Между добром и злом: Halloween в Брюгге 2020

Между добром и злом: Halloween в Брюгге 2020



Несмотря на то, что 31 октября «Брюгге» стал главным — и, увы, единственным — в связи с закрытием клуба “Berlin” местом паломничества для многоликой белорусской нечисти, нежити и нехристи, самый большой ужас в тот вечер отчего-то вызывала военная форма. Правда, «разведчиков из МИ-6». Утомленные концертной голодовкой, мертвые невесты, смерти с косой, зомби, феи, утопленники и другие интересные персонажи обособились на несколько часов от неуравновешенного и больного мира внутри четырехугольника клубной площадки и образовали островок стабильного потустороннего празднования – с конкурсами, призами, танцевальными перфомансами, фотозонами и этим вот всем – совершенно нормальная вечеринка для обыкновенных нелюдей.

По задумке организаторов все собравшиеся оказались на перекрестке света и тьмы и должны были выбрать сторону, но похоже, что на сторону света перешел только ведущий и группа Newlevel. Очаровательная вокалистка Инга на празднике смерти была живее всех живых. Экспрессивной мимикой и пружинящей энергией она уверенно сместила тьму со сцены. В репертуаре Newlevel отчетливо видны инкрустации инородных жанров и отпечатки разных прогрессивных веяний, которые накладываются на подачу материала и просвечивают сквозь образ самой группы и ее альтернативное видение тяжелой музыки. Такой вот будоражащий, активный, тяжелый концентрат ню-/грув-метала в начале вечера выглядел на удивление не диковинно, а вполне к лицу разгорающемуся мероприятию, и сет группы (включающий «актуальные песни о ребятах в форме») прошелся по ушам слушателей как по накатанной, как по маслу, подливая его в огонь бесовских костров предстоящих коллективов.

В перерывах между выступлениями добро сражалось со злом на конкурсах, внушительный силач Кирилл Шимко гнул сковородки и сердечки из железок, а древо познания превратилось в древо для фотосессий. Было также много фольклорщины, причем не только музыкальной, но и зрелищной. Например, большим удовольствием было созерцать изящную, гипнотизирующую, магнетически-трансовую этнопластику белорусских шаманок со спецэффектами в виде дыма и огня или битвы суровых шотландских воинов.

Посмотреть на почти легендарных “Evthanazia”, старейшую действующую дэт-метал-группу Беларуси, стеклось еще больше сверхъестественных существ. Неизвестно, привлекли их загадочные постапокалиптические костюмы, самодостаточный артистизм фронтмена и его весомый, но не перетягивающий на себя чашу музыкальных весов вокал или чарующе-мелодичные гитарные пассажи, а может, все вместе. Так или иначе, в исполняемом ими дэт-метале абсолютно точно куда больше мелодии, чем смерти. Профессионализм просвечивает даже сквозь прожекторы сцены и выгодно оттеняется изобретательным стимпанковым антуражем, внятная артикуляция гитар искусно перемежается с эпическим экстрим-вокалом… Настоящее, в общем, безумие, поддаваться которому — одно удовольствие.

И безумие нагнеталось с каждой следующей группой. Among Your Gods сменили тональность на более мрачную. Выразительные техничные запилы вкупе с нептуническим рыком харизматичной вокалистки Алины (девушки с резиновыми легкими!) подогрели аудиторию до активного бурления и слэмового столпотворения. Под качественный, ровный мелодичный дэт-метал Among Your Gods очень удобно отрываться и выключать контроль, главное при этом — не потерять голову из-за чрезмерно энергичного хедбэнгинга. Вроде бы ничего из ряда вон, но голова сама качается в ритм скоростным гитарным залпам. В недавнем интервью музыканты признались, что в шутку называют свою музыку БДСМ-металом, но практика показала, что спекуляция эпатажем группе не присуща — по крайней мере, на сцене. А постоянные заигрывания с болью и тьмой — это уже сродни обыденности среди метал-групп, этим не шокируешь. (В отличие от провокационного финала выступления с участием людей в черных масках.)

Дальше — еще любопытнее. Экспериментальные металисты из Plemя (афиша утверждает, что это трайбл-метал, скрещивающий различные поджанры метала с этнической музыкой народов мира) представили гремучую смесь постапокалиптических образов неведомых киберчудовищ и элементов фолка. А костюмы — как всегда, высший пилотаж, наверняка можно скреативить целую метал-оперу, если разобраться в их почти чересчурном своеобразии и понять, какой эстетикой они оперируют. А может, они когда-нибудь сами помогут нам расшифровать свой культурный код. Plemя балансируют на границе между брутальностью фантастики и первобытности, сохраняя гармонию во многом благодаря привлечению интересных инструментов (разнообразные флейты, джембе) — одним словом, такой исключительно необычный музыкальный перфоманс был как нельзя кстати на хэллоуинском маскараде.

Барно-вечериночная атмосфера ближе к концу вечера окончательно улетучилась только с наступлением полнолуния на экране сцены и пробуждением Dymna Lotva от вечного сна в карантинном уединении. Как известно, нетленная классика типа «Носферату, симфония ужаса» никогда не разложится под влиянием времени. Возможно, именно поэтому мистический образ Екатерины Манкевич, бессменной лидерши Dymna Lotva, в этот раз так напомнил персонажа графа Орлока из фильма Ф. В. Мурнау. Фольклорные демонические мотивы, выросшие из загробного мрака и восставшие в наш общий сверхъестественный полумрак, окропились кровью, вплелись в скорбно-надрывное пение и темную материю гитарного колдовства, чтобы поколебать мировой баланс света и тьмы и смешать белые звезды с черным небом. Знакомые мрачно-меланхоличные мелодии и замедляющийся и набирающий громовые высоты вокал, запредельный, нездешний, вскрывающий опростанную душу нараспашку, в этот раз погреб под собой всех живых и неживых и не оставил после себя никого.

 

Сейчас границы между светом и тьмой как никогда отчетливы, и главное — выбрать правильную сторону и объединиться, чтобы сохранить вселенское равновесие и не дать подступающей темноте победить. Спасибо всем причастным к темной магии долгожданного хэллоуинского вечера за возможность послушать музыку по ту сторону реки!

Текст: Ольга Пилипчук