История Black Metal в 14 песнях

История Black Metal в 14 песнях



Пожалуй, ни один другой музыкальный жанр не был переосмыслен до такой степени, как это было в случае с black metal. Даже определение сатанизма, этой наиболее тесно связанной с блэком философии, трактовалось столь разными и противоречивыми способами, что дошло до точки, когда он мог значить что угодно. Для некоторых в этом и заключен весь смысл и абсолютная свобода. 

За последние четыре десятилетия Black Metal сменил множество обличий: от безумного NWOBHM до тьмы Mayhem, через простоту Darkthrone и величие Emperor. Старые правила переписывались и забывались, чтобы однажды вновь вернуться к жизни. 

Невозможно пересказать всю историю блэка без изучения сотен треков и музыкантов, каждый из которых внес свою особую лепту. Но в качестве ключевых, поворотных моментов для самого темного жанра метала можно назвать 14 песен.

 

1. VENOM – BLACK METAL

Когда в 1982 году трио Venom придумало термин black metal в качестве названия для своего второго альбома, это было отличной возможностью стать намного заметнее на фоне растущей волны метал-групп, звуча громче, чем Motörhead, быстрее, чем Priest и более зловеще, чем Black Sabbath. Их дебютный альбом 1981 года “Welcome To Hell” уже начал прокладывать дорожку для рогатого в мир метал-музыки, но с их вторым альбомом окончательно стало понятно, кому именно симпатизирует команда. 

Заглавный трек альбома достоин своего названия: он начинается со звука распиливаемой бензопилой двери студии и включает в себя великолепные риффы, текст о сатанинском безумии и поистине демоническое исполнение Кроноса. 

Спустя почти 40 лет black metal как жанр становится временами совершенно неузнаваемым, но этот трек и по сей день остается той мощнейшей силой, которая дала жизнь всему. 

 

2. BATHORY – SACRIFICE

Если Venom дали блэку его название, грохочущее звучание и “дружбу” с рогатым, то Куортон и Bathory добавили к нему холодной и серьезной резкости. 

Сборник Scandinavian Metal Attack, в который в 1984 году вошли два трека Томаса Форсберга, дали толчок для начала работы куда более важной, чем проделали Venom: песни “Sacrifice” и “The Return of the Darkness and Evil” вызвали сильный ажиотаж, и лейбл, выпустивший сборник, посоветовал молодому Куортону написать больше песен для отдельного альбома. 

Впоследствии Sacrifice станет частью дебютного альбома “Bathory”, а “The Return Of Darkness And Evil” — следующего релиза,“The Return……”. И здесь даже в безобидной фразе “Давай, детка” чувствуется чистое зло, ведь далее за ней следует: “Подними свой нож, дорогая, добро пожаловать на мое жертвоприношение”.

 

3. CELTIC FROST – INTO THE CRYPTS OF RAYS

Celtic Frost — одна из самых значимых групп, которые когда-либо ходили по земле. Партнерство Tom G Warrior и Мартина Эйна привело к созданию Hellhammer в начале 80-х — группы, которая сама по себе уже имела большое влияние, но распалась, чтобы стать Celtic Frost. Их дебютный EP “Morbid Tales”, выпущенный в 1984 году, звучит так же мощно, как и некоторые из работ их предыдущей группы, но обладает более уверенной лирикой и лучшим пониманием тьмы и смерти, и поэтому стал своеобразным спусковым крючком для одного из величайших метал-наследий, независимо от его поджанров. 

 

4. MAYHEM – DEATHCRUSH

Появление Mayhem на black metal сцене стало своеобразной исторической чертой. Возможно, именно они стали первой группой второй волны жанра и первыми, кто рассматривал блэк как абсолютно самостоятельный жанр. В то время их предшественники, такие как Bathory, Venom, Hellhammer и Celtic Frost, были отдельными командами, которые просто делали свое дело и практически не имели никаких контактов и точек соприкосновения друг с другом. Например, Куортон в интервью 1985 года сказал: “Я слышал Slayer, Sodom, Destruction, Wimphammer/Celtic Compost [прим.: нет, это не опечатка, Куортон умышленно коверкал названия групп] и считаю, что они все отстой. Я даже не слушаю black metal, death metal, thrash metal и прочий сатанинский метал, потому что это все в основной своей массе просто дерьмо”.

