То, во что с трудом верилось еще год назад, стало явью 2 октября 2015 года - британская Anathema, подгоняемая встречным ветром, дующим со стороны последнего полноформатника Distant Satellites, наконец приехала в Минск. Сказать, что ее здесь долго ждали - значит, не сказать ничего. Интеллектуальная музыка в наших краях - большая редкость. Увидеть перед Репабликом толпу людей, не сосущих льющееся через уши пиво, дело крайне удивительное, ровным счетом, как и полное отсутствие стэйдждайверов на концерте. Мой друг, до сих пор переслушивающий ранние релизы коллектива, авторитетно сказал, что на нынешнем сете группы уснет через 3 песни. Забегая вперед скажу, что после концерта он признался, что сильно ошибся. Anathema, как и большинство групп эпохи 90-х, начинавших в такое время, когда кричать нечленораздельные речи в микрофон было нормой, тоже поддалась всеобщему искушению и записали пару параноидальных альбомов. Похожие "грехи" были на совести Tiamat, Paradise Lost, Katatonia, the Gathering и многих коллективов, позже став известных благодаря фирменному подчерку. Однако именно первый опыт, каким бы он не был, дал всем перечисленным командам толчок для дальнейшего развития, которого они и придерживаются на протяжении многих лет.
Нынешняя Anathema имеет мало общего с группой образца 93-го года, которой приходилось "греть" самих Cannibal Corpse. Немного схожестей у бравых ливерпульских ребят и с периодом 95-98 годов, когда за музыкальную составляющую коллектива отвечал Данкан Патттерсон, сейчас успешной выступающий в Antimatter. Anathema сумела приобрести свой неповторимый почерк, ярко проявивший себя после долгого простоя, связанного с поиском вдохновения, лейбла и другими важными делами (04-10 года). Современный этап группы - это умеренные гитары, атмосферные клавишные, лиричный вокал Винни Кавана, гармонично дополняемый Ли Дуглас, с недавних пор принятой в постоянный штат, а также безудержный, местами очень возбужденный, Дэнни Кавана.
Начало концерта, как всегда это бывает со звездами первой величины, вполне логично задерживалось. Во время вынужденного простоя публику разогревали диджейские сеты различных танцевальных ритмов мира. Наконец, ближе к половине девятого, Anathema решила обозначить свое присутствие. "Позвольте представиться. Мы - группа Anathema". Наверное, именно это хотели сказать участники, начав выступление с одноименного названию коллектива трека. Как выяснилось позже, основной упор на концерте был сделан на три последних полноформатника – We’re Here Because We’re Here, Weather Systems и Distant Satellites. После такого душевного представления можно было надеяться на не менее удачно продолжение. Следом ливерпульцы начали играть свои «сиквелы», первым из которых стали «Неприкасаемые». Традиция сочинять тематические композиции в двух-трех частях своими корнями уходит в 70-ые – 80-ые годы, пришедшиеся на расцвет легендарных Pink Floyd. Братья Кавана своей любви к Гилмору и Уотерсу никогда не скрывали, а поэтому частенько радовали слушателей каверами на известных британцев – классическую «Comfortably Numb» можно услышать на DVD «A Moment in Time».
Thin Air, как нельзя кстати, подошла для разогрева толпы. Разреженный воздух над Репабликом стал перемещаться с еще большей силой, когда общение с народными массами начал Дэнни, щеголявший по сцене в майке Niravana. The Lost Song I, II, III по драматизму можно сравнить с трилогией «Крестный отец», где вторая часть целиком отдается под откуп Ли Дуглас, сумевшей стать настоящим символом коллектива. Далее – чередование Weather Systems и – We’re Here Because We’re Here. Anathema исполняет Lightning Song, The Beginning and the End, A Simple Mistake, напрочь забывая про «хитовые» Dreaming Light и Everything. Весьма динамичная и въедливая the Storm Before the Calm знаменует бурю эмоций, вымещенную авторами при ее создании. Порой хотелось закрыть глаза и представить себя посреди огромной тихой пустыни, на которую скоро обрушится буря. Universal, которую так любит Винсент, это олицетворение масштабной Вселенной атмосферного рока, созданной ливерпульцами в начале 21-го века. Завершается основной сет трогательной Closer, во время которой хотелось плакать и рыдать. И было от чего: самое ожидаемое выступление последних 10 лет неуклонно подходило к концу.
