Попробовали стать настоящими вместе с Estas Tonne

Попробовали стать настоящими вместе с Estas Tonne


Путь этого музыканта начался с печальных событий. После теракта 11 сентября 2001 года, простой украинский парень уехал в Нью-Йорк, чтобы открыть новую страницу своей истории. И начиная с 2002 года он дал более 2000 концертов, объездив всю Западную Европу, Турцию, Индию, Израиль, а самое долгое его выступление длилось больше пяти часов. И наконец-то, он приехал к нам! В рамках тура «Bridging the worlds» всемирно известный Estas Tonne посетил Минск.
«Зачем вы пришли? Посмотреть на музыканта, послушать музыку. Мы приходим посмотреть на себя. Слушайте свои чувства. Добро пожаловать в путешествие под названием «Звук». Таким монологом, запалив палочку благовонии, прикреплённую к гитарному грифу, Estas начал свой перформанс. Его стиль игры невозможно охарактеризовать одним стилем: латинские мотивы, фламенко, электроника – всё незаметно сливается в едином звучании, делая выступление поистине уникальным. Музыкант не останавливается между песнями, музыка льётся единым потоком, пальцы обеих рук находится в постоянном движении, всё тело в напряжении… Но при всей палитре звуков и эмоций, маэстро остаётся сидящим на стуле, как на обычном академическом концерте в музыкальной школе, изредка прерываясь для обращения к публике.

«Необычная форма концерта? Обычно мы приходим послушать, похлопать, и уходим. Что я почувствовал сердцем? Выход из театра, выход из шоу. Всё по сценарию – мы не можем чувствовать правду. Это как стоять у обрыва и не решиться взлететь». Если первая часть программы была более-менее стройной, то вторая часть больше похожа на импровизацию. Скорость игры то падала, то увеличивалась, звучание становилось то мелодичным, то брутальным. Музыкант ломает все стереотипы, невозможно просто сидеть и наслаждаться музыкой, голова буквально находится в мозговом штурме, пытаясь предугадать следующий шаг, а Tonne снова и снова меняет мелодию. «Что значит быть настоящим человеком? Не таким как хочет окружение или кто-то конкретно. Не нарисованным, не прописанным, вечно меняющимся. Полным всего и ничего. Быть настоящим, снять маску, чувствовать. Это не значит, что мы должны быть хорошими или плохими, угодными. Быть настоящими. А что это такое? Каждый день дарит нам неизвестность. Мир – вот что настоящее. Мы играем роли и это прекрасно, но это только часть правды. Мы забываем, что такое чувствовать. Показывается картина с пальмой и бирюзовым морем, но всё это ненастоящее. Я знаю, что быть может это не совсем обычная форма концерта. Зал полный ожиданий, мы приходим увидеть что-то ожидаемое, но видим совершенно другое. Когда мы ходим по улице много лет, разве мы видим одно и то же? Каждый день уникален, каждая встреча уникальна. Но почему мы повторяемся?»

Играя так быстро и импульсивно невозможно не ошибиться. И данный концерт не исключение, и когда очередная импровизация загнала музыканта не туда, он даже произнёс красноречивое английское «Ass». Но если для него это была ошибка, то лично мне от такой игры вообще не хочется больше брать в руки гитару, понимая, что моя игра будет лишь жалкой пародий на настоящее совершенство. Монологи создают дополнительную пищу для размышлений. Ты не только пытаешься воспринимать музыку, но нет-нет, да и начинаешь себе задавать вопросы: «Кто я? Что я делаю? Зачем? Я это я, или образ, которое из меня строит университет, работа, друзья». «Согласие с самим собой, техничность. Можно сыграть персонажа. Мы так хотим найти в этом мире что-то новое – давайте начнём с себя. Вопрос в том, как я себя чувствую, кто этот я. Название тура «Столкновение миров» означает принятие разностей внутри себя. Хотелось бы видеть много настоящих людей, но нужно начать с себя. Жизнь неповторима и уникальна».

Тут Estas Tonne отложил свою гитару, перешёл к другому микрофону, и достал свою свирель. Он сразу предупредил, что не собирается выходить на бис, но сказал о важности Земли. Земля - живой организм, мы ходим по ней, но даже не говорим ей «Здрасте». А это уже было бы отличное начало. Начала звучать свирель, а мозг как всегда начал сравнивать: «Вот тут как у Hanz Zimmer в Последнем самурае, а тут индейские мотивы» Но чёрт, неужели мы не можем просто слушать?? Вечно мы всё усложняем, упуская настоящее. «Истину мы не можем увидеть, не можем услышать – она в сердце». И да, этот уличный философ прав на все 100%. Пора открыть своё сердце миру, если мы действительно хотим начать чувствовать, а не жить как по шаблону.

Закончив играть, Estas коснулся сцены, как бы благодаря, и ушёл. А зал ещё некоторое время сидел в темноте и тишине, как бы переживая эти 2 часа, что пролетели в одно мгновение.

Текст: Максим Ковалев
Фото: Владислав Пыхтин