Doom Over Kyiv 2019. День второй

Doom Over Kyiv 2019. День второй



Воскресенье началось с многострадальных (акцент на слове «страдать») земляков Dymna Lotva, которые смазали эпичность начала выступления какой-то проблемой с включённой подложкой. Косячок был быстро устранён, и в зал полились родные звуки, слышанные уже много раз, но всё равно не надоедающие.

За время своей концертной деятельности белорусы сыгрались и заматерели, создав пронзительно-опустошающее и душезатрагивающее уравнение, состоящее из переменных в виде дума и пост-блэка, а в качестве функций беря интересные аранжировки и гармоничные вокальные сочетания. Удивило отсутствие скрима со стороны Нокт. Весь сет она использовала исключительно чистый вокал, который заметно «прокачала» за последнее время, и лишь изредка переходила на надрывный истеричный вопль. За экстрим-вокал в этот раз полностью отвечал гитарист Никита aka Forladt. Не знаю, с чем это связано, но хуже от этого точно не стало. Кроме того, Екатерина наконец-то нашла золотую середину в своих артистических данных и больше не переигрывает языком своего тела и мимикой, смотрясь на сцене уместно драматично. Атмосферный, душещипательный, мощный сет – отличное начало второго вечера, заслуживающее быть даже и не началом, что подметили и девушки за моей спиной, сказав, я цитирую: «Уф, и это всего лишь первая группа. У меня аж волосы зашевелились».

KZOHH. По слегка увеличившемуся количеству людей в зале можно было сделать вывод, что доселе неведомая для меня украинская группа KZOHH, которая когда-то побоялась приезжать в Беларусь «по политическим причинам», имеет сформировавшуюся группу поклонников из числа соотечественников, некоторые из которых прибыли на DOK в том числе и ради них. Увидев на метал-архивсах, что музыканты играют блэк, не слушая предварительно их студийные записи, я чего-то интересного и особенного от них не ожидал. Как оказалось, очень зря. Выйдя на сцену в жутких противорадиационных костюмах, KZOHH сразу же обратились к одной из самых мрачных страниц в истории Восточной Европы – теме катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции. Это было понятно не только по соответствующему внешнему виду, но и по запустившемуся по команде драммера видеоряду на заднике сцены. Музыка же, представленная украинцами, явилась сокрушительной смесью ядрёного блэка, лёгкого, даже умиротворяющего и счастливого эмбиента и дума, напоминающего истрёпанные реакторы ЧАЭС. Эмбиентые зарисовки, явившиеся неотъемлемой частью звучания KZOHH, состоящие из органично вплетённых в общее полотно звучания клавишных пассажей, придавали различным отрезкам длинной первой композиции то крайне мрачные тона, то некие счастливые светлые оттенки, символизирующие счастливую жизнь советского народа накануне аварии, подчёркивая целостность, концепцию и связывая музыкальное повествование воедино. Большую роль в этом сыграл и разнообразный артистичный вокал, объединивший в себе обширную болезненную палитру – от стандартного скрима до переходящего в вой харша, от хриплого шёпота до монотонного ритуального завывания. Вокальные линии делали невообразимые трюки и позиционировались, как полноценный инструмент. После тщательного чека (настраивались, наверное, дольше всех), музыкантам удалось прийти к довольно чёткому и сбалансированному звуку не в ущерб характерному для дума чувству печали и жуткой трагичности. Почитав уже позже о группе подробнее, я узнал, что участники KZOHH – опытные музыканты, играющие в других довольно известных коллективах. Но сравнивать музыку этого проекта с другими их коллективами я не стал бы, ибо это очень самобытное и интересное творчество. Был сыгран весь последний альбом под названием «26», состоящий из двух длинных композиций. Первая, как я уже говорил, посвящена аварии на ЧАЭС. Вторая, судя по заднику, повествовала нам о каких-то издевательствах в Японии, от картинки которых иногда хотелось даже отворачиваться, настолько бесчеловечными они были. В истории несилён, поэтому не знаю, что о каком историческом событии нам рассказали. Если кто-нибудь из присутствующих на фесте или просто из поклонников творчества знает, о чём шла речь, – ждём краткого ликбеза в комментариях для меня лично и всей редакции metalheads.by на всякий случай.

