«Дукорскі маёнтак» для проведения фестиваля оказался, по словам собравшихся гостей, гораздо более удачным местом, чем Комарово. Больше удобств, разнообразнее развлечения, достаточно точек общепита (хотя утром второго дня дефицит еды в точках всё же ощущался).
Не повезло на сей раз лишь с погодой: почти весь первый день и утро второго лил дождь. И это при том, что многие собравшиеся поверили синоптикам и не взяли с собой ни зонт, ни дождевик, а в продаже на территории фестиваля ничего подобного не было. Кстати, по словам организатора – Алеся Таболича – вдвое меньше людей, чем в прошлом году, было именно из-за плохой погоды.
Как и обычно на КК, было много различных забав помимо выступлений. Тут вам и мастерские, где гончары, кузнецы и прочие умельцы прямо на глазах создают красивые вещи из глины, металла и т.д., и мастер-класс по плетению венков. Да и до кучи торговцы всяческой символикой, перстнями-кольцами, а под вечер – фаер-шоу у сцены.
В палаточном городке было не многолюдно, но как обычно весело: кто-то привёз с собой автономные колонки и крутил через них музыку со своих смартфонов, кто-то приехал с гитарой. И некий дух единения собравшихся витал над палаточным, создавая атмосферу уюта и тепла.
Открывать концертную часть мероприятия выпала честь нашим соотечественникам – группе Kliodna. И в этом плане им повезло, наверное, меньше всех: во время их выступления пошёл настоящий ливень, и потому подтянуть к сцене только начинающих к ней подгребаться людей было очень сложной миссией. Интереснее всего было узнать, как проявит себя новый гитарист команды – Андрей Тихомиров, который не так давно был объявлен официальным участником группы. В итоге вопросов по технике исполнения и к самому выступлению банды не возникло. Интересным решением стало исполнение кавера на композицию Leaves' Eyes – «Swords in Rock», который, несмотря на небольшие технические неполадки, был замечательно отыгран. Есть некоторые вопросы по поводу фронтвумен Натальи Сенько. Она очень старательная вокалистка, но отнюдь не выдающаяся. К тому же, порой слишком злоупотребляет высокими нотами. Но это не суровая критика, а скорее доброе пожелание, чтобы мотивировать леди к совершенствованию своих вокальных данных.
Спустя небольшой промежуток времени под никак не стихающий дождь на сцене появились славные белорусы из группы Re1ikt. Уже подтянувшиеся в больших количествах люди, отчаявшись переждать не думающий прекращаться дождь, вооружились дождевиками, зонтами и кофтами/куртками с капюшоном, образовали у сцены небольшую толпу. Сет-лист Re1ikt состоял по большей части из народных песен полесского и других регионов Беларуси. Своими довольно частыми живыми выступлениями ребята уже давно заявили о себе как группа, абсолютно не умеющая выступать хоть сколько-нибудь плохо. Каждая исполняемая композиция создаёт настроения, разные по содержанию и стилистике, однако в совокупности образующие единое целое. Музыканты играли свой «world-rock» стремительно, отражая мощными гитарными риффами абсолютно противоположные витки времени, усиливая атмосферу экспрессивным вокалом. Они мастерски передавали сложными метрическими размерами песен всю красоту белорусской природы. Особенно под стать погоде была композиция «Drobnienki Dozdzyk» – своеобразный гимн этой природной стихии.
Следом за Relikt на сцену вышли питерские Тролль Гнёт Ель. Эти ребята – всегда долгожданные и горячо любимые гости на фольклорных фестах, и в особенности на КК. На самом деле, удивило то, что этих славных россиян не то что не поставили хедлайнерами, но и вовсе отодвинули в самое начало сетки выступлений. И это при том, что под них, несмотря на дождь, реально начали собираться люди и отрываться в танцульках и слэмах. Питерцы горячо приветствовали собравшихся зрителей, между песнями вставляли закликалочки да прибауточки. Не обошлось и без традиционных для Беларуси хитов, к примеру «Хмъёльнир», «Братья во хмелю», «День святого Патрика», «Верная пинта моя», как и без свежих треков, которые были очень тепло встречены публикой.
