Если бы то, какой будет зима, можно было бы предсказывать не только по погодным явлениям и умным устройствам метеорологов, а ещё и по музыке, то после вечера 2-го декабря с полной уверенностью от этой зимы можно было бы ждать тридцатиградусных морозов, сугробы по шею и прихода белых ходоков. Настолько по-хорошему суровым получился "Крывiйскi гiг". Кто на своих двух, кто с тростью, кто на костылях - каждый, пришедший в этот вечер в "Брюгге", понимал, что мероприятия такого плана пропускать вообще нельзя. И как итог - полный клуб и порядка 6 часов музыкального восторга.
Из-за возможных проблем со звуком, относительной вялости зрителей или вообще их небольшого количества, первым, на мой взгляд, выступать всегда тяжелее. Но не в случае с Vietah. Возвышаясь над сценой и грозно смотря в толпу, вокалист-великан Antarctis, не обращая ни на что внимания, начал заполнять сердца и души пришедших промозглостью и холодом. Суровый, жёсткий, непреклонный – он, словно какое-то лесное божество, повёл зрителей за собой через чащу своей музыки, запутывая их, водя кругами, обещая показать верный путь и снова приводя в исходную точку. Временами, на мой взгляд, не хватало только злобного бесовского хохота, чтобы завершить картину того отчаяния и безнадёжности, в которые погружается человек, доверившийся лесным духам и жестоко обманутый ими потехи ради. Возможно, каким-то маяком мог служить голос бэк-вокалистки, но он был таким редким и у сцены почти не слышимым, что надеяться на него особенно не приходилось. Да и, признаться честно, лично мне из сырой, холодной, окутанной туманом чащи Vietah выбираться совсем не хотелось. Самые неоднозначные впечатления оставили после себя Krumkač, выступавшие в этот вечер вторыми. Достаточно быстро настроившись, они почему-то, уже стоя на сцене, ещё какое-то время не могли начать. Выкрики из зала, нацеленные сперва на то, чтобы подбодрить ребят (дебютное выступление, как-никак), с каждой новой минутой ожидания грозили перейти в шутки и стёб. Стоя у самой сцены, я прямо спиной чувствовала, как вместе с пивными парами из пришедших начинает испаряться и терпение. Признаться честно, дебютный альбом Krumkač стал той причиной, которая привела меня в этот вечер в «Брюгге». Заслушав «Honar i Kroŭ» фактически до дыр, очень хотелось услышать этот материал вживую. И тут я возвращаюсь к тому, почему же выступление Krumkač оставило смешанные чувства. С одной стороны, музыка, которая задела за живое и оставила яркий след в душе, и музыканты, которые очень старались, чтобы материал, написанный одним человеком, выглядел гармонично в исполнении четырёх. С другой стороны, Олег, которого пригласили выступить в качестве вокалиста. Соскучившись, видимо, по сцене, и имея за плечами многолетний опыт выступлений, он перетянул на себе всё внимание. Вообще, лично у меня создалось впечатление, что он вышел на сцену не для того, чтобы помочь ребятам, а просто, потому что заняться в этот вечер ему особо было нечем. Считываемый с бумажки текст (неужели нельзя было выучить четыре песни?), прыжки со сцены в слэм и дальнейшее вытаскивание на неё же половины первого ряда – так и подмывало спросить, а что, собственно, происходит? И судя по лицам музыкантов на сцене, которые на фоне Олега больше выглядели как статисты, они тоже хотели бы найти ответ на этот вопрос. В общем, по музыке к Krumkač никаких вопросов. Всё так же цепляет и наполняет душу чем-то ярким и возвышенным. Новая песня, которую ребята представили на концерте, звучала так же мощно и атмосферно (не считая женского вокала), как и остальной материал. Но что касается вокала, как мужского, так и женского, - все мимо.
