Тьма в конце тоннеля, или Шизофреническое путешествие с Psychonaut 4 при поддержке Victim Path и Dymna Lotva

Тьма в конце тоннеля, или Шизофреническое путешествие с Psychonaut 4 при поддержке Victim Path и Dymna Lotva



Чуть задымленное, наэлектризованное томительным предвкушением пространство «Брюгге» заполнено ожидающей публикой. Ей обещано чарующее своей опасностью запретное путешествие в мир человеческих пороков, отчаяния, боли… и жгучего экстатического наслаждения, граничащего с саморазрушением, накаляющегося до предела, взрывающего все границы и рамки, чтобы в конце растерзать ноющие в сладком забвении внутренности на сотни шизофренических бабочек — такова награда каждому в конце путешествия.

 

Еще не успели затянуться раны, оставленные депрессивными грузинами во время прошлого концерта в Минске, как они снова вернулись, чтобы закружить нас в своем безумном, почти истерическом, танце с темнотой и отчаянием, вскрыть едва зажившие отметины и оставить новые, еще более глубокие, кровоточащие вереницей ослепительных вспышек-воспоминаний о вчерашнем дне.

И первой остановкой в этом действительно «бэд трипе» стали мрачные белорусы Victim Path, которых мне доселе вживую слышать не приходилось, но это, вероятно, мое упущение. Местами их выступление однообразно: нет всплеска экспрессии, околосуицидальной истерии, нет определенного кульминационного момента, заставляющего восхищенно замереть и слушать, слушать, слушать… Но есть уверенная, методичная подача материала, а приятный (в рамках жанра, естественно) грубый вокал перемежается на красивом контрасте с обильными мелодичными гитарами, поэтому слушать Victim Path, в общем-то, не утомительно. В итоге получился не совсем привычный блэк, а скорее эдакий депрессивный дэт, но без надлома, без подтекста, словно лишен глубины, словно чего-то ему не хватило.

Следом за ними на сцене вырастают герои страшных сказок — тех, которые не читают на ночь детям. Dymna Lotva восстают из сумрачного болота призрачными фигурами и, будто утопленники, вернувшиеся в этот мир, чтобы в приступе истошной лихорадки исполнить свой прощальный концерт на костях публики, устраивают на сцене фантасмагорический театр страданий Екатерины Манкевич, предлагающей нам различные оттенки безысходности. Потусторонние вопли Екатерины, гитаристы в балахонах смерти и преходящая, как заразный приз, петля как бы намекают, что если слишком долго слушать Dymna Lotva, то можно вскорости закончить жизнь где-нибудь в канаве среди ведьм и чертей. Разбавляет этот атмосферный траур только сомнительный дуэт эффектного Графа (в эффектной футболке известного баскетболиста) и не менее эффектной вокалистки в песне «Самотны чалавечы голас». Одним словом, у группы определенно есть своя жуткая некропсихическая сказка, которой они жаждут поделиться (а народу в «Брюгге» прошлым вечером точно хотелось ее послушать!), но она показалась неоправданно растянутой, будто вместо пары страшных/трагичных истории получаешь один нескончаемый крик скорби, исполненный в разных вариациях.

Но впечатления о предыдущих группах почтительно меркнут, когда на сцену выходят изящные и изувеченные хедлайнеры и разрывают почти ощутимое затянувшееся ожидание окончания нашего путешествия. Чтобы отправить нас еще дальше, за границы клуба, страны, мира, разума… И непонятно, хочется ли прятаться, бежать от накрывающего тяжелой волной удовольствия от припадочной, сумасшедшей самоотдачи музыкантов на сцене или хочется безотчетно растворяться в их композициях с головой, пропадать в депрессивных, повторяющихся, как в гнетущем трансе, мелодиях. От них, с приписанным громким жанром DSBM, почему-то не хочется умирать, а хочется жить (от концерта до концерта) ради новой порции будоражащего сознание болезненного наслаждения, хочется пить и танцевать. А танцы на сегодняшний вечер — сумасшедшие и завораживающие пляски смерти в исполнении Графа. И все на пределе: и надрывный рыдающий вокал, и трансово-пугающая музыка, и сердце, ухающее в пятки и взлетающее обратно с каждым треком, и жизнь, и смерть, и сладость декаданса, и стоимость надежды. Можно ловить восторг от всего, но особенно от созерцания мятущихся по сцене и отрывающихся грузин в каком-то своем облаке греха и тлена. И кому-то будет этого мало, чтобы назвать сегодняшний концерт Psychonaut 4 лучшим, но многие пребывали в почти вибрирующей экзальтации даже во время фонового речитатива, когда время обратилось вспять и психонавты-космонавты начали прямо с грязного пола “Брюгге” трансляцию своего путешествия по закоулкам человеческого сознания, ну или что это было…

Они обещали привезти из Тбилиси в Минск ненависть — и они это сделали, направленную скорее на себя, но все же. Феномен DSBM как жанра для меня заключается в том, что музыка, названная депрессивно-суицидальной и призванная, по сути, взращивать и культивировать ненависть к себе, не вызывает подобного желания у слушателей, а вовсе позволяет избавиться от накопленного негатива. (Очевидные для многих вещи, но я не перестаю поражаться.) Еще один феномен: даже при чрезвычайно примитивной лирике и музыкальной составляющей (откровенно говоря, это касается большей части сцены) DSBM обладает необъяснимой силой сродни магической, особенно когда исполняется вживую, потому что кажется красивым, пускай по-больному, опасно красивым, но именно обладающим привлекательностью для слуха. 

Ах, и еще. Что бы ни было сказано про якобы универсальный язык страданий, язык страданий постсоветского пространства все-таки особенный. У психонавтов в творчестве нет абстрактного ужаса, нет и конкретного зла — оттого они и самобытны, потому что в их бестиарии есть только великое Ничего — серость, бесцельность, бессмысленность, пустота жизни, скорбь по упущенному, тоска по грядущему, ужас от настоящего. И центр всей этой вселенной — ничтожная фигура терзающегося грешного человека, который не в силах изменить свою жизнь и обречен в муках провести отведенный ему срок. В конце его тоннеля — мрак. 

В общем, если от суицидально-танцевального перфоманса вы не получили полчище мурашек удовольствия и не глотали судорожно грязный горячий воздух во время концерта, чтобы не улететь вместе с порочными грузинскими путешественниками бороздить просторы психики, то вы скорее всего не прониклись магией вечера. Ну или с вами что-то не так.

Большое спасибо Лютому букингу за организацию концерта и предоставленные аккредитации!

Текст: Ольга Пилипчук

Фото: Александр Шелегов