Представленная выше подслушанная фраза, (произнесенная с гипертрофированным сарказмом) и есть олицетворение темы, на которую дискутировал даже самый ленивый посетитель фестиваля KILKIM ŽAIBU 2017. Одинаково искренние проклятия неслись в адрес подвыпившего Перуна от костариканцев до финнов. По уверениям бывалых «килкимжайбевцев» такой дрянной ситуации еще никогда не было. Могло быть пекло, мог быть холод, да - мог лить дождь, но в меру, а не три дня подряд с легкими перерывами на передых. Казалось, приехавший на фест народ смог ознакомиться со всеми разновидностями небесных влагоизвержений. Раз за разом неформалы, облаченные в дождевики и превратившиеся в разноцветных человечков (иногда с кроликом Bugs Bunny или другой не менее позитивной картинкой на спине), в надежде на лучшее чекали прогноз погоды с разных сайтов. Каждый день звучали слова: «Ну куда уж хуже?!». Однако следующий день доказывал и показывал, что есть куда. Как итог в последний фестивальный день ты уже не слышал стука капель о свой дождевик. Потому что привык. Привык к периодическим злым порывам ветра со всех фронтов. Привык месить мокрый пляжный песок (к слову, наличие песка смягчало ситуацию – всяко приятнее привычной нам грязи; хотя той тоже хватало, но не между сценами, а чуть дальше к кэмпингу) не менее мокрыми кедами и не ощущать, как промерзли ноги. Находились и герои, которые в независимости от температуры шлепали по земле босыми ногами и, судя по всему, чувствовали себя неплохо, находились и счастливые обладатели резиновых сапог, голенища которых были плотно примотаны скотчем к икрам ног. Человек, он на то и человек, чтобы приспосабливаться. Еще бы дня два таких условий и реакция была бы: «Не ну а что? Нормальная вполне себе такая погодка». О причудах природы можно было бы написать еще массу всевозможных слов, но кто сейчас любит читать опусы? Тем более про погоду. Поэтому перейдем к другим запомнившимся моментам фестиваля, стараясь придерживаться формата кратких хроник. KILKIM ŽAIBU (как, впрочем, и многие другие фестивали) – мероприятие в основном посещаемое одними и теми же людьми – «постояльцами». Но, естественно, находится и небольшой процент, добравшийся сюда впервые, перед которым накануне возникает стандартный набор вопросов. Итак.
Как доехать? Добраться до фестиваля можно как своим ходом (своим авто/ на оленях/ с пересадками/ делая крюк) через Варняй, находящийся в трех километрах от проведения. Так и фестивальным автобусом, отбывающим из Вильнюса (и заезжающего в Каунас), который прямым рейсом за разумную плату домчит тебя до площадки KILKIM ŽAIBU. Кроме безгеморройного трансфера твоей тушки нельзя не отметить и саму атмосферу. Если ты зашел в салон автобуса незнакомцем, то велика вероятность, что выйдешь из него уже побратавшимся как минимум с половиной пассажиров. В редком фестивальном транспорте можно увидеть орга, предлагающего и разносящего по салону домашнюю пиццу просто так.В этом – можно. Небольшая оговорочка – поездка подразумевается двусторонняя: то есть если ты не ехал на фест данным бусом – сильно не надейся, что удастся им воспользоваться для обратного пути. Гипотетически.
Где жить/есть/пить? В самом Варняе жилье найти проблематично, ближайшие отели – в населенных пунктах за 23 – 30 километров с достаточно сомнительным транспортным сообщением (при отсутствии собственного авто). Большинство народу живет в кэмпинге. Тот, в свою очередь, относится к территории фестиваля, поэтому проносить свою еду через КПП можно, а вот бухлишко – в опале. Гипотетически. Прайс фестивального же алкоголя здесь от 2,5 евро. Что касается общепита, то кроме своих стратегических запасов (которые можно пополнить и в ближайшем варняйском магазине (в сорокаминутной шаговой доступности)) насытиться горячей и довольно разнообразной пищей более чем возможно и доступно по прайсу. Нет, фест не ломится от нескончаемых рядов с кухней всего мира. Но он и не претендует на звание мега-крупного фестиваля, поэтому количество «едальных» точек (а их здесь около десяти) вполне способны прокормить прибывших. Нет недостатка и в «пристани» для пятой точки: лавки, столы, крытый крышей бар/кафе – всё в наличии. В связи с обнаглевшим дождем, немного не хватало навесов на открытых локациях. Но … кто ж знал?
Мерч. Его хотелось бы чуть больше. Да, не спорю – кто ищет, тот и молодец. Но мерча «for girls» (как привезенного выступающими группами, так и в общей массе выставленного на маркете), признаться, мне не удалось даже увидеть. Правда, возможно, все дело в большой рыцарской семье, где забралами не щелкают.
