Облака дума над Киевом - Doom Over Kiev: 10 Doomed Years - Два незабываемых дня печали

Облака дума над Киевом - Doom Over Kiev: 10 Doomed Years - Два незабываемых дня печали



Всё-таки из всех месяцев в году октябрь наиболее созвучен с таким стилем, как дум-метал: прекрасное и печальное увядание природы, вечерние холода, опавшая листва под ногами, дождь, предчувствие неотвратимого наступления любимой зимы… Время для проведения юбилейного, десятого по счёту фестиваля  мрачной и печальной музыки под названием Doom Over Kiev было выбрано более чем удачно. 

Состав участников десятой части стремительно становящегося культовым фестиваля, можно назвать лучшим и в какой-то степени уникальным за всю историю Doom Over Kiev. Мало того, что в качестве хэдлайнеров первого дня феста были заявлены уже давно ставшие культовыми датские melodic doom/death музыканты Saturnus, в качестве второго дня – воистину легендарные Swallow The Sun, с вернувшимся в строй в плане выездных выступлений, духовным лидером группы Юхой Райвио (напомним, что 18 апреля 2016 в борьбе с раком умерла девушка и муза ЮхиАлея Стэнбридж – вокалистка замечательной группы Trees of Eternity, портрет которой теперь выгравирован у Юхи на гитаре). Не менее интриговало живое выступление интернациональной atmospheric doom metal банды Clouds, которая, как известно, не так уж и часто даёт концерты. 
 
Мероприятие проходило в киевском клубе «Atlas» и началось практически вовремя, что уже не могло не радовать. Открывать столь значимое событие выпала честь нашим сенсационным землякам Nebulae Come Sweet, исполняющим замешанный на думе пост-метал. К сожалению, народа в клубе в тот момент собралось не так много как хотелось бы, так как не все успевали вовремя добраться до клуба к самому началу. Однако пустым «Atlas» назвать язык не поворачивался. Во время выступления народ всё подтягивался и подтягивался. Музыка "Небулы" держала с начала и до самого конца. Люди завороженно смотрели на сцену, боясь упустить малейшую деталь шоу: облачения музыкантов, взмахи смычка очаровательной виолончелистки, - всё это складывалось в некий особенный танец, каждый элемент которого необходимо было пропустить через себя чтобы понять. На сцене будто бы воедино сливались свет и тьма: нежная виолончелистка (свет), и измазанные чёрными красками парни (тьма).

 

 
Вторыми на сцене под интересной вывеской Mother Witch & Dead Water Ghosts появились опять же довольно молодые ребята во главе с девушкой Марией Теплицкой. Исполняют одесситы этакий психоделичный, слегка пост-роковый, дум. И оказался он довольно притязательным, особый колорит которому придавал очаровательный вокал (и ноги) Марии, вгоняющий в транс своей медитативностью и магической потусторонней сексуальностью. Материал у одесситов оказался не хуже чем у наших земляков. Вокалистка вела себя на сцене раскованно, без излишнего пафоса, да и с публикой пробовала общаться, что, согласитесь, также немаловажно. Правда не хватило некоторой целостности имиджа участников группы. Облачение Марии очень подходило для роли «Матери ведьмы», а вот остальным ребятам было бы неплохо поработать над тем, чтобы походить на «призраков мёртвой воды».
 
 
Киевскую группу Raventale, которая следующей появилась на сцене, было небезынтересно услышать и увидеть, поскольку незадолго до фестиваля вышел уже восьмой по счёту альбом «Planetarium» на киевском лейбле «Ashen Dominion», и произвёл он на меня весьма хорошее впечатление. В визуальном плане киевляне, конечно, проигрывают Nebulae Come Sweet, но обходят «Mother Witch…» по причине недоделанности образов призраков у последних. В остальном музыканты из Raventale показали себя очень даже неплохо. Слегка выделяющиеся из общей думовой концепции фестиваля своим более драйвовым блэк/думом, ребята отлично преподнесли материал, а что ещё нужно бескомпромиссным любителям придумованного блэка?
 
 
Одной из интриг вечера, конечно же, было появление на сцене итальянских "похоронщиков" Plateau Sigma, лидером которых является гитарист и чистоголосый вокалист Мануэль Викари. Думаю, не стоит говорить, что услышать вживую композиции Plateau Sigma многие годы хотели все почитатели этой жемчужины итальянского андеграунда, но раньше об этом даже и мечтать не приходилось. Но иногда в этой жизни даже самые безумные мечты сбываются, доказательством чего стал эксклюзивный сет от Plateau Sigma на Doom Over Kiev X, где музыкантами была впервые вживую исполнена композиция «A Parody of Medea» из готовящегося к выходу альбома. Сет группы охватывал песенки со всех двух альбомов и одной "ипишки", что, естественно, порадовало. Всего прозвучало пять композиций и, кажется, все остались довольны выступлением итальянцев, даже несмотря на технические неполадки с гитарным оборудованием Мануэля в ходе исполнения последней песни. Надеюсь, что это не последнее появление на DOK Мануэля и его коллег-соратников, и что когда-нибудь мы с вами ещё раз увидим, услышим и эмоционально опустошим свою душу под выжигающую всё внутри музыку итальянских друзей. 
 
