Пришло время создавать новых богов и сбрасывать с парохода современности сложившиеся каноны жанров – это едва ли не лозунг «продвинутого» метала новой волны, и с этой точки отсчета – и невозврата – начинается свободное падение в открытый космос запредельных возможностей и пограничных экспериментов. Главное – ухватиться за свою самобытность и держаться крепко под нескончаемым потоком бесцветных самокопий и тусклых последователей модного течения.
И сегодня наступает тот миг, когда цепляться за реальность уже бесполезно, если твой радар поймал частоту Downfall of Gaia. Физические показатели перед полетом: пульс замедляется, организм забывает, как дышать, и ты весь целиком до кончиков дрожащих пальцев ждешь свой первый шаг в невесомость. Как немцы говорили в одном интервью, музыка нуждается в темноте, а их музыка идеально вписывается в интимное пространство клуба, создавая между публикой и артистами таинственное марево междусобойности. Надо сказать, что Downfall of Gaia пребывают на сцене в особом состоянии, используя пиво как реактивное топливо и вводя себя в транс своими же растянутыми, раскатанными мелодиями, репетативными постметальными риффами и вязкой агрессией блэка, пока всех нас в этом сжатом пространстве не начинает укачивать на атмосферной музыкальной радиоволне. Сначала надо приноровиться, притерпеться, но, уже поймав частоту Downfall of Gaia, ты наслаждаешься тем самым пространством между минутной и секундной стрелкой, когда мозг зависает, притупляются чувства и звук накрывает тебя с головой. Барабаны эхом отдаются на коже, интенсивные гитарные вибрации мешают стылому, грубому вокалу прорываться сквозь эти почти непроницаемые преграды, а нервы, уловив заданную хедлайнерами амплитуду, расшатываются до предела. Downfall of Gaia – это эффект отсутствия, при том что они присутствуют, правда, не на уровне мыслей, ведь их мысли с самого начала очень далеки от настоящего момента (наверное, потерялись где-то в межгалактическом пространстве), но на уровне исполнения. Удивительно, как из резкого, битого неокрастового звучания в начале пути можно было сложить такую мелодичную историю к нынешнему времени, но вживую это оказалось и впрямь катастрофически красиво.
Чего не скажешь про Схизму и Pineblood.
Схизма – это смесь булькающего сладжа и заунывного дума. Интересные ребята (я было подумала, это модные панки клубом ошиблись) исполняют две не очень интересные песни, подавая материал совершенно отрешенно, будто отгораживаясь от слушателей невидимым забором. Поэтому понять, что они из себя представляют, да еще и за пару песен, решительно невозможно. Может, потом удивили бы, может, скатились в однообразие. Кстати, я считаю, на фишках с приглашенными певицами далеко не уедешь, то есть пару раз это, конечно, сработает, но дальше надо придумывать что-то другое, а лучше – делать свою музыку самодостаточной. Но в целом, при должной доработке могло бы выйти очень неплохо, эдакий минималистичный современный сладж…
С Pineblood же, наоборот, все предельно понятно: это типичный «гаражный» блэк-панк (или панк-блэк) с неразборчивым вокалом. На него с какой стороны ни посмотри, везде одно и то же. Для панка недостаточно крышесносно, для блэка не хватает внушительности. Своих прикольных сценических фишечек нет (едва ли ароматерапию с запахом церкви можно назвать «фишечкой»), взаимодействия с публикой тоже не хватает. А ведь можно было бы и оторваться под легкомысленный диковатый тяжеляк, если бы не так все оказалось предсказуемо и скучно.
Ну а Challenger Deep, как всегда, доводят до эмоциональной атрофии своей психопатической эйфорией на фоне дерганых жестких мелодий. Рвущаяся, как швы между нормальностью и истерией, музыка Challenger Deep напоминает взрывоопасный баллон, который встряхнул кто-то совсем отчаявшийся. И вот уже в сумасшедшем красном свете чудятся сирены и неотложка, и вокалисту словно бы плохо и прекрасно одновременно, и тебе очень больно слушать образцово-показательный постметал, но ни для кого не секрет, что с Challenger Deep боль уже давно доставляет особое запретное удовольствие.
В общем, этот концерт – ода новой волне и отражение новых веяний. По-моему, постметал в очередной раз доказал, что он уже отвоевал свою нишу и нашел своих слушателей. Быть может, пора бы уже начинать приобщаться и менять предосудительное отношение к такого рода музыке на более положительное?
Фото: Viktar Takunou
Текст: Ольга Пилипчук