Деликатная и не менее важная тема – уборные. Они не бросаются в глаза, и, кажется, что их количество скромное, но на деле это абсолютно не так, ибо очередей рядом с туалетами наблюдать не довелось (а, думаю, для многих посетителей наших местных «рокзабобровых» такое отсутствие – это нонсенс).
Человеку свойственно обращать внимание на мелочи – очень порадовало цветовое решение браслетов фестиваля, «пресски» же вдобавок еще и удивили. Первый раз сталкиваюсь не с привычной ламинированной картонкой, а с фигурной выпиленной деревянной «пайцзой».
Не менее удивили персоны, исполняющие роль охраны. Необычно увидеть перед собой не шкафоподобного человека с соответствующим выражением (или, скорее, его отсутствием) лица, а «сотрудника» MC в жилете своих цветов. Подмигивающего, улыбающегося, поддерживающего музыку, звучащую на сцене.
Отдельное слово об организации: тот случай, когда будучи обычным смертным, ты ощущаешь каково это – почувствовать себя рок-звездой. Возможно, статус прессы здесь действительно выше того, к которому привыкли мы в своих реалиях (а, возможно, дело и не в этом), но я с трудом вспомню пример схожей, не побоюсь этого слова, заботы со стороны литовских организаторов.
Публика. В меру многочисленная. В меру доброжелательная без навязчивой приторности. Как и на большинстве подобных «человеческих собраниях» тут нет проблемы подойти и заговорить на любые темы с незнакомым человеком. Что касается дефицита с бескультурьем – он также присутствует. Но даже если привелось столкнуться с быдлом, то его можно аккуратненько обойти и тем самым пресечь эмоциональный конфликт.
За несколько часов до прибытия на площадку меня запугали наличием на ней большого количества детей. Но опасения были ложными. Большинство присутствующих здесь маленьких людей – это отпрыски викингов, гармонично сливающиеся с остальной публикой. К слову, викинги, кучкуются лагерем в нескольких разбросанных точках территории, предлагая различные потехи для проверки силушки богатырской. Поэтому искать их (и викингов, и потехи) стоит внимательнее – кого-то можно и не углядеть. Но ты точно не пройдешь мимо шумного викинг-футбола и рыцарской бойки. Правда, в этот раз часть турниров по причине погодных условий все же отменили.
Еще одни живые существа, которых в избытке можно найти на фесте, это собаки. Настоящих собачьих пород. Среди которых самой маленькой является, наверно, спаниель. Эти красавцы вполне комфортно и неагрессивно чувствуют себя среди толпы, правда, не отбегая далеко от хозяев.
На ком хотелось бы остановить внимание из выступающих музыкантов? Первый день посвящен сугубо folk музыке. Навряд ли, когда для тебя «боги» 18-го KILKIM ŽAIBU это Archgoat, Valkyrja и Mgła, можно судить о folk-коллективах. Однако все же оставили очень приятное впечатление девушки из Obelija, благодаря запоминающемуся многоголосию вкупе с хрупкой изящностью.
Герои многих присутствующих – Skyforger, представившие в этом году исключительно folk- программу, смогли заставить загнанную городской суетой нервную систему, наконец, расслабиться. Выйти на берег чудного озера и до приятного холодка прочувствовать, как мужское a cappella, оседлав волну за волной, захватывает всю поверхность Lūksto. Будто являешься частью фильма о вольных казаках с красивыми песнями и не менее красивыми пейзажами. И затем вишенкой на торте – выход факелов и викингов на сцену под финальную песню латышей.
Шведы Grimner, наверно, по праву закрывали первый день. Разудалые дядьки с неиссякаемым источником энергии песня за песней заводили народ. И, кажется, это единственная группа всего фестиваля, которая вышла на бис.
Группа Autism – преимущественно инструменталисты – моментами напоминали исландцев Sólstafir. Порой даже ты уже был готов услышать вокал Addi, но возвращался в реальность.
Принадлежу к тому «клану» людей, которые все еще заинтересованно вскидывают бровь, когда слышат о группе из какой-либо не ассоциируемой с metal музыкой страной. Поэтому на Khepra из Турции было любопытно посмотреть. Дядьки оказались играющими symphonic death metal по относительным канонам данного жанра: все те же шмотки, все тот же грим, все те же музыкальные темы.
Белорусы просто не имели права пройти мимо выступления Shaman Jungle, хотя бы на несколько минуточек. Соотечественники (мило названные по-литовски балторусами) в последнее время активно гастролируют за пределами своей страны, привлекая внимание своей уникальной музыкой разножанровые фестивали и мероприятия.
