Moscow DOOM Festival. Chapter IX - Дум как образ жизни

Moscow DOOM Festival. Chapter IX - Дум как образ жизни



Предъюбилейный международный фестиваль Moscow Doom Festival IX ждали многие любители мрачной и печальной музыки. История его насчитывает уже почти декаду века, поэтому фестиваль успел завоевать славную репутацию хорошего поставщика дума в массы, как в пределах Москвы и в кругах адептов дума на территории России,  так добрался своими тёмными лапами и до Беларуси, откуда, собственно, я и не поленился съездить на столь значимое для меня событие.

Предварительный состав девятой главы феста приятно удивлял, поэтому пропускать такое было недопустимо. Организаторы в лице Sepulture Union решили пригласить на сцену уже бывавших в 2011 году в Москве голландцев Officium Triste и ранее не посещавших Россию в целом и Москву в частности, итальянцев The Foreshadowing. К празднику дума присоединились также россияне Restless Oblivion и Mare Infinitum. А вот заявленные изначально шведы When Nothing Remains добраться до Москвы не смогли, что, конечно же, очень печально, так как для меня лично это была, наряду с The Foreshadowing, самая ожидаемая банда. Но всякое бывает. Будем ожидать их приезда на юбилейный MDF! Отмечу, к слову,  хвастовства ради, что музыкантов из The Foreshadowing мне удалось совершенно случайно, в ходе моего знакомства с окрестностями Измайлово, где расположена площадка проведения феста – Rock House, застать перекусывающими примерно часа за два до открытия дверей клуба вблизи гостиницы Измайлово «Бета». Вежливо дождавшись в сторонке, пока музыканты оттрапезничают, я успел немножко с ними поболтать и сфотографироваться.

 

Фестиваль начался примерно с 15-минутной задержкой – можно сказать, практически вовремя. Открывала девятую часть фестиваля воронежская формация Restless Oblivion. Нарезают музыканты медленно, но верно типичный образец death/doom’а со всеми его атрибутами: экстрим-вокал, печальная и унылая атмосфера. Не сказал бы, что меня сильно впечатлило выступление этой команды. Музыку коллектива в целом нельзя назвать особо запоминающейся. Всё было довольно стандартно и предсказуемо, однако звучащие композиции не раздражали (что уже большой плюс) и в итоге, оставив приятное впечатление, погрузили в «нужное» настроение. Проще говоря, откровениями тут и не пахло, однако некоторые мелодии лид-гитары были весьма и весьма хороши. Если заняться развитием в этом направлении, то музыка станет в разы интереснее. Из положительных моментов выступления группы,  кроме нескольких красивых мелодий,  хочется отметить сочный гроул, отлично передающий угнетённость и депрессию.

 

Следующей группой фестиваля стала местная банда Mare Infinitum. Музыканты приятно удивили как своей музыкой, которая в студийных записях мне казалось куда менее живой, так и своей подачей. Нетривиальными композициями музыканты вызвали заметный интерес собравшихся: тягучие и мрачные гитарные партии чередовались с качёвыми, ритмичными риффами, а дополнял эту прелестную картину пробирающий до костей злобный гроул. В основе их творчества лежит мрачный и замогильно ужасный  atmospheric death/doom. Хотя на вид такие вроде милые ребята, особенно вокалист, однако, как мы знаем, внешность часто бывает обманчива. На сцене москвичи вершили зло: рычали, нагоняли мрак, подвешивались на воображаемых виселицах под сами за себя говорящие строки «Where my gallows sways in the breeze...» и занимались прочей нечистью. За это им, конечно же, честь и хвала. Прекрасное живое звучание, с сочными гитарами, зычным железобетонным басом, очень насыщенное мелодически и своими медленными гитарными мазками топящее в море бесконечности, вплоть до кульминационных моментов, поддерживаемых подложкой, включаемой на компьютере. Музыкальный спектр группы балансирует от романтической составляющей до брутального холода. Их сет пролетел не только быстро, но ещё и приятно – очень мощное и атмосферное выступление.

 

Далее сцена была отдана на откуп иностранным гостям, чей блок открыли музыканты из Голландии. Голландская формация Officium Triste, которая особенно была ожидаема в Москве, в отдельном представлении не нуждается. За спиной у этих ветеранов имеются пять великолепных альбомов (интересный факт: на данный момент у группы заключён контракт с индийским лейблом) и бесчисленное множество концертных выступлений. С творчеством этого «голландского Saturnus» я прекрасно был знаком, начиная с их дебютника «Ne Vivam», и, естественно, мне не терпелось услышать вживую композиции, как с упомянутого лонгплея (да, я знаю, что Пим и команда практически не затрагивают этот альбом на выступлениях, но я надеялся!), так и с остальных альбомов группы. Играли ветераны примерно чуть больше часа и это позволило оценить их уровень по достоинству, ибо играли они очень качественно, технично и отлично преподнося это всё слушателям. С композиторским талантом у них всегда всё было в порядке, о чём говорят оригинальные и разнообразные 7-10-минутные композиции, наполненные мелодикой и драйвом. Стоило ли удивляться, что именно с их появлением в зале стало заметно «веселее». Песенок с «Ne Vivam» я так и не дождался, но разочарования во мне не было ни грамма так же, как и у каждого, находящегося в зале. Голландцы приятно порадовали своим перфомансом, было волшебно и очень атмосферно. Главный посыл, доносимый ребятами, о том, что бытие наше – сплошное страдание, и никуда от этого не деться, остаётся только покорно и с тяжёлым сердцем ждать свой смертный час, был усвоен идеально. Жаль, конечно, что музыканты зачастую игнорируют два своих первых альбома, но будем надеяться, что это не последний приезд Officium Triste в Россию и, к тому же, будем ждать приезда голландцев и в Беларусь. Может  в следующий раз они включат в свою программу что-нибудь и старенькое.

