Ставший традиционным фестиваль «Калядны фэст» 25 декабря в десятый раз прогремел в клубе «Репаблик». Праздничный выходной день, приправленный хорошим гигом – отличная возможность отдохнуть от рутины и работы!
Изначально казалось, что людей будет не так много, как хотелось бы, однако уже спустя пару десятков минут, проведённых в самом клубе, стало понятно, что народ собрался в достаточном количестве. Мерча всяческого хватало с головой, в холле во время всего вечера исполнял народные песни вокальный девичий квинтет, у которого постоянно находились слушатели.
Расстроила лишь "гардеробная политика", при которой верхнюю одежду (зимой, когда без неё на концерт никак не придёшь!) можно сдать в гардероб лишь за деньги, как и сумки/портфели.
После небольшой вступительной речи от отца-основателя фестиваля и по совместительству музыканта коллектива «Стары Ольса» Дмитрия Сосновского, а также вокального разогрева парочкой колядных песен от Школы традиционного искусства и традиционных песен Виктории Михно, сцену вышли зажигать в качестве открывающей группы ребята (и девчата) из «Адарвірог». Сразу же удивило разнообразие используемых инструментов. Тут вам и мандолина, и бузуки, и колёсная лира, и скрипка (на которой играла очаровательная Каролиной Носко). Фронтмен Леонид Жигунов раскачивал зал то своим флоу, перевоплощаясь в средневекового рэпера, то мощным кавером на безумную «Right Now» авторства «Korn». Да и просто радовал своим позитивом и бодростью духа. Звук был не то чтобы отличный, но вполне разборчивый, что не могло не радовать. И хоть и программа группы была совсем небольшой, музыканты заработали повышенный интерес публики к себе. По сравнению с другими выступлениями этой команды, в этот раз ребята продемонстрировали значительно увеличившийся сценический опыт. Теперь сет выглядит бурно и динамично. Общение с публикой, отличное поведение на сцене – всё это подтолкнуло зал реагировать на группу ещё горячее. После такого приёма можно с уверенностью сказать: «Адарвірог» здесь любят.
Чуть снизил двигательную активность публики, но не внимание, сосредоточенное на сцене, театр старинной культуры «Яварына». Харизматичный духовик-волынщик Дмитрий Шуманский, разодетый в атласный алый наряд, привлекал к себе во время выступления основное внимание публики. Руководитель театра Маргарита Кубенкевич с барабаном выступала чуть сбоку от мужчин и смотрелась с таким инструментом как минимум необычно (в хорошем смысле этого слова), а играющий на бузуки бородач всё выступление выглядел наиболее позитвным членом команды. Стилистически группа исполняет музыку белорусского и европейского Средневековья, а также эпохи Ренессанса. Музыка группы -- на любителя, хотя выступили неплохо.
Следующими на очереди ожидались местные тролли из «Trollwald». И под сценический свет, который был чётко отстроен, погружая сцену в желтовато-синюю тьму при спокойном течении песен и сверкая лампами на убыстрениях, вышли музыканты: барабанщик Георгий Булда, гитаристы Евгений Медведский и Павел Аленчик, басист Павел Дармель в футболке «Wacken 2014», играющий на духовых инструментах Алесь Чумаков, являющийся и музыкантом «Стары Ольса», клавишник Андрей Горчаков и, конечно же, небезызвестный фронтмен Андрей Апанович в майке «Dzieciuki», к которому были прикованы взоры публики, в особенности женской части аудитории. Как обычно, Андрей излучал открытость, добродушие и белорусскую харизму. Вживую, с идеально отстроенным звуком, при хорошей поддержке зала белорусский фолк-метал этих до того кажущихся серыми и невзрачными (из-за блеклого EP) ребят неожиданно заиграл красками, получился задорным и по-настоящему красивым. Ни о какой статичности музыкантов не было и речи. И больше всех зажигал Апанович. В перерывах между вокалированием он периодически начинал отрываться на сцене, то подпрыгивая и заставляя зал скакать вместе с группой, то устраивая лютый хэдбэнгинг. С удивлением отметили, что внезапно на «Trollwald» вырос настоящий слэм, по энергетике даже более мощный, чем музыка этой команды. Во время выступления музыканты исполнили ряд ещё неизданных песен с готовящегося дебютного альбома. Время сета пролетело совершенно незаметно, и (как показалось) вскоре белорусские тролли удалились со сцены, чтобы уступить место следующей команде.