Выход на бис – это смесь черного и белого, добра и зла, старого и нового. Anathema исполняет главные хиты. Космическое интро Firelight становится знаменосцем заглавного трека с Distant Satellites, во время которого Винсент усердно стучит в барабан, напоминая древнего шамана, вызывающего духов былых поколений. Музыка настолько сильно пробирается под кожу, что порой создается впечатление полета космосе, где вокруг разлетаются кометы и астероиды. Но вот удары барабанов заканчиваются и зритель возвращается на Землю. A Natural Disaster, Deep и немного обработанная Fragile Dreams – все, что удается услышать на прощание. Anathema также быстро испарилась за кулисами, как это делает корабль, блуждающий по космическому пространству. Как и персонаж известного советского мультика, Дэнни и Винсент обещали вернуться, и на это есть надежда, ведь мы знаем, что для космонавтов земные расстояния – не преграда.
Нынешняя Anathema имеет мало общего с группой образца 93-го года, которой приходилось "греть" самих Cannibal Corpse. Немного схожестей у бравых ливерпульских ребят и с периодом 95-98 годов, когда за музыкальную составляющую коллектива отвечал Данкан Патттерсон, сейчас успешной выступающий в Antimatter. Anathema сумела приобрести свой неповторимый почерк, ярко проявивший себя после долгого простоя, связанного с поиском вдохновения, лейбла и другими важными делами (04-10 года). Современный этап группы - это умеренные гитары, атмосферные клавишные, лиричный вокал Винни Кавана, гармонично дополняемый Ли Дуглас, с недавних пор принятой в постоянный штат, а также безудержный, местами очень возбужденный, Дэнни Кавана.
Начало концерта, как всегда это бывает со звездами первой величины, вполне логично задерживалось. Во время вынужденного простоя публику разогревали диджейские сеты различных танцевальных ритмов мира. Наконец, ближе к половине девятого, Anathema решила обозначить свое присутствие. "Позвольте представиться. Мы - группа Anathema". Наверное, именно это хотели сказать участники, начав выступление с одноименного названию коллектива трека. Как выяснилось позже, основной упор на концерте был сделан на три последних полноформатника – We’re Here Because We’re Here, Weather Systems и Distant Satellites. После такого душевного представления можно было надеяться на не менее удачно продолжение. Следом ливерпульцы начали играть свои «сиквелы», первым из которых стали «Неприкасаемые». Традиция сочинять тематические композиции в двух-трех частях своими корнями уходит в 70-ые – 80-ые годы, пришедшиеся на расцвет легендарных Pink Floyd. Братья Кавана своей любви к Гилмору и Уотерсу никогда не скрывали, а поэтому частенько радовали слушателей каверами на известных британцев – классическую «Comfortably Numb» можно услышать на DVD «A Moment in Time».
Thin Air, как нельзя кстати, подошла для разогрева толпы. Разреженный воздух над Репабликом стал перемещаться с еще большей силой, когда общение с народными массами начал Дэнни, щеголявший по сцене в майке Niravana. The Lost Song I, II, III по драматизму можно сравнить с трилогией «Крестный отец», где вторая часть целиком отдается под откуп Ли Дуглас, сумевшей стать настоящим символом коллектива. Далее – чередование Weather Systems и – We’re Here Because We’re Here. Anathema исполняет Lightning Song, The Beginning and the End, A Simple Mistake, напрочь забывая про «хитовые» Dreaming Light и Everything. Весьма динамичная и въедливая the Storm Before the Calm знаменует бурю эмоций, вымещенную авторами при ее создании. Порой хотелось закрыть глаза и представить себя посреди огромной тихой пустыни, на которую скоро обрушится буря. Universal, которую так любит Винсент, это олицетворение масштабной Вселенной атмосферного рока, созданной ливерпульцами в начале 21-го века. Завершается основной сет трогательной Closer, во время которой хотелось плакать и рыдать. И было от чего: самое ожидаемое выступление последних 10 лет неуклонно подходило к концу.
Выход на бис – это смесь черного и белого, добра и зла, старого и нового. Anathema исполняет главные хиты. Космическое интро Firelight становится знаменосцем заглавного трека с Distant Satellites, во время которого Винсент усердно стучит в барабан, напоминая древнего шамана, вызывающего духов былых поколений. Музыка настолько сильно пробирается под кожу, что порой создается впечатление полета космосе, где вокруг разлетаются кометы и астероиды. Но вот удары барабанов заканчиваются и зритель возвращается на Землю. A Natural Disaster, Deep и немного обработанная Fragile Dreams – все, что удается услышать на прощание. Anathema также быстро испарилась за кулисами, как это делает корабль, блуждающий по космическому пространству. Как и персонаж известного советского мультика, Дэнни и Винсент обещали вернуться, и на это есть надежда, ведь мы знаем, что для космонавтов земные расстояния – не преграда.
Текст: Александр Курлянчик
Фото: Inga Max