 
Главными хэдлайнерами вечера и вообще всего фестиваля лично для меня был интернациональный коллектив Clouds, поэтому их выступления я ждал больше всего. Всем любителям жанра формация знакома не понаслышке: группа выпустила два полноформатных альбома, которые хорошо известны всем почитателям подобной музыки по всему миру. Кроме того, фротмен проекта Дэниел является фронтменом ещё одной принимающей участие в фесте банды Eye of Solitude, да и вообще имеет кучу интересных и не очень проектов. Естественно, живое выступление столь культового коллектива не могло не вызвать резонанса – народу в зале существенно прибавилось с учётом того, что его и так было отнюдь немало. Музыканты исполняли композиции со всех двух альбомов и двух EP, играли уверенно, слаженно и мощно. Всё было по-честному, даже живая скрипка с не менее живым скрипачом. Мрачный, медленный, тяжёлый и атмосферный дум (где-то даже пограничный с фьюнералом), грамотно исполненный и преподнесённый, с первых же звуков клавиш настроил меня на нужный отрешённо-печальный лад.
 
Этот час – час выступления Clouds – можно по праву прозвать часом, во время которого в пределах зала воцарилась поздняя осень: безнадёжная, печальная и скорбящая. Это было шедевральное выступление шикарной группы: начиная с профессиональной подачи и заканчивая отличным светом и более чистым, чем у предыдущих команд, звуком. Было видно невооружённым глазом, что в составе группы опытные музыканты, серьёзно подошедшие к подготовке своего живого выступления. Команда отыграла сет, и вот тут случилось то, что явилось для меня самым запоминающимся моментом всего фестиваля и ради чего уже стоило приехать из Беларуси, не спать сутки, и, казалось бы, подуставшим прийти сюда и зарядиться печальной, гнетущей, но в то же время дающей сил энергией. Неожиданно для самих музыкантов весь зал своими скандированиями умолял их выйти на бис. Судя по всему, в их карьере в рамках этого проекта данный инцидент случился чуть ли не впервые, ибо Дэниел, растрогавшись, объявил, что мы разбили ему сердце, и, извинившись, что такого поворота событий он не ожидал, исполнил заглавную трогательную, исполненную полностью чистым проникновенным вокалом Дэниела чудесную «You Went So Silent». И знаете что? Я плакал. Я плакал, внутренне опустошался, крутился в вихре своих чувств, своих собственных переживаний, скорбей, печалей. Незаметно вытирая текущую по щеке слезу и стыдясь, я украдкой посмотрел по сторонам, и увидел, что вокруг меня у всех блестят и наливаются слезами глаза. На словах «more and broken…» голос самого Дэниела задрожал и стало отчётливо видно как глазами, так и душой, что он еле сдерживает слёз. Вот ради таких моментов, ради такой музыки уже стоит жить. 
 
 
Хэдлайнеров вечера, датчан Saturnus, я лично ждал чуть поменьше, чем Clouds, но всё равно ждал, ибо это же Saturnus, чёрт побери! Разве можно не ждать выступления ребят, которые своим дебютным сокрушительным альбомом "Paradise Belongs to You" ещё в 1997 полностью перевернули представление о дум/дэт метале и сразу же сделали из миллионов людей прожжённых фэнов своего творчества. Думал ли я тогда, в далёком 1997 году, что через 20 лет мне доведётся их воочию лицезреть в Киеве? Нет, не думал, потому что тогда я слушал разве что саундтреки «Ну, погоди!» непосредственно смотря сей мультик по телевизору сидя в колготках на диване. Но вот оно как обернулось. Через 20 лет всё-таки довелось. Титаны датского дума второй раз радуют Doom Over Kiev своим почтенным присутствием. Конечно, жаль, что за многие годы существования в коллективе произошли кардинальные изменения в составе, и что в группе уже давным-давно не играет один из главных автором лирики и музыки первого альбома – гитарист Ким Ларсен, но зато уже десять лет назад в команду вернулся «блудный сын» - басист Бряан Хансен, что не могло не радовать. Именно он вместе с вокалистом и основателем Томасом Йенсеном являются оригинальными участниками группы с самого начала её существования и являют собой ядро Saturnus. Стоит ли говорить, что всё, что творилось в тот вечер на концерте, надо было видеть и слышать. Словами описать все эмоции, бушующие в те минуты, при всём желании в любом случае не удастся. Прозвучали практически одни хиты, охватывающие всю небольшую дискографию датчан, а также одна новая песня, которая войдёт в их следующий альбом. Апогеем всего сета стала до боли знакомая композиция «Christ Goodbye», которая является визитной карточной группы. Народ в зале начал просто сходить с ума когда зазвучали первые нотки этого хита всех времён и народов. Ну и без традиционного выхода на бис также не обошлось. А также очень порадовало исполнение одной из моих любимейших вещей – «Wind Torn». Прежде чем покинуть сцену Томас обратился к публике: «Thank you everybody... We had fantastic time over here, believe me... I hope you had fantastic time too... Thank you everybody... Thanks! Bye..." Не дословно, конечно, но смысл всем понятен. На этом закончился незабываемый концерт. Но грела мысль, что это был всего лишь первый день…
 
