Песнь ярости и хаоса: концерт Watain в Минске

Песнь ярости и хаоса: концерт Watain в Минске



Анонс этого концерта произвел эффект разорвавшейся бомбы и сразу разделил публику на две части. Первые захлебывались от восторга и были готовы сразу отдавать свои кровные за билет. Вторые - разводили дебаты на тему “А пропустят ли?”, да такие активные, что впору было начинать принимать ставки. Многие не верили до последнего, и даже на кассе Re:Public с опаской интересовались, а будет ли концерт? Не запретили ли Watain по какой-нибудь очередной высосанной из пальца причине? Не запретили. И, не кривя душой, я могу смело написать, что это был самый жаркий ивент этой весны.

Несмотря на то, что выход команды был намечен на 20.30, публика уже с часов восьми начала скандировать “Watain” и требовать шведских гостей на сцену. Выступали они в этот вечер без разогрева, да и, признаться честно, Watain он был не нужен: публику отлично подогрел сам процесс ожидания концерта. А неясность того, будет он вообще или нет, отлично пощекотала нервы.

Само выступление началось с небольшим опозданием с традиционного ритуального зажжения на сцене всего, что могло и должно было в этот вечер гореть. И вот тут публику ждало самое главное разочарование. Кто следит за творчеством группы, знает, какие фаер-шоу происходят у них на сцене во время концертов: от количества огня она превращается в самое настоящее адское пекло. В Минске же в этот вечер Эрик своим ритуальным факелом скромно зажег лишь лампады и свечи. Проиграла ли от этого визуальная составляющая шоу? Безусловно! Но Эрик Даниэльссон и команда сполна компенсировали этот недостаток четкостью и слаженностью своего выступления.

Наблюдая за командой из зала, чувствовалось, что основной костяк Watain связывает многолетний совместный труд. Команда настолько сыграна, что воспринимается как один живой организм,в котором каждая его часть функционирует, как часы. Иногда общую картину слегка портил звук - то лид-гитара куда-то пропадала, то сам Эрик. Но, признаться честно, чем больше я погружалась в ту атмосферу, которую создавали Watain в Re:Public в этот вечер, тем меньше я замечала саму музыку. С ходом концерта она, почему-то, отходила на задний план и становилась чем-то второстепенным. В то время как на главный план выступала сама личность Эрика Даниэльссона.

Вообще, в этот день я увидела две сущности этого человека. Крайне дружелюбный и спокойный до ивента, во время выступления он будто в самом деле превращался в дикого волка, который, ощерившись, метался по сцене, вгрызался своими острыми клыками в души пришедших и терзал когтями их плоть. Необузданная харизма Эрика приковывала к себе все внимание и тисками держала его до самого конца. В какой-то момент я словила себя на мысли, что именно такие люди и становятся новыми мессиями и пророками, за которыми с радостными криками и воплями идет толпа. Он со сцены действительно пытается донести то, во что верит сам. Именно поэтому он подкупал еще и своей искренностью. А тот дьявольский огонь, который полыхал в его глазах, (странная игра света?) лишний раз подтверждает мои слова.

Каждое свое выступление Watain называют мессой. Но на фоне всеобщей тенденции “обзывать” блэкушные ивенты ритуалами, такие заявления не воспринимаются всерьез. Все эти свечи, лампады и порох, подбрасываемый в них; багряное освещение сцены, когда ты не можешь понять, то ли все полыхает в огне, то ли заливает кровью (а может все сразу); импровизированный алтарь и кубок с настоящей кровью, которая выливается на головы стоящих в первом ряду. Все это воспринимается лишь как элементы шоу, но лишь до тех пор, пока выступление не подходит к концу.

Отыграв The Serpent’s Chalice, которая в этот вечер была завершающей, вся команда ушла со сцены. Все, кроме Эрика, который остался для того, чтобы завершить свой ритуал. Когда он преклонил колени перед алтарем, и одна за одной начали гаснуть свечи на нем, вдруг наступило четкое понимание того, что это действительно была месса, и слова команды об истинной сути их выступлений - не пустой звук и не игра на публику. Каждый по-своему восхваляет то, во что верит, и Watain делают это своей музыкой и живыми выступлениями. От осознания этого факта и от интимности того действа, которое в этот момент происходило на сцене, по телу начали маршировать мурашки. С одной стороны, я чувствовала себя лишней, хотелось уйти и оставить Эрика наедине с его ритуалом. С другой - с каждой гаснущей свечкой все сильнее становилось чувство, что от тебя ускользает что-то очень важное, то, что находится за гранью обыденного восприятия и что ты начал понимать лишь в самом конце. Хотелось отмотать все на начало и пересмотреть концерт еще раз, но уже с новым пониманием. Искренне надеюсь, что такая возможность у белорусской публики еще будет. Хочется верить, что, собрав на свои трезубцы обильный урожай из сердец фанатов, они все-таки захотят вернуться к нам снова.

Огромнейшая благодарность Лютому букингу за очередной мощнейший ивент и за возможность увидеть все собственными глазами!

Текст: Екатерина Лещук

Фото: Александр Курлянчик