Чтобы описать то, что происходило дальше, стоит всё-таки процитировать одного из пришедших на концерт – «Я не бухой, я в трансе!». Именно в транс своим выступлением погрузили Pragnavit всех зрителей. Украсив предварительно сцену черепами, оберегами и рушниками, одевшись в шкуры, балахоны и маски, олицетворяющие животных, музыканты с самого своего выхода дали понять, что их выступление станет чем-то из ряда вон выходящим, и начали творить магию. Для того, чтобы «улететь», не нужны алкоголь и запрещенные препараты. Это ещё раз вчера доказали Pragnavit. Стоило только закрыть глаза во время их выступление, как их музыка, раздвигая пространство, уносила тебя куда-то неимоверно далеко. Лёгкие, как дуновение ветерка, шепотки, монотонное бормотание, звонкий женский вокал, перезвон колокольчиков и музыка, выдуваемая и выстукиваемая из различных инструментов – всё это действовало прямиком на подсознание, сшибая все преграда, выстраиваемые здравомыслием и рациональностью. Ты будто оказывался не просто зрителем какого-то шаманского обряда. Ты был его неотъемлемой частью. И вот нет уже вокруг стен клуба и шумного мегаполиса, зато есть стены деревьев, ветер, шелестящий в их листве, птицы, кричащие где-то в небе над твоей головой, запах костра и бормотание шаманов. Нет времени, а есть вечность, и ты в ней – всего лишь песчинка на фоне тех сил и богов, в которых верили и которым поклонялись наши предки.
Massenhinrichtung, которые выступали четвёртыми в этот вечер, пришлось буквально вырывать публику из цепких лап волшебства и иррациональности. Без малейшего намёка на тактичность и понимание, не церемонясь с пришедшими, они обрушил на них стену из света и звука, как ледяной водой из ведра окатили. Не смотря на все эксперименты со звучанием и во многом благодаря своему харизматичному вокалисту Дмитрию Лаврову, Massenhinrichtung продолжают выдавать яркие и запоминающиеся сеты. Это выступление команды больше походило на попытку выбить из пришедших какую-то страшную государственную тайну. Мощный звук, напрочь выбивающий дух и заставляющий дышать через раз, яркие вспышки стробоскопов, частота которых заставила бы забиться в конвульсиях любого эпилептика – всё было нацелено на то, чтобы ты наконец-то признался в том, что так тщательно скрываешь. И для этого Massenhinrichtung не останавливались ни перед чем. Тебя швыряли лицом в болотную топь и пинали ногами, закрывали одного в комнате, из которой нельзя выбраться, и поджигали её. После этого давали попить водички и перевести дух, попутно исполняя для тебя что-нибудь лирическое, и дальше снова картины массовой кары и новые пытки. Ведь ты должен признаться!
Не менее запоминающимся в плане эмоций и подачи, чем у всех остальных команд, стало выступление Zaklon, которые, не смотря на солидное время существования проекта, свою концертную деятельность начали только в этом году. Плотный, густой звук вкупе с достаточно сдержанным освещением и меланхоличностью музыкантов стали, словно, отдушиной после яростного надрыва Massenhinrichtung. С одной стороны. А с другой – Zaklon в своих длинных черных балахонах, с черно-белым гримом, словно какие-то бесплотные духи, высасывали из зрителей все положительные чувства, заполняя души вселенской тоской и обречённостью. Более того, периодами казалось, что вместе с радостью, надеждой и верой они вытягивают из тебя саму жизнь, чтобы наконец-то стать живыми самим. Голос вокалиста, похожий на карканье ворона, будто бы кричал со сцены пророческое «Никогда!» Никогда больше не будет лета, никогда больше не будет тепла, никогда не вернется надежда. Дальше только длинные ночи, бесконечная зима и лютый мороз, превращающий души и сердца людей в ледышки.
Для меня «Крывiйскi гiг» внезапно стал мероприятием не о Кривии, а о многогранности белорусской метал-сцены. Ни одну из выступивших в этот вечер команд нельзя выделить как хэдлайнера, или обозвать проходной. Все они были яркими, самодостаточными единицами, которые вместе стали замечательным украшением вечера и достойным завершением уходящего года.
«Лютый букинг», в очередной раз глубочайшее вам мерси за организацию великолепного концерта и предоставленные аккредитации .
Текст: Екатерина Лещук
Фото: Inga Max