 
Вот настало и 15 октября. Облака дума всё ещё висят над Киевом. 
 
Первыми на сцену «Атласа» в этот раз вышли мариупольцы Odrаdek Room, исполняющие нечто среднее между прогрессивным мелодик дэтом и думом. Две гитары, создающие достаточно мощный саунд, бас, клавиши, с которыми управлялся многофункциональный вокалист/гитарист Артём «Осколок» Крихтенко, ударные и гроул, перемежаемый чистым вокалом Артёма. Всё было довольно медленно, мрачно и даже немного отрешённо. Честно говоря, не нашёл ничего, за что можно было бы выделить группу, в результате чего лично мне они совершенно не запомнились. В оправдание лишь стоит отметить, что у Артёма имелись проблемы с голосом, что он и пояснил в ходе выступления, поэтому, возможно, неполное использование вокального потенциала и не дотянуло до приемлемого уровня.
 
 
Помучив публику около сорока минут, ребята удалились, уступив место нашим землякам – Woe Unto Me. С первых нот интро белорусы, как и всегда, мастерски принялись укутывать изящной вуалью трагичности каждого, кто в тот момент находился в помещении «Атласа». Два мощнейших вокала – утробный гроул Артёма Сердюка, повелевающего в то же время гитарой, и пронзительный баритон Олега Воронцова. В ходе многочисленных посещений выступлений музыкантов, я для себя ещё давно подметил запоминающиеся, выразительные и разнообразные партии бас-гитары, которая всегда звучит у Ивана Скрундевского очень живо и динамично, насколько это слово вообще применимо к фьюнерал-думу. Приятным сюрпризом стало приглашение героя первого дня Doom Over KievДэниела из Clouds и Eye Of Solitude, который исполнил в качестве гостевого вокалиста «Triptych: Shiver, Shelter, Shatter». Выступление катализировало все необходимые в тот вечер эмоции, постоянно таящиеся где-то на дне души и поднывающие на протяжении жизни: безысходность, замкнутость, цикличность всех человеческих страданий, переживаний и бед. В воображении под монотонные тягучие риффы предстаёт пустая душная комната, в которой заперт каждый из нас, выхода из которой нет. Да, музыканты не изобретают велосипед, уже используя хорошо известные приёмы и методы, но как они это делают. Потрясающе, элегантно, подчёркивая это своими аристократическими нарядами, умело и красиво. А все дело в том, что белорусам действительно есть что выразить и донести до слушателей своей музыкой и выступлениями. 
 
 
Третьими на сцену вышли гости из Львова 1914, вокалист которых своим обликом вылезшего из окопа измученного и сошедшего с ума от жестокостей войны контуженого солдата сразу же произвёл впечатление и заставил присмотреться к выступлению и вернуться к сцене после саундчека как можно быстрее. Группа играет приблэкованный дэт/дум, на своём счету имеет вышедший на лейбле «Archaic Sound» в декабре 2015  года дебютный альбом. Очевидно, что отыграли они его за почти два года вдоль и поперёк, поэтому на сцене музыканты вели себя весьма уверенно, играли слаженно и чётко. Зверский, порою истеричный и срывающийся в безумии рёв вокалиста, скрывающегося под псевдонимом Капитан Джон Б. Кумар, очень хорошо сочетался с музыкальным полотном, выплетаемым всеми инструментами.
 
