"Все хорошие вещи являются дикими и свободными. Найди свои корни и не суетись насчет других миров." Г. Д. Торо
"Иное не может по существу являться тем, что определяют, анализируют, понимают, оно должно быть и оставаться Иным. Поддержка Иного предполагает прежде всего защиту свободы этого Иного, которая дает возможность абсолютной спонтанности и способствует появлению новизны...". Т. Бирч, американский экофилософ, о дикой природе.
Помимо самих альбомов, я обожаю красивые обложки атмоблэковых или околоблэковых групп, особенно разнообразные вариации на тему леса, гор и других природных чудес. Некоторые считают такой вариант неоригинальным и, в целом, устаревшим ходом, но для меня он наверняка останется классикой, потому что дает верное направление воображению, помогает ему нарисовать подходящие пейзажи, которые хотя бы отчасти отразили бы мотивы музыки. Примерно те же невероятные виды дикой природы возникают и переливаются всеми оттенками серого и изумрудного в моей голове, когда речь идет о едва ли не самом загадочном и одновременно культовом районе Северной Америки — Каскадии. Хотя и существует много материала об атмоблэке, единого полноценного ресурса о Cascadian Black нет, поэтому, задавшись целью найти и собрать достойную информацию, я таким образом провела небольшое исследование жанра.
В интернете довольно часто можно встретить название «Республика Каскадия», но, само собой, официального государства с таким названием не существует, даже если учесть, что этот район имеет самые настоящие флаг, герб и девиз. Вместо слова «республика» принято употреблять более подходящее слово — «биорегион», но надо признать, что желание активных жителей Каскадии считать себя членами отдельной нации настолько велико, что в обозримом будущем, вероятно, Каскадию и впрямь можно будет назвать республикой. Население северо-запада Тихого океана давно считают убежденными приверженцами «культа природы», эко-либералами, и это неудивительно, ведь именно в этих местах распространены всевозможные запреты, касающиеся загрязнения окружающей среды и сохранения природных комплексов.
Впечатляющее величие вековых гигантов, распростертых вокруг безмолвных Каскадных гор, непредсказуемые и практически бесконечные дожди, посылаемые вечно хмурым и тяжелым небом, низко нависающим над буйным зеленым покровом, — это стандартная картина мистической Каскадии, которая вдохновила и породила целое поколение современных блэковых коллективов. Очевидно, что не только эта местность славится красотой своей дикой природы, но только она смогла дать название целому музыкальному поджанру (однако считается, что в музыке большинства каскадианских групп присутствует изрядная доля политики, потому назвать это явление «течением» как части движения «зеленого анархизма» было бы правильнее, но мы говорим больше о музыке). Вот не существует же Karelian или Carpathian Black Metal (ну Carpathian Forest, конечно, есть, но это не считается!). И можно предположить, что это относительно новое течение обязано своим появлением серьезной убежденности и устойчивой экологической идеологии музыкантов, а также их привязанности к своей самопровозглашенной республике.
Cascadian Black представляет собой разновидность атмоблэка, которая имеет ряд значительных отличий от традиционного Raw Black Metal жанра: продолжительное звучание композиций, преобладание дарк-эмбиента и усложнение музыкальной структуры. В то время как единственная характерная черта, позволяющая отличить т.н. «просто атмоблэк про лес» от Cascadian Black`a могла бы заключаться в том, что Cascadian Black — это атмоблэк про лес Каскадии. Если бы, конечно, не явный экологическй подтектст творчества каскадианских групп.
Родоначальником этого поджанра по праву считаются Wolves in the Throne Room, которые на данный момент признаны одной из самых оригинальных групп на американской блэк-метал сцене. Идея создать группу появилась у братьев Уиверов на встрече участников радикальной экологической организации, поэтому, когда в одном из интервью барабанщика Аарона спросили, какую роль сыграла Каскадия в их творчестве, он ответил: «Это наш дом. Мы группа, которой дает силы и вдохновение земля, по которой мы ходим. Это то, чем является для нас музыка, — способом связаться с местом, где нам посчастливилось жить, и способом почтить его. А ведь это такое красивое место, представьте: кедровые леса растут прямо возле морского берега. Жить здесь волшебно. Музыка просто часть этого волшебства».