 

Хэдлайнером вечера стал культовый в определённых кругах итальянский gothic/doom metal-коллектив The Foreshadowing. Для музыкантов, как я уже упоминал, это был первый визит в Россию. Стоит ли говорить, что ещё несколько лет назад об их приезде можно было только мечтать (мы, белорусы, будем пока что и дальше мечтать)? Как известно, The Foreshadowing – слегка специфическая группа для любителей ортодоксального дума, поэтому не каждый из них сможет её слушать. Суть музыки The Foreshadowing отражается в её названии: тревожная, тёмная, меланхоличная и необычайно эмоциональная. Лишь у этой команды присутствует непередаваемая, я бы даже сказал, уникальная атмосфера, которая достигается за счёт особенного звучания и неповторимого вокала. The Foreshadowing появились на сцене поочерёдно из лёгкой дымки, освещённой ярким светом, и выглядели подобающим образом – завораживающе. Что можно сказать об их выступлении… Это был настоящий транс… медитация… гипноз… кома… летаргический сон длиною в полтора часа… Путешествие в мир грусти и печали, где царит атмосфера забытья и одиночества… Оглянувшись по сторонам, казалось, что каждый был занят собственными мыслями. Какие-то будто бы элегантные композиции итальянцев, подкрепляемые благородным видом Марко, вызывали восторг и фриссон.  Воочию и, хх, «воушию» убедился, что вживую музыка The Foreshadowing звучит более сокрушительно, чем на студийных записях. Музыканты используют семиструнные гитары, медленный и плотный саунд которых вкупе с клавишами, различными эффектами на синтезаторе и одной из самых важных составляющих их успеха - глубоким мощным вокалом, создают просто убийственный эффект. Фронтмен группы Марко Беневенто искренне благодарил публику за достойную поддержку и тёплый приём, особо проявившийся в хоровом подпевании «The Wandering», и без того продирающей до мурашек. А на бис итальянцы, а точнее клавишник Франческо Состо, прекрасно выступающий в роли бэк-вокалиста, сыграл гимн Российской Федерации. Правда, не все сумели полностью проникнуться минорной, чувственной, эмоциональной и атмосферной музыкой гостей – некоторые не выдерживали и мирно ближе к концу выступления расходились кто куда, в итоге не дождавшись самого сладкого – главного хита «The Departure». Остаётся только догадываться, осознанно ли поклонники дума покидали зал клуба «Rock House», потому что им что-то не понравилось в выступлении итальянцев, или дело крылось в банальной усталости и желании добраться пораньше и без лишних задержек до дома. Тем же, кто остался до конца, явно повезло, уж мы-то с вами знаем. Все музыканты безукоризненно выполняли свою работу, и было достаточно одного взгляда на сцену, чтобы понять: перед нами гранды. В произведениях The Foreshadowing каждый слушатель открывает что-то своё, особенное, ведь их песни полны чарующего магнетизма и удивительной, неподдельной искренности. Марко правил балом с присущими ему шармом и величественностью, радовал кристально-чистым голосом, Франческо не уставал озарять поклонников своей улыбкой. К сожалению, не всё было идеально со звуком. Голос Марко был приглушён и иногда терялся в стене звука.  Короли итальянского готик/дума оставили глубокий след в сердцах поклонников. Сет от The Foreshadowing пролетел на одном дыхании. Хиты сыпались один за другим: «The Wandering», «Days of Nothing», «The Departure», «Hope. She's in the Water». Музыканты чувствовали себя как дома и какого-либо напряжения в их первом выступлении на российской сцене не чувствовалось. Те, кто не особо спешил домой после концерта, смогли дождаться своих кумиров в концертном зале, свободно взять у них автографы. Ну и, конечно, без фото-террора на память не обошлось.

 

Подводя итоги, можно сказать, что предъюбилейная часть фестиваля прошла довольно удачно и без особых эксцессов. Остаётся поблагодарить организаторов за этот праздник и пожелать им дотянуть до юбилея, и не только до десятилетнего, когда нас встретят новые группы и новые впечатления, проходящие под вывеской «Х»! 

Выражаем огромную благодарность команде Sepulture Union за предоставленные аккредитации! 

Фото: возможно позже и будут, но только в том случае, если автор найдёт, у кого их можно позаимствовать.
Автор: T-MAC McGrady