Mournful Gust. Второй день, к сожалению, тоже не обошелся без крайне скучной команды, на которой можно было посидеть и дать отдых ногам и спине. В субботу это были Monolithe. В воскресенье флаг тоски и уныния приняли Mournful Gust. Украинцы с места в карьер зарядили некий готик-дум. К концу первой песенки публики в зале прибавилось, а в середине второй зал наполнился ещё больше. Смотря на это, я уповал на то, что, раз народ подтягивается, то что-то интересное ещё должно прозвучать. Но, видимо, это была просто национальная солидарность. Звук был отличный, достаточно сочный, плотный, за исключением вокала, высокие ноты которого терялись где-то на полпути, да клавишная подложка на общем фоне звучала слабовато. Но если играешь ерунду, дело звуком не спасёшь. При всём своём желании, я не могу похвалить музыкантов за их старания, ведь даже не сомневаясь в них, я не совсем уверен в их таланте. Mournful Gust наглядно продемонстрировали не лучшее понимание классического готического дума середины девяностых, переваренного на постсоветском пространстве лишь в двухтысячных. Четыре (или пять? Я уже и не помню, настолько они мне понравились) музыкантов, приглашение на думовый фестиваль, - а всё ради чего? Риторический вопрос, не требующий ответа.

(EchO). А вот от этих итальянцев я, в отличие от KZOHH, ожидал чего-то интересного и, опять же, в отличие от KZOHH, макаронники разочаровали. В наше время относительно молодые команды делятся на три типа: играем как играли предки, потому что было круто, олдскул и все дела; играем что-то новое, потому что играть что-то новое круто и все дела; смешиваем всё подряд и пытаемся выдать это за вменяемый продукт, авось прокатит и все дела. (Echo) выбрали не самый популярный путь и решили относится к одновременно трём типам: создавать что-то новое, добавлять что-то дедовское, смешивать и новое, и дедовское, и не новое, и не дедовское. И, как я смог убедиться, в студии у них это получается куда лучше, чем вживую. Нетяжёлая музыка, местами лучащаяся внутренним светом пост-метала, с характерным тремоло, акустическими вставками, отдающая даже сладкоголосым пост-роком с задирающим красиво и уместно в фальцет свой голос вокалистом. Даже в композициях, которые нельзя назвать классными и вызывающими душевный трепет, в тяжёлое, но хрупкое сочетание созвучий авторы нашли как вложить замечательные запоминающиеся мелодии. Капельки пианино, раскрывающиеся гитары, нежные куплеты с припевами, от которых испытываешь фриссон. Ностальгически возникающие образы из памяти. Участие в создании вокальных линий самого маэстро Грэга Чендлера, оказавшегося рядом с музыкантами из (Echo) совсем неслучайно, а в процессе продюссирования и мастеринга отдельных их работ, ему доверенных. Такие строки мне хотелось написать после выступления (Echo) и я имею право их написать в качестве рецензии к какому-нибудь их альбому. Но о живом выступлении я могу сказать следующее: не лучшим образом отстроенный звук (наверное, самым худшим образом отстроенный звук в сравнении с другими группами), тонущие гитары, мелодии которых было сложно улавливать уже подуставшему уху, совсем не выразительный вокал, который не вытягивал и половины того, что вытягивает в студии. Вот тебе и разница между студийной работой, где всё, что не дотянул, вытянут, всё, что не доиграл, доиграют, и живыми выступлениями, где «помочь» может разве что «фанера». Хорошо хоть без неё обошлось.