Капитан эмоционально вещал нам о Первой мировой войне, оккультизме, внутренней борьбе человека со своими страхами. Он бдуто бы вёл нас сквозь тропы жутких событий, описав картины кровавой резни, паники и отчаяния. Было видно, что насыщенное выступление украинцев многих заинтересовало, так как в зале стало поплотнее.  Команда имеет отличный потенциал, отыграла свой сет на высочайшем уровне, в репертуаре у неё довольно яркие композиции и в целом их творчество очень самобытно. Мелодичные пассажи переходили в стремительные потоки тяжёлых гитарных риффов, которые просто выбивали в голове сцены смертельных баталий и угрозы нависшего над городом дирижабля. Казалось, что сейчас вот-вот взревут двигатели самолётов, послышатся крики и выстрелы солдат, и издали будут доноситься взрывы и сирены тревоги. Стоит также отметить опустошающий кавер на знаменитую «Something In The Way» Nirvana, которая, будучи и без того грустной, стала просто угнетающе-мрачной и печальной. Визитной карточкой группы в плане внешнего вида явились солдатские одеяния, микрофон, закреплённый на прикладе ружья, и чудовищной силы экспрессия контуженого Капитана Джона Б. Кумара, который в конце сета под окончание композиции «8 x 50 mm. Repetiergewehr M.95» стал отстреливать из ружья не впитавших в свои души и сердца за эти полтора дня фестиваля необходимое количество дума зрителей в зале.
    
 
Далее на сцену вышли украинцы Vin De Mia Trix – частые участники фестиваля. Толпа в зале сконцентрировалась ещё плотнее. Поблагодарив всех собравшихся, фронтмен Андрей Ткаченко дал старт тягучему атмосферному выступлению, периодически разбавляемому более подвижными и драйвовыми, с привкусом готик-метала, моментами. Если я не ошибся, то сет музыкантов состоял всего из двух композиций общей длительностью около часа. И, должен заметить, эти композиции были чудо как хороши. Особенно понравились урчащие партии баса, исполняемые Алексом Виноградовым. Vin De Mia Trix показали всем что такое настоящая атмосферная музыка, а так же грамотная подача материала. Музыканты подарили своим поклонниками и просто поклонникам жанра час хорошей музыки. И, к сведению, их последняя работа «Palimpsests» поистине шедевральна. Уверен, что через десятки лет после своего выхода она не потеряет своей актуальности в океане самого медленного и печального стиля тяжёлой музыки.
 
 
Пред-хэдлайнерами второго дня снова стал Дэниел и его команда, только на сей раз уже Eye Of Solitude – коллектив из Великобритании. Играют они каноничный фьюнерал-дум метал. Должен заметить, что в плане концертных выступлений группа очень прекрасна: Дэниел всё так же искренне и по-настоящему переживает всё происходящее внутри него на сцене; остальные музыканты уверенно делают своё дело и исполняют свои партии, вкладывая в них каждый свои личные переживания и скорби. Снова был отстроен отличный звук, поэтому утробнейший гроул из самой глубины души Дэниела пронзал тело насквозь, попутно цепляя все самые грустные и печальные человеческие эмоции, выворачивая душу наизнанку окончательно в моменты исполнения партий чистого вокала.
 
 
И вот, вот она - кульминация юбилейного фестиваля дум-метал музыки Doom Over Kiev! После долгого саундчека финны Swallow The Sun впервые выходят на сцену в Украине! Профессионализм музыкантов даже не стоит обсуждать. Звучали ребята тяжелее и качовее, чем в студии. Сет-лист затронул аж все шесть альбомов группы, а максимальным количеством композиций был представлен дебютный лонгплей «The Morning Never Came», из которого были исполнены такие шедевры, как «Silence of the Womb», «Out of This Gloomy Light» и «Swallow (Horror Pt. 1)». Хитов было хоть отбавляй, а продолжительность сета, полагаю, удовлетворила даже самых требовательных. Естественно, финнов вызвали на бис, и на прощание были сыграны вышеупомянутая «Swallow (Horror Pt. 1)» и «Night Will Forgive Us». Но кто же хотел так быстро прощаться с теми, кого так долго ждал? Конечно же не собравшиеся в «Атласе» думстеры! Всеобщими усилиями музыканты были приглашены на сцену ещё раз, чтобы окончательно попрощаться с наполненными до краёв печалью душами всех собравшихся. 
 
 
Подытожив, хочу отметить, что уровень ежегодного тематического фестиваля Doom Over Kiev неуклонно растёт, и, думаю, в будущем мы будем видеть на подмостках киевских клубов ещё не одну шикарную дум-метал группу. Ведь осенью так тоскливо ждёшь неотвратимого наступления любимой зимы… 
 
Выражаем отдельную благодарность Евгению и всей команде организаторов за столь чудесное мероприятие, проводимое вот уже целую декаду, а также за предоставленные аккредитации!
 

Сохранить