Во время обременительного коронавирусного бесконцертья дум-металлический мини-фестиваль белорусских команд как бальзам на душу любому почитателю мрачной музыки. И даже отсутствие Harmonia Deprimens не разбавило насыщенность по-ностальгически готического вечера. Истосковавшаяся по живым выступлениям публика в футболках Burzum и Darkthrone оказалась ожидаемо многочисленна, весела, шумна, разговорчива и на удивление неравнодушна к меланхолическим и немного порой сентиментальным интонациям готик-дум-метала в исполнении трех разных коллективов, связанных одной черной лентой из самой темной печали.
Развязывать затянувшийся узел ожидания выпало The Agony Column. Небольшая сцена “Брюгге” объяла необъятное и вместила весь грандиозный состав и все разнообразие инструментов (максимальное для жанра, чтобы звучание не уклонялось в экспериментальность). Растянутые раскаты громоподобного рыка новоприбывшего вокалиста и чистое пение новой вокалистки, которое отчасти терялось в плотной симфонической гуще траурных мелодий, транслировали — каждый по-своему — душевную агонию и рассказывали о чем-то вечном: любви, смерти или обо всем сразу. Романтические печальные клавишные, затяжные гитарные узоры, роковые ударные, выразительная скрипка — все в лучших традициях жанра (правда, не без заигрываний с мелодик-дэтом) переплетено и выхолощено в единое темное полотно. И все для того, чтобы вы стали зрителями и слушателями развернувшейся на сцене нашего маленького театра трагедии (в антуражных костюмах, а главный герой еще и с тяжелой цепью на шее перфоманс все как полагается). Любителей изысканных, эстетских, но вместе с тем упаднических по духу перформансов оказалось в этот раз достаточно, так что вместе с группой в этот раз романтизировали отчаяние даже самые жизнерадостные.
Не менее традиционный готик-дум с любовно-трагической винтажной атмосферой и классическим дуэтом “красавица и чудовище” звучал в исполнении могилевских темных романтиков из Diathra. Группа существует с 1995 года и уже 26 лет исследует разные виды грусти и одиночества, но, несмотря на это, во время выступления с долей оптимизма замечает, что смерть — это только начало. Женская партия, богатая, полная, драматически-выверенная, гармонично сосуществует с экспрессивным мужским гроулом и дает нам тот самый узнаваемый готический контраст, в котором прекрасное сочетается с ужасным, свет — с тьмой, а жизнь — со смертью. По трем композициям из нового, еще не вышедшего альбома понятно, что в нем ветераны белорусского готик-дума продолжат углубляться в личную скорбь, бередить свои душевные раны и исполнять мелодичные оды смерти. Возможно, где-то подобное мы уже слышали, но ностальгирующие по немного олдскульному звучанию наверняка оценили профессионализм и накатанность исполнения и прониклись до мурашек будоражащими воображение мрачными образами, призванными с той стороны.
Эпатажная Dymna Lotva на закрытии вечера не переняла у своих предшественников вязкую и размеренную манеру погружения в страдания — если страдать, то бросаться в это с головой, упиваться своим страданием до отказа. Каждое выступление Dymna Lotva уже по обыкновению необыкновенное: в этот раз мы услышали скорбный мотив блокфлейты – сладко-горький интересный акцент – и новый, считайте, эксклюзивный трек «Смерць цалуе ў вочы». Холодящие, трагические мелодии бросало в кипящие — и накаляло эмоции внутри толпы мощным пост-блэком с запоминающимися четкими гитарными риффами. Они достигали предела, когда чистый вокал Nokt срывался в экстремальный, потусторонний и бросался во все тяжкие на волнах густого и тяжелого звука. И звук с каждым разом или усложняется, или обретает новые формы и объемы, но определенно меняется, инициируется и перерождается в нечто узнаваемое, но все-таки уже немного другое. А возможно, просто смещается фокус. Подводя итог, Dymna Lotva своим выступлением заявляет, что страдать и печалиться можно весьма агрессивно.
Вопреки общей минорной тональности выступлений, атмосфера самого вечера получилась уютной и теплой — вот до каких крайностей доводит вынужденное концертное воздержание, ведь сложно предаваться тоске в кругу веселых, пошатывающихся знакомых и отрывающейся до одури молодежи. Сублимировать опасное занятие такого рода (посещение многолюдных мероприятий) помогут только новые альбомы, новые треки, новые лица и имена в мире белорусского метала, которых мы с нетерпением ждем.
Текст: Ольга Пилипчук
Фото: Сергей Гагулин