Nekrolog 21: как прошел Brutal Assault 2016

Nekrolog 21: как прошел Brutal Assault 2016


Покидающий Metalheads.by Александр Курлянчик рассказывает о прошедшем Brutal Assault, вспоминая самые яркие моменты фестиваля.
На прошлой неделе в Яромерже, что в 140 километрах восточнее Праги, состоялся 21-ый фестиваль экстремальной музыки Brutal Assault. На целых 4 дня 15-тысячный городок наполнился таким же количеством пьяно-волосатых людей, именуемых металлистами. К слову, Brutal Assault - не только музыкальный фестиваль, но еще и алкогольный. Трудно было встретить в крепости Йозефов людей, которые бы за 4 дня ничего не употребили. В отличие от прошлогоднего ВА, когда показания термометра останавливались вблизи отметки 40 градусов по Цельсию, нынешний Assault отличался пасмурной и более холодной погодой, что вынудило захватить с собой пару лишних свитеров и теплое одеяло. Конечно, те, кто забронировал комфортное жилье в отеле "Чернигов", что в 20 километрах от Яромержа, или рядом с самим фестом, были избавлены от такой необходимости, но ваш покорный слуга не ищет легких путей, а поэтому обосновался в Vip-кемпинге. Для тех, кто не в курсе, поясню, что свою палатку можно было поставить практически в любом месте рядом с фестивалем, однако, как ни раз заявляли организаторы фестиваля, в таком случае никто не даст гарантий, что в нее не залезут злоумышленники. Vip-кемпинг представлял специально огороженную и охраняемую территорию, вход на которую осуществлялся исключительно по специальным браслетам. Стоила подобная услуга 20 евро. Среди дополнительных удобств для обитателей ВИПа была возможность зарядить свое мобильное устройство 4 раза (на самом фесте это стоило порядка 2 евро).

Еще одним нововведением, по сравнению с предыдущим годом, была система безналичного расчета за еду и питье на территории фестиваля. Она подразумевала наличие браслета, в который встроен специальный чип, содержащий информацию о количестве купонов (основная платежная валюта на территории BA). Именно с помощью этих купонов происходит расчет на площадке. Стоимость одного купона приблизительно равна 1,2 евро. Если раньше они были бумажными, что давало большую возможность их потерять, то чип радикально решил подобную проблему. Вопреки всем ожиданиям, система cashless работала без сбоев. При этом большие очереди у пунктов пополнения Top-Up наблюдались лишь в первый день, когда народ еще пытался въехать, как все работает.

 Разогревочный нулевой день проходил в условиях отвратительной погоды, которая ударила не только по посетителям фестиваля, но и по обитателям вип-кемпинга. Палатки в буквальном смысле начинали плавать, а температура ночью была близка к нулевой отметке. Однако даже эти небольшие трудности не помешали в полной мере насладиться музыкальным пиршеством. В нулевой день на сцене показались американские брутал-мены из Dying Fetus, суперхеды Mastodon, а также красавец Abbath, излучавший чрезмерное количество юмористической энергии. К большому сожалению, Mastodon сильно огорчили. В отличие от студийных работ, изобилующих красивыми экспериментальными моментами, их живое воплощение в реальность оказалось лишь на крепкую троечку. Конечно, если бы это была команда среднего эшелона, то можно было бы списать все на недостаток мастерства, но Mastodon уже практически динозавры, поэтому должны соответствовать своему высокому статусу. Что до Аббата, то главной фишкой его сета, помимо презентации одноименного альбома, стал тончайший стеб. Апогеем смехопанорамы были разборки по поводу правильности произношения. Сам посланец норвежского сатаны утверждал, что он все-таки "Абас" (произносить очень-очень быстро). Если бы суровой норд выступал в последний день, шуток по этому поводу, возможно, удалось бы избежать, однако все оказалось с точностью да наоборот.

Второй фестивальный день больше всего запомнился выступлением всеми любимой Gojira. Свежайший альбом Magma, выпущенный буквально несколько месяцев назад, получил массу положительных отзывов, к которым добавилось драйвовое выступление на Brutal Assault. Помимо основной сцены, во второй фестивальный день взгляды фанатов тяжелой музыки были прикованы и к Metalgate, где по нелепейшему недоразумению оказались такие монстры, как October Tide и Dark Tranquillity. И, если присутствие первых на запасном аэродроме кое-как можно объяснить, то наличие там звездной команды из Гетеборга крайне удивительно. Так или иначе, но оба коллектива попытались выжать максимально много из того, что имелось в их распоряжении. Лучше всего этого получилось у October Tide, потому что у Микаэля Станне и компании была жуткая каша из музыкальных инструментов, которую даже не скрасили классические хиты.

