Назад в прошлое и обратно. Концерт Lacrimosa в Prime Hall

Назад в прошлое и обратно. Концерт Lacrimosa в Prime Hall



Без малого уже тридцать лет Lacrimosa раскрашивают мир своих поклонников в чёрно-белые цвета. Кто-то, заслышав первые аккорды их песен, начинает томно вздыхать и петь группе хвалебные оды, кто-то обвиняет их в однообразности и подражании самим себе. Одни беспощадно критикуют, другие признаются в любви. Все как всегда: сколько людей, столько и мнений. Но одно можно говорить со стопроцентной уверенностью: нет ни одного человека, имеющего хотя бы косвенное отношение к “черной сцене”, который бы не знал эту группу.

Этот приезд в Беларусь стал уже третьим на счету Lacrimosa. Два прошлых они приезжали к нам со своими новыми альбомами и выступали в их поддержку. В этот же раз они представили зрителям программу, построенную только на старых песнях (не считая нового сингла). Этакое путешествие в прошлое, весьма богатое в музыкальном плане, если говорить о Lacrimosa.

Идя на концерт, я была абсолютно уверена, что меня будет окружать толпа девушек в черных платьях в пол, идеи для которых были позаимствованы из журнала мод за 19-ый век, и одетых им под стать парней. Я заранее приготовилась чувствовать себя неловко в своих джинсах и свитшоте (даже не черном), но увидев на месте, что я вообще никак не выделяюсь из толпы, была, признаться честно, слегка разочарована. Среди пришедших были даже такие люди, которые, рассмотрев внимательнее, куда они попали, должны были бы, по идее, тут же развернуться и не просто уйти, а бежать без оглядки и навсегда забыть дорогу в Prime Hall. Но нет, они сливались с толпой и с таким же нетерпением устремляли свой взгляд на сцену, как и другие пришедшие. И в этот момент мне стало окончательно ясно, что на своем долгом пути, Lacrimosa смогли сохранить свой неповторимый стиль, отличающий их от других команд в этом же жанре, но вот готический дух, как свой, так и своих поклонников, команда совсем растеряла. Но, кстати, несмотря на тот факт, что звук Lacrimosa уже не задает строгих границ для своих слушателей, полный зал им собрать все равно не удалось. Не удалось даже заполнить танцпол.

Выход команды на сцену был намечен на восемь часов, и ребята не заставили себя долго ждать, выйдя к публике со швейцарской точностью практически сразу после восьми. Я не совру, если скажу, что мое сердце, пропустив пару ударов, забилось часто-часто, и сама я, услышав Lacrimosa Theme, на какое-то время даже забыла как дышать. Сразу волной накатили воспоминания: альбомы Angst, Inferno, Elodia, которые я слушала ещё на кассетах и стоившие грандиозных усилий достать их в моем родном городе, первое несмелое погружение в готическую культуру именно под музыку этой группы и твердая уверенность в том, что мне никогда не услышать Lacrimosa вживую. Вот уж воистину, никогда не говори никогда.

Появившись на сцене чуть позже всех остальных участников, маэстро Вольфф тут же приковал к себе все внимание. Все такой же утонченный, грациозный и абсолютно не стареющий, он наталкивал на мысль о том, что либо у него есть такой же портрет, какой был у Дориана Грея, либо доступ к источнику вечной молодости. (Скажите кто-нибудь ему поделиться этим источником с Анне.) Наблюдая за тем, как публика, затаив дыхание, ловит каждое его движение, каждый взмах руки, становилось понятно, что хоть Lacrimosa и является дуэтом с середины девяностых, сердце и душа этого коллектива все равно Тило. Сам же Вольфф, будучи предельно сдержанным и немногословным во время всего концерта, не забывал, однако, одаривать публику самыми искренними улыбками, периодически пожимать руки тем, кому удавалось до него дотянуться, и чуть ли не после каждой песни говорить «Спасибо!».

