Купальскае Кола 2015 - новый формат: как это было

Купальскае Кола 2015 - новый формат: как это было


Купалье – праздник значимый для всех славян по многим причинам. Это и переломный момент года, и ночь, когда злые духи могут вырваться на нашу землю, и ночь максимального распутства среди молодёжи. А ещё, уже в седьмой раз, в это время проводится «Купальскае кола» - «международный этно фольк метал фестиваль». Что ещё важнее – впервые это опен-эйр. Программа фестиваля предполагалась (и была) довольно насыщенной: научно-практическая конференция, посвящённая купальскому празднику, всевозможные мастер-классы, дегустация различных народных напитков разной крепости, народные танцы и даже зоопарк! Но больше всего притягивала внимание, разумеется, музыкальная сцена. Список коллективов впечатлял, многие позиции радовали глаз. Оставалось лишь надеяться, что погода не подведёт, и угар/трэш будут обеспечены.
 
Утро началось не с кофе, а с поездки на пресс-бусе в Дудутки, куда нас благополучно доставили к 12 часам и отвели на научно-практическую конференцию. Пробыли мы там около полутора часов, при этом услышали от выступающих Алексея Глушко и Тодора Кашкуревича массу интересной информации о том, что на самом деле из себя представляет язычество как система обрядов, которая поддерживается в течение всего года, в чём его отличие от христианства, чем примечательно Купалье, почему большинство нынешних родноверов сложно причислять к настоящим язычникам, что считалось допустимым и недопустимым, важным и необязательным в белорусской общине, а также как ассимилировались на нашей земле христианство и народные верования. Присутствующие задавали вопросы о традиционном обряде сродни крещению, и о том, почему именно рок/метал-исполнители удачно сплавляют воедино народные песни со своим направлением, и при этом нет ни фольк-рэперов нигде, ни фольк-джазменов. Люди бродили по всему комплексу: кто-то дегустировал збитень и медовуху, кто-то залип в самогон-баре, кто-то поедал колбаски с гарниром и плов, а кто-то культурно откушал в кафешке. Парочки чаще всего шли навстречу страусам, павлинам и лошадям, а те, кто хотел почувствовать себя средневековым рыцарем, шли фоткаться в доспехах или стрелять из лука и мощного арбалета.

Тем временем на сцене вовсю отжигали приглашённые коллективы. Я попал как раз к старту группы Fabiant. Сразу обратил внимание, что народа у сцены тусовалось весьма немного (к слову, так продолжалось примерно до часов 5 вечера, когда потихоньку народ стал стекаться из разных мест комплекса наконец поколбаситься под выступающие группы). К слову, хочу заметить, что расписание выступления коллективов прилично сдвинулось: кто-то не добрался до феста («Тринадцатый бубен»), кто-то не смог приехать вовремя по различным причинам, из-за чего доводилось менять местами команды. По итогу, вышел сдвиг на час вперёд, из-за чего время выступления одних из хэдлайнеров – Gods Tower – было «съедено», и ребятам пришлось выступать после Vader. Впрочем, народ отрывался капитально. Подбадривал людей после каждой выступавшей банды и ведущий Александр Помидоров, то напевавший с залом народные песенки, то отсыпая шутки.
 
Все коллективы отжигали на 200%, но особо примечательны в первый день были команды Sontsevorot, FRAM, Folcore, OMUT, Рокаш и, конечно же, Стары Ольса. Хоть Sontsevorot довелось играть при ещё небольшом скоплении народа, но толпу до слэма они успешно раскочегарили. А на бэк-вокале у них была замечена вокалистка By Cry (которые выступали во второй день фестиваля). FRAM задержали на границе, но ребята всё же добрались и отвалили толковый сет с вкраплениями обработок известных музыкальных фрагментов (например, из Star Wars). Неизменно привлекали внимание и «эльфийские ушки» вокалистки. Folcore, как и обычно, обеспечили слэмовое безумие собравшейся толпы, отыграв с фирменным звучанием и качеством, ну а когда выступали OMUT, стало понятно, что они семимильными шагами завоёвывают всенародное признание – под них отрывались, устраивая чуть ли не мош, им подпевали, причём каждую песню. Под коллектив Стары Ольса невозможно не танцевать, что показали все, кто собрался на поле перед сценой. Хороводы, народные пляски – чего только там не было. Даже самые «статичные» не могли удержаться от пританцовывания на месте. 
 
После зажигательного, но не слишком взволновавшего публику, выступления Rise in Rage наступила длительная пауза, во время которой вывешивали баннер Vader и проводили саунд-чек для них же. Зрители были в недоумении, пока Алесь Тоболич (один из организаторов КК) не объявил, что GT будут выступать уже после, поскольку время выступления Vader было чётко обозначено, и нельзя его сдвигать. Немного побурлив, зрители принялись ждать. Поляки вышли на сцену в 0.40 и, отыграв мощный сорокаминутный сет, наконец уступили место белорусским столпам. К тому времени часть народа уже разошлась – кто в Минск, кто спать. Но раскач хаерами и толковый слэм всё же имели место быть под Gods Tower. Для блэк-металистов народа осталось ещё меньше – кто-то ушёл в народных гуляниях участвовать, а кто-то снова же спать. К слову, количество провианта к вечеру неуклонно сокращалось, и к выступлению поляков в продаже были лишь чай и бульон, а к Gods Tower и вовсе только бульон. Как это обычно и бывает, второй день прошёл более буднично. Всё так же работали мастер-классы, всё так же можно было сфоткаться в рыцарских доспехах или пострелять из лука/арбалета, но народа было уже раза в два меньше, чем в первый день, и у сцены тоже было больше затишья. Примечательны были лишь ZNICH/REMIX, Палац и Дзецюкі. Под последние два коллектива водили хороводы и танцевали лишь ненамного слабее, чем под Стары Ольса, а ZNICH представили свои старые хиты в электронной обработке (причём басист стал за второй синтезатор). В целом, фестиваль прошёл очень годно – было всё, что только душа пожелает, и даже накладки в музыкальной составляющей опен-эйра не стали каплей дёгтя в бочке мёда. Каждый приехавший получил то, ради чего приехал, и за это, как и за предоставленные аккредитации, огромное спасибо организаторам «Купальскага Кола-2015»!

Текст: Илья Катусов
Фото: Дмитрий Gotie_Ripper