Наиболее интересным, с точки зрения выступавших команд, можно назвать день номер три. Ужасная погода, царившая до этого, уже не напоминала о себе. Можно было смело прогуливаться в майке с коротким рукавом и пить холодный Будвайзер, очередной раз выступавший титульным спонсором Brutal Assault. В третий день зрители смогли наблюдать Septicflesh, Moonspell, Satyricon, Arch Enemy, Dark Funeral и некоторые другие команды. Однако неожиданности начались с самого утра, когда с главной сцены пропали могильщики из Grave. Позже выяснилось, что произошла замена, в ходе которой шведов сдвинули на Metalgate сцену. Открывали же бал греки Septicflesh. Те, кто был на памятном концерте в Реакторе в 2009-м году, наверняка помнят, насколько это был сочный кусок пирога, украшенного классикой из Communion, Sumerian Daemons и Revlution DNA. В нынешних условиях, когда у коллектива вышло два довольно противоречивых альбома - The Great Mass и Titan, основная масса треков была сыграна именно с них. Из классики в этот раз удалось услышать лишь Lovecraft's Death и нетленку Anubis, в ходе которой отсутствовало закадровое пение Сотириса.

После откровенно разочаровавших Septicflesh, на сцене воссияли португальцы Moonspell, которых слушатели со стажем видели уже раз в десятый. Как отметила Анастасия Самотыя, вторая часть сета группы, состоящая из главных хитов, не меняется уже лет 10. Т.е. классические Opium, Alma Mater, Vampiria, Full Moon Madness всегда присутствуют в обойме. Они элегантно разбавлены материалом из последних релизов, идущих традиционно в начале сета. В этот раз это были композиции с Extinct. Moonspell не изменили себе и показали высококачественное шоу, апогеем которого стал выход на бис и исполнение Full Moon Madness практически при полной луне. Окончание лучше трудно представить.

Затем на сцене появился Сатир и вся его братия. Нынешний тур Satyricon, посвященный 20-летию Nemesis Divina, затрагивает самый эпичный и концептуальный альбом норвежцев. К сожалению, особых эмоций данное творение у меня не вызывает, поэтому, честно отстояв 4 композиции, вынужден был удалиться на перекур, в ходе которого восстановливал силы к главному номеру дня - Arch Enemy. Апофеозом третьего дня стало выступление шведских мастеров MDM. Стоит отметить, что за три августовских недели группа выступает 17 раз, поэтому играла с явной экономией сил. Но, даже несмотря на это, выглядела очень достойно и не дала усомниться, кто в доме хозяин. Начало было положено самой судьбой - мелодичное интро Khaos Overture плавно переливалось в идущую следом Yesterday Is Dead And Gone. Весьма знаменательно, что шведы начали сет с предпоследнего полноформатника, на котором за микрофоном еще можно было услышать Анжелу Госсов. Конечно, не обошлось без боевиков с War Eternal. You Will Know My Name звучала, как исповедь умирающего. Забегая вперед скажу, что Arch Enemy оставили самое адекватное впечатление на фестивале, уделав всех звездных конкурентов вместе взятых. За два с небольшим года, которые Алиса заведует исполнением главных хитов, ее мастерство заметно улучшилось и, на данный момент, трудно сказать, что она чем-то особенным уступает предыдущей вокалистке.

Четвертый день, прежде всего, был интересен благодаря выступлению известного провокатора Адама Дарского, которого, в 2014 году добротно повязали в одном из клубов Екатеринбурга и запретили выступать на территории России целых 5 лет. Адам очень долго горевал, а потом понял, что концерты в Западной Европе и оставшейся части мира помогут ему скрасить образовавшуюся печаль. Конечно, тяжело сделать так, чтобы тебе не запретили выступать, особенно когда ты катаешься по стране, населенной религиозными фанатиками, а тур твоей группы называется Russian Satanist. Примечательно, но факт - Behemoth полностью сыграли последний альбом, начав с задорной Blow Your Trumpets Gabriel, и закончив O Father, O Satan, O Sun. В конце только не хватало появления Всевышнего. Однако, вместо него в тот вечер был Адам Дарский. За последние пару лет Нергал сильно изменился, и в нем трудно узнать того человека, который записывал классические Satanica и Demigod. Несмотря на отркровенное позерство самого известного металлиста современности, выступление Behemoth стало знаменательным окончанием всего фестиваля, хотя право завершать мероприятие отошло к другим командам. Одной из них была польская Mgla, с которой активно дружат сами бегемотовцы.

4 фестивальных дня пролетели, как одно мгновение. Казалось, что от момента заселения в vip-кемпинг до того, как пришлось из него выселяться, прошло одно мгновение, растянувшееся на 96 часов. Воскресный вечер запомнился похмельным синдромом и сборкой чемоданов, которые уже через год снова буду готовы, чтобы встретить 22-ой порядковый Brutal Assault 2017.

Текст+Фото: Александр Курлянчик