Как я уже писала выше, этот тур недаром получил название «Time travel». В его рамках на Минском концерте были исполнены самые известные песни Lacrimosa, начиная с альбома «Angst» и заканчивая «Testimonium». И благодаря отличному звуку в Prime Hall, каждой из них удалось насладиться в полной мере. Не приходилось напряженно прислушиваться в попытках вычленить из звуковой каши знакомые мелодии, как это бывает на некоторых концертах. Каждая новая песня угадывалась с первых же секунд и в тот же миг обрушивала на тебя новую лавину из эмоций и воспоминаний. Грамотно построенный сет-лист, в котором печальные мотивы умело сочетались с драйвовыми темами, походил, скорее, на какую-то пьесу. Но это и не удивительно, зная любовь Тило Вольффа ко всему театральному. Анне Нурми в этом сет-листе было выделено три песни – Not Every Pain Hurts, My Pain и Thunder & Lightning. И вот, на мой взгляд, именно вокал Анне и был той ложкой дегтя в этой бочке меда. На бэке у Тило я ее почти не слышала. Сперва я думала, что, может, это я стою в не очень удачном месте. Потом, что всему виной голос Вольффа, ведь на относительно спокойной Not Every Pain Hurts слышно ее было прекрасно. Все встало на свои места, когда Анне начала исполнять Thunder & Lightning и просто пропала за стеной звука. Стало понятно, что, хоть ее вокальные данные и стали лучше за все то время, что она является частью Lacrimosa, но и их все равно местами по-прежнему не достаточно.

В общей сложности Lacrimosa выступала в этот вечер почти 2,5 часа, трижды выйдя на бис и исполнив 21 песню, среди которых был и новый сингл Im Schatten der Sonne. Как сказал сам Тило, представляя его публике, он обязательно войдёт в новый альбом группы, который будет выпущен когда-нибудь в обозримом будущем. Не могу сказать, что Im Schatten der Sonne чем-то удивил в плане своего звучания. Все такой же коктейль из грусти и меланхолии, обильно сдобренный клавишными партиями и с лёгкими нотками декаданса в послевкусии. Наверное именно поэтому эта песня абсолютно не выбивалась из общего сет-листа и не казалась чужой среди таких тем, как Lichtgestalt, Der Morgen danach, Alleine zu zweit или Ich verlasse heut' dein Herz. Нельзя сказать, что это стало каким-то разочарованием. От Lacrimosa лично я уже давно не жду никакой революции в плане звука (но в тайне все равно надеюсь).

Хоть и на этом выступлении так же не обошлось без ставшего уже традиционным размахивания руками под песню Feuer (пламенный привет Depeche mode и точно такой же традиции, возраст которой примерно равен возрасту группы Lacrimosa), зачинщиком которого каждый раз становился Вольфф, все равно во время концерта я очень часто ловила себя на мысли, что сам маэстро пребывает в каком-то своем мире, в который всем пришедшим позволили заглянуть лишь одним глазком. Слишком много там личного. Это мир, сотканный из театральной мишуры, теней, полумрака и закоулков сцены, до которых не может дотянуться свет прожекторов. Мир, печального арлекина, который должен вновь и вновь выходить к обожающей его публике, одаривать зрителей своими улыбками и гадать, как долго ещё продлится их любовь. И завершив свое выступление песней Alles Lüge, Тило тем самым сделал ещё один реверанс в сторону своей любви к театральности. Ведь что такое театр, как не ложь?

Подводя итог всему написанному выше, стоит отметить, что хороша та музыка, которая способна всколыхнуть в тебе самые трепетные чувства и вызвать каскад из образов в голове. Этот концерт Lacrimosa дал возможность насладиться такой музыкой сполна. Яркие картинки, перемежающиеся с личными воспоминаниями, которые глубоко и неразрывно связаны с их песнями – для меня этот концерт стал настоящим ностальгическим путешествием. Он пополнил мой личный список тех выступлений, во время которых получаешь эстетическое удовольствием от всего – музыки, ее звучания, самих музыкантов и той атмосферы, которую они создают. Настроение таких концертов потом ещё очень долго тянется за тобой шлейфом из воспоминаний, заставляя снова и снова мысленно воскрешать все те впечатления и эмоции, которые они тебе подарили. Поэтому отдельное спасибо хочу сказать WakeUp! Agency за прекрасную организацию концерта, предоставленные аккредитации и за возможность прикоснуться к магии Lacrimosa.

Текст: Екатерина Лещук

Фото: Дмитрий Федорин