Дремучий полесский фолк лился со сцены во время выступления группы Omut – завсегдатаев «Купальскага Кола». И это было потрясающе. Как и всегда, стоявшие у сцены люди погрузились будто в транс – нет, не статичный, очень даже танцевально-динамичный – определённо выпадая из реальности. Концертная программа Omut состояла из всем известных боевичков вроде «Шэры гусі» и «Гэй, спявай». Каждой песне подпевали, под каждую отрывались кто во что горазд – кто-то кричал, кто-то лихо отплясывал, кто-то врывался в гущу слэма, когда таковой стихийно возникал. Завершилось же это приятнейшее полубезумие песней, которую выбрали сами зрители - «Вясна».
Massenhinrichtung были настоящим подарком для любителей белорусского андерграудного блэка. Группа прошла длинный путь, сочетая в своей музыке различные оттенки black и pagan стилей, и на выходе получился очень качественный синтез. Парни относительно недавно начали активно гастролировать, завоёвывая всё новых и новых слушателей. Несмотря на раннее время выступления, группе удалось «нагнать тьмы». Каждая композиция звучала мрачно, мощно, и одновременно мелодично. Резкий скрим, переходящий в харш, вкупе с белорусскоязычной лирикой не оставляли никого равнодушным под сценой, вызывая бешенный слэм. Повторимся, очень качественный материал. Характерно выделялся вокалист, одетый будто только что с висельницы. Словом, ждём новый альбом, который уже на подходе.
Znich, по праву «отцы» фестиваля «Купальскае Кола», вышли на сцену в обновлённом составе (в который раз), но со старыми композициями. С последнего альбома «Corny simval», который вышел очень даже хорошим, можно было услышать только народную песню «Дунаю» под едкие комментарии про неких юристов, которые должны набежать. На самом деле печально и грустно становится от того, что и без того небольшую белорусскую сцену раздирают конфликты. Что касается самого выступления Znich, то, как уже писалось выше, в целом всё было как всегда: группа выдала бодрый сет из известных боевиков «Мроя», «Беларусь», «Крыжы-Абярыгі», которые публика встретила активной поддержкой и хороводами. Отличное выступление, сыграный, несмотря на обновление, коллектив. Ещё бы новые композиции добавили в выступление – было бы вообще идеально.
Украинская команда Тінь Сонця была ожидаема многими гостями фестиваля. Хоть они выступают на КК не впервые, их всегда приветствуют раскатами восторженных кличей и криков. Несмотря на то, что далеко не все «добрались» до сцены во время их выступления, все собравшиеся стали на время единым организмом, подпевая известные им песни, двигаясь в такт музыке и истошно вопя при очередном узнанном хите вроде «Меч Арея», «Громом и вогнем», «На відблисках мого меча», «Дорога». А на «Пісне Чугайстра» и вовсе едва не бились в экстазе. Это, можно сказать, вынудило украинцев продлить композицию ещё на парочку проигрышей. А под конец сета прозвучала также песня из пока не изданного альбома ребят.
Настоящим подарком было выступление на фестивале группы Аркона, особенно после отмены их весеннего концерта. Мастодонты российского pagan по-праву были хедлайнерами Купальского Кола. Команда решила не церемониться, и сразу после Intro раскачали толпу под «Покровы небесного старца». Не один из треков нельзя было назвать проходным, каждый заставлял отрываться на полную катушку. Особенно запомнилась стена смерти под «Стенка на стенку», олицетворяющая старую русскую традицию кулачного боя. Маша Scream то вела себя спокойно, то превращалась в настоящую ведьму, переходя к гроулу, и очень характерно перемещалась по сцене, буквально пропуская сквозь себя то, про что поёт. Сцену же украшали характерные баннеры, которые вкупе со сценическими костюмами музыкантов создавали нужный антураж. Выступление Арконы было настолько ярким, насколько и стремительным. Учитывая, какие трёхчасовые сольники они устраивают в Москве, чувствовалось, что не хватает группе фестивального формата. Очень многие стоящие композиции так и не были услышаны. Но команда сыграла целых две песни из готовящегося к выпуску альбома Это говорит о том, что работа идёт полным ходом, и вполне возможно, что уже в следующем году нас ждёт что-то великолепное. Закрывала концерт композиция «Ярило», во время исполнения которой будто по-волшебству расступились тучи и вышло солнце.