После "Тролльвальдов" на сцену вышли наши именитые медиевал-земляки "Стары Ольса", интервью с фронтменом которых недавно вышло на MetalHeads.By. Уверенно приняв на себя ответственность за танцевальное и душевное состояние собравшихся, они не разочаровали поклонников. Народа в зале было немало, потому плясок особо не вышло, но хороводы через весь зал водили от души. Поскольку танцы-пляски всё же рвались из сердец собравшихся, каждый отрывался как мог. Кто-то просто раскачивался в такт музыке и тихо напевал любимые песни, кто-то скакал на месте. Ну а завершилось выступление "Стары Ольса" уже не впервые слышанным вживую "средневековым кавером" на известный хит AC/DC "Highway To Hell".
Следующей должна была выступать знаменитая группа "Палац", но почему-то вместо них на сцене оказались PAWA. Сперва все подумали, что коллективы просто поменялись местами, но в дальнейшем появилась информация, что фронтмен "Палаца", Олег Хоменко, попал накануне вечером в больницу. Причины не оглашаются, однако известно, что Олега уже выписали из медучреждения.
Электронщики PAWA на фоне более "традиционных" медиевалов и фолк-металистов воспринимались довольно непривычно, хотя бодрые ритмы композиций повергали в пляс независимо от звучания. Музыка у ребят интересная, запоминающаяся подходом к аранжировкам и звуку, всяческими электронными фишками и общей фолк-направленностью. Эксперимент, достойный права на жизнь, но нуждающийся в популяризации и продвижении. Главная заслуга коллектива в этот вечер - в том, что не позволили снизить градус накала страстей в зале и не распугали честной народ. Правда, и не зажгли зрителей сильнее, чем предыдущие команды.
Хэдлайнеры феста «Gods Tower» вышли к целиком наполненному залу, который взорвался приветственными криками и воплями. Ещё бы, как можно не хотеть слушать вживую группу, которая своим творчеством породила более половины современного славянского пэган-метала, даже таковым не являясь изначально. Начало выступления, честно говоря, было очень слабое даже с учётом старенькой «Seven Rains of Fire». Этому свидетельствовал и подбор стартовых композиций. Но, начиная где-то с середины сета все вокальные казусы уходят со сцены в небытие, публику захватывает эйфория, музыкальный экстаз, от которого многие не могли сдержать эмоций, рвущихся через глотку и все конечности. Публику просто разрывало на части от уносящей куда-то в параллельную вселенную мелодии «Twilight Sun». Энергетика передалась и на сцену, сам Лесли ожил, воскрес его характерный рёв, теперь уже попадающий в ноты и вдохновенно дарящий нам песни с великолепных «The Eerie» и «The Turns». Слова текстов композиций, особенно в третий раз упоминаемой «Twilight Sun», «Rising Arrows», а также исполненной на бис «Evil», рвутся из уст криком уже совершенно неосознанным. А самого Лесли эмоции захватывают всё сильнее. Певческие способности зала перекрыли неуместный на «Gods Tower» слэм, что, несомненно, порадовало музыкантов. Не каждая команда способна завоевать такой приём и любовь. Да еще и с учётом невзрачной первой половины выступления.
После завершающих композиций от чарующей "Башни Богов" собравшийся народ ещё долго не хотел расходиться, люди активно обсуждали как отдельные моменты выступлений, так и организацию всего мероприятия в целом.
А за предоставленные аккредитации мы благодарим Виталия Супрановича и Марыю Рагалевіч!
P.S.: Фотогалерея и дополнительные фото появятся несколько позже, следите за обновлениями!
Текст: Johnny Willson и T-MAC McCgrady
Фото: Мелисса Шварц