Похоже, весна наконец-то окончательно вступила в свои права. Всё вокруг радуется её приходу настолько, что временами даже кажется, будто и люди стали друг к другу чуточку добрее. Словно вместе с их телесными оболочками раздеваются и их души и, сбрасывая с себя всю шелуху и расправляя подобно бабочкам свои крылья, устремляются навстречу первому весеннему солнцу. На мой взгляд, такое положение вещей – прекрасный повод для того, чтобы добавить в свою жизнь немного тлена, безысходности и BDSM DSBM и других упаднических духом направлений в музыке. Собственно, именно этим и занимались все те, кто запланировано или по чистой случайности оказался 31-го марта в Брюгге.
Кстати, стоит отметить, что охотников окунуться в депрессивную пучину к началу выступления первой команды было немного. То ли из-за принципиальной позиции основной части наших металхедов не ходить на открывающие группы, то ли по еще какой причине, но желающих поддержать Absence of Life на их дебютном выступлении было немного. Быть может, всё дело в том, что это был дебют лишь отчасти, ведь костяк AoL уже успел примелькаться в рядах Dymna Lotva, и, по сути, их выступление стало чем-то напоминать игру «Найди отличия». Не знаю, как остальные, а я нашла только три: музыку для Absence of Life пишет Forladt и он же теперь на вокале наравне с Nokt. Ну, и, вдобавок ко всему, в рамках AoL ребята не особенно заморачиваются со сценическим образом. В остальном же, что касается самого звучания материала и его подачи, группа, на мой взгляд, не предоставила ничего нового и отличного от того, что делает Dymna Lotva. Та же атмосфера, те же стенания-страдания, которые мы уже успели посмотреть на концертах Лотвы, с той только разницей, что в случае с Absence of Life «страдают» (имхо, как-то даже слишком наигранно) два вокалиста. И символом депрессивно-обреченного состояния в этот раз служила не привычная петля висельника, а бутылка водки, к которой в течение всего сета по очереди прикладывались то Nokt, то Forladt. В остальном же, вопрос «А зачем был нужен этот сайд-проект?» так и остался открытым.
Выступавшая в этот вечер второй команда Raven Throne, хоть и не поддержала общий депрессивный настрой предыдущей группы, зато вернула в сердца всех слушателей лютый холод, лишний раз напомнив, что весна весной, но зима гораздо ближе, чем нам кажется. Без всяких лирических вступлений, ребята со старта накрыли публику мощной волной звука, словно ледяной водой из ведра окатили. Стоит отметить, что такое начало сета было весьма кстати, потому что взбодриться после выступления Absence of Life было не лишним. С прекрасным, объемным звуком, с чётко подобранным по настроению сет-листом Raven Throne – это именно тот случай, когда команду одинаково интересно и слушать в записи, и наблюдать вживую. Они покоряли своей харизматичностью и даже какой-то властностью настолько, что от их выступления не хотелось отвлекаться ни на секунду. В какой-то момент создавалось впечатление, что ты попал в какую-то дикую пляску, выбраться из которой можно только в том случае, если ты упадёшь замертво и кто-нибудь сердобольный оттащит твои бренные останки в сторонку, чтобы не мешали другим. Тебя словно кружило в каком-то смертельном хороводе, центром которого был абсолютно маньячный взгляд вокалиста. С едва заметной ухмылкой на лице, казалось, он просто ждёт того момента, когда последний танцующий наконец-то испустит дух, чтобы собрать все души вместе и увести их туда, куда путь укажет ворон.