thenighttimeproject. Супер-группа, состоящая из экс-участников Katatonia, October Tide и Letters From The Colony. От таких имён уже по умолчанию ждёшь чего-то особенного. Но чего-то особенного с их выступлением не случилось. Нет, всё было хорошо и на уровне, но, как и в случае с (EchO), в студии «Ночной проект» звучит качественнее и интереснее, нежели живьём. На сцене музыканты выдали этакое продолжение лучших идей поздней Кататонии – что-то в духе «Vive Emptiness» и «Last Fair Deal Gone Down». Но нельзя сказать, что творчество шведов настолько однородно и вторично, нет. Кроме этакого Кататоничного пост-дума на сцене были исполнены околопрогрессивные вещи а-ля Soen, а также композиции, напоминающие облегчённые версии песенок Trees of Eternity с мужским вокалом (к слову, Фредерик и там поучаствовал). В качестве лучшей черты thenighttimeproject можно назвать вокал, красивый и мягкий, с редкими вкраплениями харша, который и вживую сумел пробраться в нутро и поколебать ниточки души нежными вибрациями. Меланхоличное и в меру хитовое выступление, которое я до его начала позиционировал как тот самый катарсис, которым должен был разразиться Doom Over Kiyv, оказалось чуточку хуже, чем я ждал.

October Tide. Группой вечера стали уже посещавшие в 2016 году DOK шведы October Tide. Несмотря на бабье лето, пришедшее в Киев, тёплую и солнечную погоду, хит «12 Days of Rain» сыгран был! И даже смог вызвать задумчивую меланхолию, хоть дождём на улице и не пахло. Настоящую атмосферу дума разряжал яркий и подвижный фронтмен Александр Хёгбом с агрессивно торчащей из-под штанов резинкой трусов, улыбающийся и веселящийся, общающийся с публикой и совсем не выглядящий несчастным интровертом, как это полагается настоящему думстеру. Исполнение части одной из композиций даже было отдано фанату в первом ряду, который не подкачал и проревел доверенные ему строки без запинки. И вот он спрашивает: «Киев, вы счастливы?», на что публика реагирует положительно и лишь некоторые, понимая фишку, кричат в ответ «Нет!». И тогда Александр с широкой улыбкой произносит: «Мы здесь для того, чтобы вы загрустили». Но всё это, да простят меня адепты стиля, ничуть не портило выступление коллектива и, вкупе с хорошим сетом, включавшим различные периоды творчества банды, а также стопроцентные хиты, отдачей публики и контактом с этой самой публикой со стороны музыкантов, стало отличным завершением одиннадцатого киевского фестиваля самой печальной музыки.

Мероприятие выдалось на славу, за что стоит сказать спасибо публике, среди которой были и знакомые белорусские лица, за искренне горячий приём как хэдлайнеров, так и банд-открывашек. Спасибо самим музыкантам, которые своей добротой и дружелюбием развеивают стереотип о злых брутальных дядьках-наркоманах-самоубийцах-алкоголиках. Далеко на всякого музыканта можно увидеть свободно болтающимся по залу и ни кому не отказывающим в фотографии, автографе или беседе. И, конечно же, спасибо команде организаторов за действительно из года в год отличную и чёткую организацию, четчайшие привозы и нескончаемый энтузиазм. На такой фестиваль не лень и десяток часов в автобусе потрястись! Ждём следующих Doom Over Kyiv, с ещё более крутыми бандами и, желательно, без перерывов.

Текст: T-MAC

Фото: Камилла Левандовска

DSC_3730
DSC_3748
DSC_3777
DSC_3789
DSC_3807
DSC_3834
DSC_3853
DSC_3876
DSC_3901
DSC_3932
DSC_3935
DSC_3954
DSC_3980
DSC_3996
DSC_4020
DSC_4023
DSC_4033
DSC_4037
DSC_4068
DSC_4084
DSC_4095
DSC_4104
DSC_4112
DSC_4114
DSC_4127
DSC_4193
DSC_4200
DSC_4213
DSC_4219
DSC_4231
DSC_4255
DSC_4269
DSC_4272
DSC_4302
DSC_4357
DSC_4373
DSC_4407
DSC_4412
DSC_4439
DSC_4449
DSC_4491