Mayhem же собрали это все воедино, чтобы создать что-то свое. Выпущенный гитаристом и лидером группы Евронимусом на его собственном лейбле Deathlike Silence, ЕР “Deathcrush” звучал гораздо более экстремально, чем любая из тех групп, которые повлияли на Mayhem. И пусть далеко не все смогли его вообще слушать, нельзя отрицать тот факт, что этот EP установил новые правила для андеграунда. Практически исчез элемент рок-н-ролла, на его место пришла суровая артиллерия. 

 

5. BATHORY – A FINE DAY TO DIE

С ходом времени намерения Куортона становились все более амбициозными. Он немного сбавил скорость и обратился к величию шведского наследия викингов. Первым полноценным альбомом в этом ключе станет “Hammerheart” (1990), но предпосылкой к этому был “Blood Fire Death”.

Великолепное фолк-вступление, дополненное звуками битвы и лошадиным ржанием — “A Fine Day To Die” рождает ассоциации с туманными горами и дикой природой, а его лирическая история о древнем воине и скандинавской мифологии восходят к временам, давно забытым и потерянным. 

Это не только начало новой главы в истории Bathory, но дверь для целого поколения групп, среди которых Emperor, Enslaved и все те, кто когда-либо черпал вдохновение в древних сказаниях. 

 

6. DARKTHRONE – KATHAARIAN LIFE CODE

Можно только представить выражение лиц сотрудников Peaceville Records, когда они впервые услышали альбом Darkthrone “A Blaze In The Northern Sky”. Они-то подписывали контракт с норвежцами как с death metal группой. Фенриз позже будет вспоминать: “Они позвонили мне и спросили, что это за хрень? На что я ответил, что это чертов black metal”. Жесткий, мрачный, холодный и примитивный. Музыка, которая была не похожа ни на что другое, что вообще можно было услышать в то время. Это первый “настоящий” норвежский black metal альбом от участников печально известного “Черного круга”, а эта песня — его жемчужина. 

 

7. EMPEROR – INTO THE INFINITY OF THOUGHTS

Читая вступительные строки “Into The Infinity Of Thoughts”, возникает ощущение чего-то темного и мрачного, чего-то величественного, чего-то внушительного и естественного в своей красоте. 

Emperor были фактически подростками, когда записали этот материал. Исан даже в паб в то время пойти не мог из-за возраста. Возможно, это была одна из тех причин, почему он старался держаться в стороне, пока его товарищи убивали (барабанщик Фауст) и сжигали церкви (гитарист Самот). Однако вы можете дожить до ста лет и все равно не понять всю гениальность, которую эти ребята продемонстрировали на этой записи. Дело здесь не только в примитивизме. Напротив, композиция в ней со всех сторон ошеломляющая, с неземными клавишами, создающими леденящую атмосферу. 

Из всех групп норвежской сцены именно Emperor имели все шансы сделать нечто похожее на нормальную музыкальную карьеру, но ребятам “повезло” начать свой путь в то время, когда black metal часто был предметом насмешек. Однако они все равно смогли заслужить уважение за их очевидное превосходство. 

 

8. MAYHEM – FREEZING MOON

Трудно сказать, какая из версий Freezing Moon была окончательной. Для многих это тот вариант, который можно услышать на “De Mysteriis Dom Sathanas”, где гитара Евронимуса звучит как колючая проволока и где также можно услышать бас Варга Викернеса, чьи партии потом попросят убрать родители убитого.

Однако не менее мрачной является версия с концертного альбома “Live In Leipzig” (1993). Строки “When it’s cold! And when it’s dark! The Freezing Moon can obsess you…”, исполненные еще живым Дэдом, оставляют после себя глубокий след. 

А еще бутлег “Dawn Of The Black Hearts”. Или студийная версия, записанная самим Дэдом в 1990 году в очень небольшом количестве и переизданная несколько раз как единственная его студийная запись. Какую бы версию мы ни выбрали, Freezing Moon, возможно, самая лучшая из когда-либо записанных black metal песен. 

