Контрэстетика брутальности: Massen, Woe Unto Me и Among Your Gods в Брюгге

Контрэстетика брутальности: Massen, Woe Unto Me и Among Your Gods в Брюгге



На первом Лютом вечере этого года люди и тяжелый метал переплавились (от жары или от накала эмоций) в единые формы. Вообще, мы считаем, что от присутствия на желанном концерте в человеке и правда что-то меняется на уровне физики. Возможно, раскаливания докрасна и не происходит в прямом смысле, но вот, например, на какой-нибудь прекрасной песне пульс то учащается, то замирает, дыхание тоже временами останавливается, или пресловутые мурашки пробегают, или вообще кажется, что вдыхаешь гитарное жужжание, низкие вибрации и барабанные залпы и дышишь одной музыкой. Это ли не магия?

То есть вы заходите в клуб одним человеком, а выходите хотя бы самую малость переиначенный: с заполненными пустотами (или, наоборот, с ампутацией сердца), со жменей гормонов счастья, с переворотом сознания (или хотя бы с поворотом, с чуть измененной перспективой). Даже маленький сдвиг – уже значимо в масштабах устоявшейся личности. Так что скромные локальные мероприятия тоже вполне могут вам пошатнуть башни или даже схватить за грудки и серьезно перетряхнуть, а это очень ценно.

Во встряске, по обыкновению, хороши Among Your Gods. Напористые, пробивные риффы несутся напролом навстречу полнокровному и бурлящему вокалу (удачный, хотя местами не совсем уверенный дебют новой вокалистки), не отстают и барабанные партии – наверняка там позже появятся синяки на инструменте. Крутым мелодик-дэт-металом нас окатывают стремительно и мощно, но по мере привыкания улавливаются общая монотонность и однообразие – впрочем, мелодик-дэту и не свойственны абразивные элементы в звучании. Динамичный, отшлифованный до безобразия, прямолинейный и однотонный музыкальный шквал на своей жанровой частоте звучит все-таки весьма органично.

DSC0004

А потом начался арт-хаус. Во-первых, Woe Unto Me – это очень красиво. Не внаглую, очевидно, нарочито красиво, а эфемерно и неуловимо пленительно. Во многом это, конечно, связано с совершенно магическими, завораживающими движениями вокалиста Игоря (наверняка он устанавливал контакт с духами, которые подсказывали, как петь так, чтобы насквозь и на вылет). А потом он в полуэйфории-полуистерии протяжно артикулировал тексты – очень по-театральному и по-волшебному, глаз не оторвать (это в Nebulae Come Sweet или в The Burner так учат?). И если что-то где-то и начинается как похоронный дум, то потом все резко поскальзывается на чистом голосе и разбивается в сверкающие дребезги прямо на глазах, чтобы скатиться к какому-нибудь метафорическому Ларсу фон Триеру. Но даже если бы не этот намагниченный, акцентированный человек, то прозаично у Woe Unto Me все равно бы не получилось. Цепенящие раскаты нутряного голоса Артема оказались предельно роковыми (даже для техники: микрофон и тот неистово бился током). Когда сходятся гибельные гитарные переливы и клавишные (тоже с долей трагедии) на фоне загадочной картинки из видеоряда, то все происходящее на сцене кажется очень изощренным и сложным, даже несмотря на проблемы со звуком. Кто знает, так ли оно на самом деле все заковыристо, если распутывать этот клубок электрических нервов? Woe Unto Me – это музыка на кончике языка, она отдаленно знакома по записям (хотя вживую, конечно, стократ иная), очень концентрированная, но ее оказалось крайне мало, чтобы проникнуться замыслом, вписаться в риффы, впасть в подобие транса… В следующий раз надо непременно продлевать сеанс.

DSC0034

А теперь к вопросу дня: почему новый альбом Massen называется Contraesthetic? Сложно представить, как, существуя уже где-то 17 лет, группе удается не ударяться в самоповтор, а растить свою самобытность на, казалось бы, этом паханом-перепаханом поле. Не идти по легким, очевидным путям в совсем откровенный фолк или лютую авангардную эксперементальщину, не продолжать традиции уже многажды пережеванного приблэкованного дэта или симфонического метала, а самим протаптывать тропы сквозь дремучие незнакомые чащи к своей идентичности. Вернемся к вопросам эстетики. Разве то, что мы слышали, не эстетично? Лихо пульсирующие густые гитары; скрипка наращивает размах экстремальному вокалу, но не кренит это все в сплошную меланхолию, а масштабирует, уточняет, подчеркивает; чистый женский голос звучит только в некоторых композициях, и этого ровно столько, сколько надо, чтобы не размазать градус вот этой вот забористой скоростной брутальности и надсадного ритмичного рыка. Еще понравилось, что композиции не одномерные и непритязательные, а варьированные по темпу, по вокалу, по мелодии, местами усложненные, с переходам А на заднем плане созерцательный видеоряд, и у вокалиста петля на шее. Все еще недостаточно эстетично?

DSC0056

Я точно изменилась за этот концерт. Каждое такое мероприятие – это маленькая жизнь, и в рамках подобной жизни я часто переживаю маленький приступ, крошечную кататонию, микроскопический катарсис, мизерную смерть, миниатюрное воскрешение. Никакие цифровые паллиативы не способны дать ту же глубину эмоции и атмосферы и погрузить целиком в коллективный аффект. В одну реку нельзя войти дважды, так и одну группу каждый раз открываешь заново с каждым концертом, и всегда от хорошей музыки что-то внутри лопается, трещит, ломается, изменяется, и мы снова и снова возвращаемся за очередной маленькой смертью.

Текст: Ольга Пилипчук

Фото: Сергей Гагулин

DSC0001
DSC0002
DSC0003
DSC0004
DSC0005
DSC0006
DSC0007
DSC0008
DSC0009
DSC0010
DSC0011
DSC0012
DSC0014
DSC0015
DSC0016
DSC0017
DSC0018
DSC0019
DSC0020
DSC0021
DSC0022
DSC0023
DSC0024
DSC0025
DSC0026
DSC0027
DSC0028
DSC0029
DSC0030
DSC0031
DSC0032
DSC0033
DSC0034
DSC0035
DSC0036
DSC0037
DSC0038
DSC0039
DSC0040
DSC0041
DSC0042
DSC0043
DSC0044
DSC0045
DSC0046
DSC0047
DSC0048
DSC0049
DSC0050
DSC0051
DSC0052
DSC0053
DSC0054
DSC0055
DSC0056