материала, но что-то пошло не так.
Помимо Vietah у Вас есть еще один проект – Balrog. В других интервью Вы неоднократно говорили о том, что уже есть материал для него. Значит ли это, что новый альбом Balrog сможет увидеть свет в ближайшее время?
Вряд ли это произойдет в ближайшее время. Сейчас хотелось бы поскорее закончить новый Vietah, и наконец-то избавиться от него, отдав его вам. Но вдохновению не прикажешь.
Помимо Balrog есть еще пара сторонних проектов. Antarctum – в нем реализовалось мое восхищение альбомом “De Mysteriis Dom Sathanas”, как мне кажется. В начале 2008 был записан единственный сингл «New Natural Element» (в сообществе Vietah в vk я сделаю пост с этим треком), было отыграно 4 концерта, на этом проект и замерз. Проект имеет 6 композиций, может быть, однажды они запишутся и вновь прозвучат вживую.
Так же есть проект под названием «Дремучий Дом». Пока это песни под акустику, так называемый бардкор, но в планах сделать полноценную группу. Сейчас, пожалуй, это наиболее интересный мне проект, в плане новизны навыков. Если на металле я уже не одну собаку съел, то это нечто новое, новый опыт. Я учусь петь чистым голосом, так же это новый подход к сочинению. Проект имеет около 25 песен в разной степени готовности, надеюсь, в ближайшее время я уже смогу что-то записать.
В последнее время на музыкальных просторах появляется все больше one-man проектов? Как Вы считает, с чем связано такое стремление к «уединению»?
Если человек способен все сделать сам, то зачем ему группа. Технологии позволяют все записать в одиночку, создать свой идеальный альбом, свою собственную сказку, для себя самого, никого не спрашивая.
Какие из отечественных коллективов, с которыми вы, быть может, делили сцену, наиболее Вам импонируют и почему?
С кем делили сцену, понравились выступления Zaklon и Pragnavit. Беларусь определенно выросла в музыкальном плане, но сейчас я мало слушаю музыку, и материал большинства групп знаю только фрагментарно.
В одном из своих интервью Вы сказали, что из всех известных религиозных учений Вам ближе всего шаманизм, но тогда Вы назвали себя скорее просто наблюдателем. Скажите, изменился ли как-то Ваш статус за это время?
Никак не изменился. Не помню, как в том интервью я все это интерпретировал и связывал со своими взглядами, но, позже изучив тему глубже, стало понятно, что это совсем непростые вещи. И выбрать такое направление, как, к примеру, выбираешь Black Metal, потому что что-то там ёкнуло в груди, совсем нельзя. Да, конечно посредством музыки можно создавать и транслировать некую шаманскую энергетику, и да, она может в какой-то степени вводит в транс, но это не более чем искусство.
Возвращаясь к теме новых альбомов, последний на данный момент альбом Vietah вышел в 2015 году. И Вы уже представляли кое-что из нового материала в рамках «Крывiйскага гiга». Когда нам уже можно будет ожидать новый релиз?
Если на меня вдруг не накатит цунами бешеного вдохновения то, думаю, не так скоро. Но я постепенно показываю его содержимое. На данный момент из нового альбома уже были представлены: в первую очередь, это была композиция «Biełaruś», вышедшая еще в 2016 в качестве сингла, на альбоме её звук уже претерпел значительные изменения. Затем, летом 2018 вышло лирик-видео на композицию «Apošniaja Maci», а осенью клип на «Колер Восенi» (на новом альбоме я планирую отказаться от латиницы, и все последующие синглы уже будут выходить с названиями на кириллице). В превью для этого клипа была использована импровизационная композиция «Дзедаў Гадзіннік», она доработается и также войдет в альбом. Ну и на днях планирую опубликовать новый сингл «Ягада на гары» и лирик-видео к нему. По этим песням слушатель уже может понять, каким разноплановым и по-разному звучащим получается альбом. Называться он будет «Глеба».
Ваш первый клип был снят на песню «Колеры Восенi», крайне нетипичную для проекта Vietah. Почему выбор пал именно на нее?
Все дело в месте, в котором он снимался, в той небольшой уединенной поляне, окруженной труднопроходимым кустарником. Она породила все идеи для клипа, её вид и её атмосфера. Съемки были спонтанными, абсолютно любительскими и больше походили на развлечение. Песня подбиралась покороче, и чтобы подходила под возникшие образы. Сценарий, если его можно так назвать, писался в ночь накануне съемки. После из отснятого материала я пытался соорудить хоть какой-то сюжет. И я думаю, мне это удалось. В центре сюжета некий человек, ушедший от социума, полностью отдавший себя во власть природы, уже успевший одичать, видит себя в двух ипостасях. Одна – безликий слепец, который бессмысленно бродит как тень по поляне, олицетворяет собой среднестатистическую социальную единицу и путь назад, в никуда. Вторая – некто глядящий на все сквозь призму восприятия природы, навстречу прозрению, но глядящий одним глазом, есть антипод первому. Далее мы видим развитие сюжета. Путь слепца приводит его на дно черного озера, над которым словно крест над могилой остается стоять бело-черно-белый флаг, в данном случае символизирующий рутину, черные и белые полосы жизни. Путь второго же приводит к прозрению, и у него открывается второй глаз.
Какой Ваш самый большой страх? Есть ли что-то такое, чего Вы боитесь больше всего в жизни?
Больше всего я боюсь, признаться в этом интервью в том чего я больше всего боюсь. Простите за каламбур, или как там правильно это назвать?. Благодарю за внимание.
Беседовала: Екатерина Лещук