Была надежда на то, что живое выступление Harakiri for the Sky несколько восстановит интерес к творчеству данного коллектива. Но… не сложилось. Да, ребята выступают бодро, эмоционально, профессионально – никто не сачкует. Однако все же по моим ощущениям эта группа более для женской аудитории, вкусы которой я разделяю редко.
Украинцы «1914», предполагаю, взорвали мозг многим. Продуманными образами, микрофонной стойкой-винтовкой, концептуальным творчеством, экспрессией. Однако немного покоробило заявление о том, что именно первая мировая – это последняя настоящая война последних настоящих героев и джентльменов. Несколько странно слышать оценку войн от людей, которые в те времена не то, чтобы не участвовали в тех событиях, но и рождены еще не были.
Loits – довольно бодрая black metal группа из Эстонии. Привлекала внимание обаятельная клавишница, правда, и привлекал вопрос: «А она по клавишам стучать будет, наконец, или нет?».
Представители моей личной тройки лидеров Archgoat среди публики вызвали двоякие впечатления. Кто-то разочарованно пфыкал, кто-то же, наоборот, воодушевленно хвалил. Присоединюсь ко вторым. Три человека на сцене с легкостью смогли заставить забыть о массе пустого пространства на сцене, будто заполнив его той самой нужной энергетикой с примесью необходимого в меру пафоса. Ровная уверенная подача ровной уверенной музыки.
Mgła – те, о которых сложно сказать нечто плохое. Еще раз убеждаюсь: им не важно - какой величины сцена, в каких условиях, в какой стране они выступают –в любом случае группа сделает все на высшем уровне. Все такие же безликие, все так же без каких-либо лишних деталей на сцене поляки продолжают выдавать качество.
Doom/death коллектив Frailty под обнаглевший дождь выдали нехилую порцию эмоций, демонстрируя, что не всегда думеры «поведенчески скорбят» на сцене пассивно. Возможно, после их выступления ты не запомнишь музыки, хотя бы потому, что воспоминания об экспрессивном вокалисте будут однозначно превалировать.
У экстравагантных Extravaganza из Каунаса что-то пошло не так, и некие траблы (и со звуком тоже) не смогли полностью раскрыть их творчество.
Au-Dessus в отличие от Harakiri for the Sky все же смогли меня несколько переубедить и доказать возможность прослушивания депрессивных «завываний» более чем семь минут. Вживую группа воспринимается более цельно, музыка же - с бОльшим погружением нежели в записи.
Мое персональное открытие – Bossk. С характерным английским звуком (порой с откровенно прослушиваемым Black Sabbath) музыканты выдали отличный сет. Их можно было и не рассматривать, не смотреть на происходящее на сцене вообще - ибо музыка действительно вышла на первое место.
Красавцы Valkyrja полностью вновь оправдали все надежды. Персональная харизма каждого из музыкантов, качество подачи музыки, живость вокалиста – сцена и публика принадлежали по праву им. Единственный подкачавший здесь пункт – выступление пришлось на светлое время дня, что несколько поубавило необходимую атмосферу. Затем, не раз замечая, как участники группы ходят по территории, с открытыми улыбками и без пафоса общаясь с людьми, и завистливо глядя на дефилирующего в сапогах для верховой езды V.P. (пусть и в резиновых, пусть и без коня), в который раз убедилась – чем профессиональнее музыканты на сцене, тем проще они в жизни.
Неожиданно для себя надолго зависла на выступлении Vulture Industries. Каюсь, какое-то время назад «завязав» с авангардом, прошла мимо их творчества. Но здесь на KILKIM ŽAIBU с удивлением обнаружила, что с интересом наблюдаю за происходящим на сцене. Сгусток энергии - Bjørnar E. Nilsen, босые ноги остальных музыкантов, развевающаяся нереально длинная грива Eivind Huse, даже преобладающий свет-индиго на сцене – всё сложилось в затягивающую картинку-спектакль.
И как оглушающий финал после сжигания символической тройки мечей-великанов (завораживающее, а, главное, согревающее действо) – выступление Abbath. Ты забываешь о музыке и даже мало обращаешь внимание на остальных участников группы, тупо провожая взглядом энергетическое перекати-поле в лице всем известного норвежца. Провожаешь с немым вопросом: «А краб будет?». Краб был. Были и заигрывания с публикой, и прыжки на мониторы, и плевки огнем. Abbath остается Abbath’ом.
А ты вычеркиваешь пункт о задолбавшем дожде, и говоришь себе (и, возможно, окружающим) «А ведь круто! И погодка ... ну ничего себе такая погодка».
Текст/фото Nat Nazgul