"Залечь на дно в Брюгге" — YLVA, E-L-R, Amenra в Минске

"Залечь на дно в Брюгге" — YLVA, E-L-R, Amenra в Минске



При словах «вчера у нас был сладж» рефлекторно начинаешь завидовать самому себе, а после того, как восстанавливаешь в памяти, как этот сладж проходил, звучал и выглядел, фриссон завладевает телом с такой силой, что начинает трясти от удовольствия, кое хоть потихоньку и популяризуется в нас в стране, но всё равно уступает в распространённости другим стилистикам. Да оно, наверное, и к лучшему. Такая форма музыки должна оставаться особенным событием, нечастым и оттого вдвойне ожидаемым. А если поподробней, то в этот день адепты атмосферной музыки ждали гостей из Белгии, Швейцарии и Австралии – соответственно Amenra, E-L-R и YLVA. Естественно, больше первых, чуть меньше вторых (хотя при знакомстве с пока одним-единственным альбомом он «от и до» оказался сплошным шедевром), а с третьими готовы были познакомиться. 

Вулканический взлёт пост- и сладж-музыки был незабываемым и ярким, когда целые колонны страждущих своей отдушины в андеграунде забурились в стабильно мрачное настроение, смазано-гудящее звучание и мелькающие картинки на простынях экранов за сценой.


Очень чётко по времени, в 19 часов 10 минут на сцену вышли два гитариста, басист и драммер – последние два – крайне колоритно выглядящие лысые бородатые австралийские лесорубы, покрытые татуировками чуть больше, чем полностью. Народ очень настороженно смотрел на расставляющихся по сцене музыкантов, наверное, очень мало кому знакомых. Австралийцы, как оказалось, играют пост/сладж метал (что вовсе не удивительно). Играют очень знатно, с экспрессией, с напором, медленно и тяжело, тягуче и жирно, терпеливо ведя к переломному моменту таинственного опыта с дозой сдержанной агрессии. Первая же песенка с единственного альбома «Meta», выпущенном в 2017 году, вдарила с настолько мощной силой, что уже с самого начала изрядно заполненный зал остолбенел, почти никто не двигался и смотрел, практически не шевеля головами. На минуту даже создалось впечатление, что музыкантов это сбило с толку. Но «Брюгге» не спал, а лишь задумчиво вкушал композиции, какие бы они не были, монотонные ли, когда примитивный гитарный рифф повторяется добрых несколько минут никак не прогрессируя, агрессивные ли, когда вокалист, вжимаясь в микрофонную стойку, яростно изливал плотный харш, пытаясь докричаться до последнего стоящего в зале. Энергетика музыкантов циркулировала по сцене, эффектно выливаясь в двигательную деятельность лесоруба с бас-гитарой и фронтмена, но разбивалась о невидимую преграду в зал, рикошетя обратно. В таких случаях стоит ожидать порчи оборудования, самоистязаний и других изысков. Обошлось. Хотя нет, бас-гитаре всё же немного в конце досталось.


Далее нам был подан годный пост-метал с примесью шугейза, прилетевший из страны, состоящей наполовину из часов и наполовину из сыра. Вот где-то промеж этих половинок затесались E-L-R. На сцену вышли две дамы, взявшиеся за инструменты, один мужчина, севший за установку, все они сделали звук как можно громче, оставили всё фонящее как есть, придали сцене весенний антураж, украсив её букетиками полевых цветов и свечками, и подали нам в зал немного романтичную, мелодичную и рефлексивную музыку, с неким привкусом магии. Это были песенки, в которых перемешались пост и сладж, шугейз и снова пост, чередующиеся скоростные риффы и задумчивые думовые проигрыши, пропитанные непостижимой для столь малого количества музыкантов мощью и энергетикой, одновременно вязкие и воздушные, сжимающие спазмами брюхо и, казалось бы, ещё несколько дополнительных минут выступления, и цветы начнут расти даже из барной стойки. Народ сначала заинтересованно втягивался, но чистый, правда очень-очень плохо слышимый у сцены вокал, пронзающая стена звука, и вот уже половина зала зомбировано покачивается в такт гипнотическим мотивам, объединённая меж собой энергией девушек. Казалось бы, сколько нужно, чтобы наэлектризовать пространство одновременно и тьмой, и светом, ан нет, достаточно всего-то выступить группе E-L-R – и зал уже в трансе, уже на мессе, основная часть которой ещё не настала. Помимо этого, для доставки ассоциативного ряда прямо в мозг на заднике сцены демонстрировалась вроде бы как обложка единственного альбома банды «Mænad» с некой лесной нимфой. Это было технически чистое выступление, очаровывающее своей атмосферой и преобладающим красным освещением. Уверен, что многие ещё долго приспосабливались к ощущением, подаренным этой музыкой, и будут держать выступление в особом месте своего сердца. Единственно, за что приходилось жалеть, повторюсь, - это за звук, который был очень смазанным, а вокал так и вообще тонул, создавая впечатление, что это и вовсе инструментальный сет.