Woe Unto Me, как и Raven Throne, не особо балуют своими концертами белорусскую публику, наверное, именно поэтому выступления этих двух команд – это всегда не меньшее событие, чем концерт какой-нибудь зарубежной команды, выступающей у нас впервые. Только в этот раз команда из Гродно ещё добавила к своему сету немного интриги, сменив в начале года вокалиста и начав сотрудничество с известным всем по проекту Nebulae Come Sweet Игорем Ковалёвым. Думаю, преобладающему большинству пришедших (и мне в том числе) было интересно узнать, к чему в итоге это приведёт и как теперь зазвучит Woe Unto Me. И теперь, после концерта, я с абсолютной уверенностью могу утверждать, что от этого союза команда только выиграла. Мне кажется, участие Игоря в проекте стало именно тем финальным мазком на картине Woe Unto Me, которого не хватало проекту, чтобы раскрыться перед своим слушателем во всю свою силу. То мягкие и печальные, то яростные и неистовые, Woe Unto Me в этот вечер напоминали бушующее море, волны музыки которого то размеренно накатывали на публику, лаская её и очаровывая, то обрушивая на неё десятибалльный шквал, бросая захлёбываться в эмоциях и впечатлениях. И в центре всего этого – Игорь. Мне кажется, его стоило оторвать от ударной установки и вручить стойку микрофона, чтобы раскрыть его харизму и экспрессивность в полной мере. Словно пребывая в глубоком трансе, он раскачивался в такт музыке, гипнотизируя и завораживая тем самым всех пришедших. Пропустив через себя каждую песню, каждое слово, он будто бы рассказывал о чём-то очень личном и сокровенном, и вокал его звучал от этого только пронзительнее. И всё это выглядело настолько естественно, настолько без фальши и наигранности, что ты с головой погружался в печальную сказку Woe Unto Me, постоянно повторяя одно только слово «Верю!». Поистине, очень сильное по подаче и атмосфере выступление, которое определенно стоило ждать почти полтора года.
О Forgotten Tomb, как и о других группах, которые, не смотря на свою долгую историю, остаются верными себе и своему пути, можно писать очень много, очень долго, но всё равно нет никакой гарантии, что ты скажешь всё, что стоило бы. Ведь, на самом деле, все слова – это пустое сотрясание воздуха. А Forgotten Tomb, чтобы понять и почувствовать их, надо слушать вживую. Именно в такой момент становится отчётливо понятно, что никакое время, никакие модные веяния не имеют ни малейшей силы над ними, что свою идею и свои мысли можно легко донести без всяких сценических образов, особого антуража и наигранных истерических припадков.
Чёткие, эффектные и лаконичные в своей ненависти и озлобленности – лучшего хедлайнера для этого вечера, чем Forgotten Tomb, наверное, и представить нельзя. Они покоряли с первого же аккорда, потому что глядя в целом на команду на сцене и в частности на Herr Morbid, ты очень четко осознавал, что всё это не игра на публику, не дань какой-то извращенной, падкой на страдания моде, а реальные чувства и эмоции, где яростный бласт-бит – это биение сердца при панической атаке, а гитарные риффы - словно остро отточенное лезвие ножа, которым команда нарезала души и сердца пришедших на тонкие ломтики. Группа будто проникала куда-то глубоко в твоё сознание и вытаскивала наружу все самые чёрные мысли; она была на одной волне с публикой и покорила её настолько, что впервые за весь вечер на танцполе образовался нешуточный слэм. В какой-то момент даже показалось, что нити той токсичной по своей сути музыки, которую несли в этот вечер со сцены Forgotten Tomb переплела между собой и самих участников команды, и пришедших на концерт слушателей, прочно соединив их и превратив их в один живой организм, пульсирующий ненавистью и яростной злобой, но такой наполненный жизнью, что от этого зрелища просто захватывало дух.
В заключение хочется сказать следующее: бесконечные дискуссии вокруг депрессивно-суицидальной тематики в музыке будут существовать столько же, сколько будет актуальна сама тема в принципе. А с учётом современных тенденций, актуальной она будет всегда. А это значит, что споры на тему того, чего же в этой музыке больше – призывов к действию, попыток просто выразить то, что накипело, или это всего лишь еще один способ донести, что мы в своих самых тёмных мыслях не одиноки – не закончатся никогда. Но одно можно утверждать с абсолютной уверенностью: после таких мощных ивентов, какой был в очередной раз организован «Лютым букингом», после той бури эмоций и мощной энергетики, которой так щедро делились все команды, сил в тебе и тяги к жизни столько, что, кажется, можно даже начинать делиться с другими.
Текст: Екатерина Лещук
Фото: Viktar Takunou