Сказать, что многие ехали на КК-2017 ради Нейромонаха Феофана – значит, ничего не сказать. Судя по тому, как сотрясался танцпол во время «притоптывания» под драм-н-бейсовые отжиги, было понятно, что Феофану можно было дать куда больше сценического времени – настолько хедлайновым выглядело как само выступление, так и отрыв под него. Ох уж это «оканье», ох уж этот глуповато выглядящий на сцене, но такой потешный медведь, ох уж эти вышиванки на фоне макбука и ультрасовременной миди-клавиатуры наперевес! Сказания и песнопения были немногословными, но многотыцными, Феофан работал с залом как заправский факир. Уморительные пляски и пение медведя заставляли собравшийся народ хохотать, диджей Никодим, заводя шарманку драм-н-бейса, доводил народ до электронно-танцевального исступления, Нейромонах же руководил этим оркестром фолк-слэмового отрыва. Да-да, вы не ослышались: под Феофана большинство стоявших у сцены СЛЭМИЛИСЬ. Причём настолько неистово, как ни под одну из групп до него. Ну а композиция «Притоптать» напоследок и вовсе заставила землю под ногами притоптывающих тяжко стонать от нагрузки, ибо топтали все, кто во что горазд. Славное вышло песнопение! Хоть и неожиданное, учитывая формат «Купальскага Кола».
Группу Go-A не так просто комментировать. Учитывая «тяжёлый» формат фестиваля, а также то, что эта группа малознакома белорусскому слушателю, не было понятно, почему их поставили почти в самый конец музыкальной программы. Но и сказать, что ребята были «ни о чём», тоже сказать язык не поворачивается. Команда представляет собой электронный проект из трёх человек с текстами на украинском языке, а сам характер музыки – танцевально-медитативный, прости Господи за такой синтез. Для меня это было что-то среднее между Teslathrone и Theodor Bastard. Людей было нисколько не меньше, чем на остальных группах, и публика очень тепло приняла гостей из страны-соседки. В целом – довольно необычно, и отлично подходит для рейва на природе. Да и какая разница, насколько они вписываются в формат, если людям хорошо?
После выступления украинцев началась подготовка к хороводам вокруг купальского костра, параллельно с этим возле сцены было показательное фаер-шоу.
Стоит отметить, что, как и обычно на «Купальскім Коле», хронометраж выступлений растянулся, значительно отодвинув как зажигание костра, так и выступление хедлайнеров фестиваля – Gods Tower. К тому же, погода таки показала свой норов почти непрерывными дождями, из-за чего брёвна отсырели и упорно не хотели загораться. Разжигание костра настолько затянулось, что хедлайнеры не выдержали, и упросили Алеся Таболича позвать всех собравшихся на берегу речушки обратно к сцене – музыкантам надо было в скором времени покидать фестиваль. Откликнулись, к сожалению, немногие, потому на первую песню Gods Tower "I Am The Raven" собралось ощутимо меньше народа, чем на предыдущие коллективы. Остальные гости подтянулись к сцене лишь после того, как хоть сколько-то поучаствовали в хороводах вокруг наконец разгоревшегося костра.
Сет Gods Tower же, хоть и был сокращён с часа до 40 минут, всё же был встречен огненно: несмотря на усталость, люди отжигали в слэме, трясли хаерами и подпевали уже известные хиты вроде "Twilight Sun" (кавер на которую ранее исполняли Тінь Сонця), «An Eye For An Eye», «Evil» и «Civilization» (последняя, к слову, была исполнена на бис, поскольку зрители не хотели отпускать легенду белорусского pagan-метала так рано со сцены).
После завершения концертной программы Алесь Таболич как организатор тепло поблагодарил собравшихся в этом году на фестиваль, поведал про отсутствие спонсоров и некоторый «недобор» отбившихся средств и предложил всем желающим помочь благому делу продолжения этой славной купальской традиции, скинувшись «кто сколько сможет». Счёт и все прилагающиеся реквизиты было обещано разместить в официальном сообществе «Купальскага Кола».
На дискотеку в виде электронно-танцевальных обработок фольклорных песен уже никто не остался – как-никак, на дворе было почти 3 ночи, и все слишком вымотались за этот насыщенный дождливый день.
Второй день фестиваля прошёл скорее как отдых после первого, учитывая, что ни одного коллектива на сцене уже больше не появлялось. Но хотя бы выглянуло солнце. Эх, если бы на день раньше…
Благодарим за предоставленные аккредитации!
Фото: Александр Курлянчик