Гости из Белгии были самыми ожидаемыми. Это и так было очевидно, но подтвердилось и уровнем плотности тел на единицу площадки. Люди сбивались в кучи в ожиданиях мессы. И месса началась незаметно. Вроде бы только расставлялось и настраивалось необходимое оборудование, и тут почти кромешная темнота и звуки ударов друг о друга металлических предметов. Таинство началось. Лязганье металла продолжается, к нему подключается приглушённая нагнетающая обстановку гитара и… взрыв. Атомный взрыв. Взрыв такой силы, что было бы неудивительно, если бы взрывной волной людей разбросало по залу и поприжимало к стенам, а затем, монолитным звуковым шквалом, к полу, вдавливая в него с невероятной силой, прямо лицом, так, что, казалось, сейчас потрескаются и выпадут зубы. Приберегая силы к хедлайнерам вечера, публика пустилась в лютейший слэм, такой, что, в условиях повышенной плотности, доставалось даже обычно обезопасившим себя у сцены. Толпа, обезумев от вида музыкантов, неистовствовала. Каждый был частью ритуала, и каждый его проводил по-своему: кто-то бездумно мясился в толпе, кто-то корчился и извивался в конвульсиях, напрягая каждый мускул своего тела, кто-то мученически зарывался лицом в парапет у сцены, кто-то мерно качал головой и телом. Но, как мне кажется, никто не стоял просто так. Каждый стал частью действа, чего-то большего, чем просто выступление, чего-то большего, чем просто присутствие на концерте. Не обошлось и без казусов. Не совсем уместные стэйдждайверы – это ещё полбеды, но вываливающийся на сцену чел, падающий в ноги к Колину и путающийся в шнуре от его микрофона – за это можно было и главным героем жертвоприношения стать, к тому же обстановка благоприятствующая. Amenra звучали раза в три мощней, чем две предыдущие банды вместе взятые. Каждая нота гитаристов и басиста катилась кристально чистым грохотом по залу, на фоне чего даже ударник умудрялся порой теряться, вливаясь в общую массу звука. Идущий откуда из глубины души, эмоциональный, будто бы последний в жизни крик Колина заставлял волосы на всём теле приподниматься. После чуть больше часа выступления бельгийцы так же внезапно завершили свой сет и быстро удалились со сцены. Amenra, завоевавшие свою нишу стиля, оказались точно такими, какими и должны были по ровным, погруженным в себя и прессующим пластинкам. Звание одной из самых атмосферных и мрачных групп Европы, почти без света, с кучей танцующих теней под ревущий, намеренно грязный и громкий саунд, делающий нас ниже ростом, официально подтверждено теперь и в Беларуси.


Мини-фест, продемонстрировавший сладж и пост с разных его сторон и со всеми примесями и показавший, что и эти жанры в своих рамках могут быть совсем разными, оказался более чем удачным. Скорее всего, 15 ноября мы лицезрели один из лучших концертов уходящего года, и лучший концерт осени, в котором все три участвовавшие банды поставили свою жирнющую точку над «i». Надеемся, что WakeUp! Agency не прекратит радовать нас, любителей атмосферной музыки, подобными привозами.


Фото: Сергей "petrowitcher" Гагулин
Фото сет-листа
: Камилла Левандовска
Текст: Кирилл "T-MAC" Мартинович

DSC_0001
DSC_0002
DSC_0003
DSC_0004
DSC_0005
DSC_0006
DSC_0007
DSC_0008
DSC_0009
DSC_0010
DSC_0011
DSC_0012
DSC_0013
DSC_0014
DSC_0015
DSC_0016
DSC_0017
DSC_0019
DSC_0020
DSC_0021
DSC_0022
DSC_0023
DSC_0024
DSC_0025
DSC_0026
DSC_0027
DSC_0028
DSC_0029
DSC_0030
DSC_0031
DSC_0032
DSC_0033
DSC_0034