 

9. BEHERIT – THE GATE OF NANNA

Как показала практика, финны Beherit могли быть одновременно и по-варварски свирепыми и загадочно атмосферными. Их первый альбом “The Oath Of Black Blood” на  самом деле был компиляцией из двух демо. Он был выпущен без согласия самих музыкантов, потому что они пропили все деньги, которые получили на продвижение релиза. Так случайность превратилась в демонстрацию звериного лика black metal.

Но именно на их альбоме “Drawing Down The Moon” черная магия Beherit стала по-настоящему очевидной, особенно в медленной и мрачной “The Gate Of Nanna”. Это еще раз доказало, что black metal — это не только скорость и жестокость, но еще и атмосфера. 

 

10. CRADLE OF FILTH – CRUELTY BROUGHT THEE ORCHIDS

Cradle Of Filth, внезапно выросших из андеграунда середины 90-х, многие начали обвинять в продажности даже раньше, чем у группы вообще появилась возможность продаться. 

Их альбом 1998 года “Cruelty And The Beast” — это концептуальная история о печально известной графине Элизабет Батори, которая якобы купалась в крови девственниц, чтобы сохранить красоту и продлить молодость. А трек “Cruelty Brought Thee Orchids”, не являясь хитом в привычном понимании, тем не менее стал частью растущего авторитета Cradle Of Filth.

 

11. ULVER – PORN PIECE OR THE SCARS OF COLD KISSES

Музыканты стараются чтить традиции black metal также ревностно, как и прокладывают свой собственный путь и разрывают любые творческие цепи, которые бы могли помешать им самовыражаться. 

Для норвежцев Ulver творческая свобода всегда имела первостепенную важность. Ради этого они частенько бросали вызов слушателю, но каждый раз делали это с впечатляющим масштабом. Уже на своем втором полноформатнике — “Kveldssanger” (1996) — они нарушили все правила и записали альбом, используя одни лишь акустические инструменты. Но даже он не сравнится с тем, что мы услышали в 2000 году на “Perdition City”. За его появление Portishead, Massive Attack и Björk стоит благодарить больше, чем Mayhem или Bathory. А в “Porn Piece…” связь с традиционным блэком и вовсе равна статистической погрешности. 

В одном из своих интервью Кристофер “Гарм” Рюгг тогда подчеркнул, что стремление встряхнуть привычные вещи всегда вдохновляло его как художника. 

 

12. SATYRICON – FUEL FOR HATRED

Как и в случае с Cradle of Filth, авторитет Satyricon будет способствовать притоку в black metal нового легиона молодых фанатов. И “Fuel for Hatred” c ее гаражными риффами сделала для этого намного больше, чем более ранние работы группы. 

Несомненно, были у Satyricon песни и получше и более традиционные для black metal (Фенриз однажды назвал “Mother North” национальным гимном блэка), но в качестве иллюстрации для превращения black metal в мейнстрим лучше примера не найти.  

 

13. WATAIN – DEVIL’S BLOOD

К этому времени ключевые игроки второй волны блэка либо раскололись (Emperor), либо стали до оскомины благонадежными (Darkthrone), либо играли на клавишных в тюрьме (Burzum), либо продирались через тернистый путь, чтобы избавиться от прошлой славы (Mayhem), либо вовсе ушли так далеко от андеграунда, что уже больше не могли быть его частью. Появилось новое поколение групп, которое захотело вернуться к традиционным ценностям жанра и возобновить отношения с Сатаной. В авангарде этой волны стояла шведская команда Watain. 

Во вступительном треке с их знакового альбома “Casus Luciferi” четко демонстрируются их намерения — ортодоксальность, преданность, Сатана. То есть пока некоторые доказывали, что огонь black metal может проникать в мириады иных жанров, Watain возвращались к истокам, чтобы вновь разжечь пламя, которое уже начало было затухать. 

 

14. DEATHSPELL OMEGA – SOLA FIDE I

Загадочные даже по меркам французского блэка, Deathspell Omega — мастера современного жанра. Сохраняя преданность и ортодоксальность взглядов, как и Watain, они, тем не менее, отказываются подчиняться рамкам условностей и обладают подлинным артистическим блеском. 

С приходом третьей волны стал важен баланс между стремлением сохранить традиции и желанием оставить свой особенный след. И “Sola Fide I” яркий пример тому, как далеко можно зайти в этом направлении.

 

Источник