Звучание музыки группы не ограничено рамками блэкового жанра, а включает в себя элементы эмбиента, дума и фолка, что сближает его с пэйганом, но от определения себя как блэковой команды участники не отказываются (из того же интервью с Аароном): «Мне нравится ярлык «блэк-метал». Для меня он как раз является той музыкой, которая способна обращаться, взывать к природе. Из-за этого я и втянулся во все эти норвежские штуки. Такая музыка взросла из почвы и из скал самым настоящим образом. В этом смысле блэк мне определенно нравится».
Таким образом, с 2003 и по сегодняшний день Wolves in the Throne Room не теряют позиции легендарной группы с уникальным звучанием и устоявшимся мировоззрением, благодаря чему каскадиан-блэк смог преодолеть границы территории и стать знакомым многим любителям тяжелой музыки по всему миру.
Из числа других команд этого поджанра можно назвать Alda, Skagos, L'Acephale, Ash Borer, Addaura, Altar of Plagues, Fell Voices, Fauna, Echtra, Velnias, Sleepwalker, в некоторой степени Falls of Rauros и Panopticon.
Хотя большинство слушателей считает «WITTR» основоположниками каскадиан-блэка, на этот счет существуют и иные мнения. Например, в некоторых источниках упоминается группа Threnos, стоявшая у истоков зарождения поджанра. В течение своего довольно непродолжительного существования группа издала только одно демо «By Blood and By Earth» (2004), которое не освещалось в прессе и не издавалось в широких масштабах. Вскоре после записи группа распалась и с тех пор не воссоединялась и не переиздавала демо в коммерческих целях. Тем не менее, бывшие участники по-прежнему остаются одними из самых преданных и экстремальных представителей каскадиан-блэка, создав новые, но перекликающиеся между собой проекты Fauna и Echtra, завоевавшие известность чрезвычайно длинными композициями и объединенные лейтмотивом природы. Свои выступления обе группы называют «живыми ритуалами». Также участники Fauna и Echtra вносят свой вклад в развитие других каскадианских проектов, которые пока гораздо менее известны.
Эко-блэк сцена (для меня этот термин звучит немного по-хипстерски, но он действительно бытует на северо-западе Тихоокеанского побережья) часто использует местные концерты для поддержки различных новых инициатив, связанных с охраной природы, и сбора денег для тех же целей. Можно выделить два наиболее крупных фестиваля каскадианских музыкальных коллективов: «Cascadian Yule» (во время зимнего солнцестояния) и «Thirst for Light» (во время летнего солнцестояния).
Таким образом, после знакомства с (анти)культурой и музыкой Каскадии становится понятно, отчего многие ее жители так рьяно ратуют за независимость родного биорегиона. Во многом, наверное, это связано с тем, что он считается весьма обеспеченным и обладающим серьезной материальной и ресурсной базой для отделения от состава Соединенных Штатов, ведь Каскадия включает в себя территорию Британской Колумбии, штатов Вашингтон и Орегон. Некоторые другие определения также включают в себя Калифорнию, Айдахо, Аляску и Юкон. А если сложить существующий экономический потенциал включаемых в Каскадию регионов, то предполагаемое государство может войти в двадцатку ведущих мировых экономик.
Каскадия олицетворяет собой силу убежденности людей, объединенных общим стремлением бороться с экологическими и экономическими проблемами и создавать новую историю. Надеюсь, в скором времени мы сможем услышать о появлении нового независимого государства-«экотопии», выросшего на почве антикультуры и протеста, а чтобы ожидание не было таким тягостным, можно просто послушать атмосферные альбомы каскадианских металистов.
Автор: Ольга Пилипчук