Могу сказать, что «Bad Sector» и компания — это определенно самый приличный и неформатный концерт за этот год для меня. Вообще, такой жанр, как дарк-эмбиент, подразумевает под собой определенный уровень элитарности, он как бы заведомо ограничивает круг слушателей, поднимается на ступеньку выше и заставляет к нему тянуться. Впрочем, ступенька выше – это, вероятно, та черта, которая объединяет и метал, и эмбиент, и всякую экспериментальщину: для ее полноценного восприятия нужно перешагнуть некоторую черту внутри себя и протянуть руку незнакомому жанру. Но вчера тех, кто прошел естественный отбор, то есть ценителей странной и непонятной музыки, было до неприличия много. Пришли как мрачные парни в мерчевых футболках и с прекрасным хайром, так и вполне себе «нормальные», не говоря уже о тех, кого мы называем хипстерами и фриками — музыка нас объединяет(?).
Travvma на фоне остальных выглядит люто экспериментальной музыкой, настолько, что для многих она оказалась вне зоны доступа сети. Дрожащие странные видео на экране вкупе с не менее странной музыкой создают атмосферу подвальной дискотеки, где диджей блондинист, инопланетен и немножечко маньяк. Но то, что происходит, точно интригует, а когда барахлящие изнутри звуки, сопровождаемые еще и редким, правда, немного забавным вокалом, наконец приобретают форму и ритм, то становится даже приятно (но менее странно не становится). Музыка Travvma очень труднодоступна, и, чтобы ее понять, разгадать — скорее придать — смысл, проникнуться ускользающей вереницей образов и звуков, нужно подобрать сотню ключей и отпереть сотню дверей, но оно, наверное, того стоит.
Дальше — калейдоскопный гитарный авангард в стиле разбитого вдребезги Василия Кандинского (не знаю, почему у меня вдруг такие ассоциации). Очень любопытный и удобоваримый минский экспериментальный проект The Glitchhh создает лабиринты визуального обмана и увлекает внутрь, вглубь пульсирующего болезненно-яркого гитарного звука, от которого расходятся волны по телу и рябит и мерцает под веками. Их выступление напоминает фантастический сон со спецэффектами: участники группы (а они на сцене чудо как хороши, энергичны, будто заводные апельсины) играют с кнопочками и педальками, отливая причудливые формы звуковых эффектов, и за этим наблюдаешь почти с детским интересом, потому что это все какая-то абстрактная электромагия или ядерная химия. Их музыка современная, танцевальная в степени «едва ли не» и максимально для меня неформатная, потому что к их творчеству/образу/стилю применимо дико пошлое и некрасивое слово «позитивный». Но если бы я закрыла на это глаза, то наверняка бы пустилась в отрыв, потому что в остальном, по-моему, было классно. И продуманный свет, и сильные ритмы барабанов, и гитарные навороты — все при них, все системно и органично, и воспринимать The Glitchhh как-то непривычно легко: не надо проходить стадию принятия, можно сразу танцевать, если чувствуешь, что твое.
Но если The Glitchhh были ядерной химией, то Bad Sector — это однозначно ядерная физика, это гармония странных шумов и темная магия современных технологий. Въехать с разгона и без разогрева в эту музыку у меня бы не получилось, потому что она сложная, неудобная и очень требовательная (от вас нужна полная концентрация и, так сказать, музыкальная толерантность), но взамен Bad Sector дает многое, начиная от красивейших научных фокусов и заканчивая полным погружением в атмосферу открытого космоса. Сам Магрини, немного отстраненный как в жизни, так и на сцене, здесь, в стерильном синем свете, напоминает настоящего врача, который руководит Вселенной, делает УЗИ космоса, вращает орбиты одними только жестами, ставит планеты в ряд и оперирует самые дальние отделы мозга. Самих фокусов, то есть его известных штучек для создания шоу, было не просто мало — было всего лишь одно интересное устройство, считывающее жесты. Он, ловец забытых голосов космических странников, включает какие-то свои счетчики обратного отсчета, вырезая время и перерабатывая его в надпространственные, внеземные звуки. В своих работах (например, в альбоме «Kosmodrom») он использует настоящие записи голосов космонавтов, но, помимо этого, в творчестве Магрини полно странных шумов непонятного происхождения, отчего кажется, что в его музыке очень много Космоса и очень мало — Человека. На фоне этой завораживающей музыкальной (анти)материи мелькают загадочные схемы и чертежи, создавая эффект гипноза и переводя сознание в другое, очень особое и обособленное измерение, в котором и находится Bad Sector. Особого ритма в музыке Массимо Магрини не прослеживается, но выраженная танцевальность — это не цель и точно не его конёк. Формы мелодий четкие, вполне разборчивые для человеческого слуха, но абсолютно непонятные на уровне приземленного анализа, так что для понимания надо включать шестое чувство и пытаться состыковаться. Надо заметить, что с течением времени скорости нарастают, Черные дыры начинают неистово вращаться, и ходить по их краешку становится сложно, но возможно, что доказывают те, кто умудряется двигаться в такт научно-фантастическим колыбельным Вселенной. Подводя черту, Bad Sector — незабываемый дарк-эмбиентный опыт, но надо знать, куда смотреть и что искать, ведь для кого-то это было космическое порно без сюжета, а для кого-то — целая нойз-одиссея, так что ищущий да обрящет.
Уже после концерта все вокруг обретает свою музыку и свою магию, даже привычное метро, если на пять минут убрать наушники и выключить человечество, оказывается, имеет свою песню: звон жетонов, грохот поездов, шум открывающихся дверей… По-моему, если музыка хоть на долю секунды меняет восприятие окружающего мира, то она стоит потраченного времени.
Очередная благодарность Лютому Букингу за неординарный привоз и возможность созерцать и поглощать прекрасную музыку в режиме реального времени.