Все-таки интересная штука наша жизнь. Никогда не можешь знать точно, куда именно приведет тебя тот путь, по которому ты делаешь свои первые шаги. Интересно, догадывались ли создатели ByMetal (в ту пору BelMetal), что то, что начиналось как форум по интересам, однажды станет одним из ведущих порталов Беларуси, который отметит свое десятилетие вместе с благодарными читателями? Отмечали, стоит сказать, шумно, с драйвом и реками пива – как и полагается порталу, посвященному тяжелой музыке.
Если рассматривать музыкальную часть праздника, то она представляла собой белорусскую метал-сцену в разрезе, по которому можно было изучать ее основные пласты – Melodic Death Metal, Black Metal (без него уже никак), обязательная фолк-составляющая, немного арт-рока и Nebulae Come Sweet. И хоть организаторы Травень фэста утверждали, что в лайн-апе вечера не было никаких главных и второстепенных групп, я бы условно разделила его на две части, в каждой из которых был свой разогрев, команда, которую любят чуть больше и, собственно, хедлайнер своего отделения.
Итак, Travień Fest, акт 1.
Первой в этот вечер на сцену поднялась команда Сымон-музыка. Группа позаимствовали свое название у одноименной поэмы Якуба Коласа, которую также взяла за основу всех своих песен. Именно они стали той обязательной фолк-составляющей, без которой белорусскую метал-сцену сейчас просто невозможно представить. Со старта выдав публике очень бодрый и позитивный саунд, Сымон-музыка постарались настроить пришедших именно на праздничную атмосферу с ее раздольем и разухабистым весельем – День Рождения как-никак. Признаться честно, до Травень фэста эту команду я ни разу не слышала, особых ожиданий на ее счет не строила и, по сути, была готова к любому результату. Из плюсов Сымона-музыки лично для себя я отметила, что для своего дебютного выступления на сцене группа выступала так, как будто для нее оно не первое, а как минимум пятидесятое – технично, сыграно, без косяков и эпичных фейлов и с любовью к тому, что делают. К минусам стоит отнести тот момент, что, несмотря на весь свой пыл и задор, музыка команды звучит достаточно однообразно, и лично мне не особо запомнилась.
После позитивного настроя, которым публику постарались зарядить ребята из Сымона-музыкi, напомнить ей же, что все тлен, а тщетность бытия еще никто не отменял, должна была Екатерина Манкевич и компания. Кстати, накануне феста организаторы объявили, что они исключительно за то, чтобы юное поколение приобщалась к белорусской метал-культуре и убрала любые возрастные ограничения для посетителей, чем не преминули воспользоваться некоторые родители-металхеды. И забавный факт: перед выходом Dymna Lotva дети из зала куда-то резко исчезли. Оно и не удивительно, ведь дальше действо на сцене было не совсем то что надо неокрепшей детской психике.
В этот раз Nokt предстала перед публикой в образе женщины в черном, скрыв себя под плотной черной вуалью и внеся тем самым и в выступления Dymna Lotva момент с обезличенностью музыкантов. Либо же ребятам просто надо было как-то обыграть тот факт, что на Дне Рождении ByMetal группа выступала без барабанщика, чье отсутствие также попытались скрыть густой вуалью, наброшенной на барабанную установку, и большим количеством дыма. Времени на настройку у ребят было немного, поэтому создавалось впечатление, что звук отстраивался прямо по ходу выступления: лишь к песне третьей он стал таким, каким его уже можно было воспринимать без придирок и критики. Как ни крути, а Dymna Lotva на белорусской метал-сцене – группа яркая и заметная. Об этом говорит и то, как часто их зовут на всякого рода фестивали, и то, что публики к началу их выступления в этот вечер заметно прибавилось. Особо преданные поклонники даже попытались устроить небольшой флэшмоб и зажгли стеклянные свечи-лампады. Безусловно, сделай так хотя бы половина пришедших, было бы весьма захватывающее зрелище, но идею поддержали от силы шесть человек, поэтому вряд ли ее можно отметить как состоявшуюся. Что касается самого выступления Dymna Lotva, то тут, как и всегда, все атмосферно, с отчаянным надрывом и театром одной актрисы. Лично мне импонирует то, как Nokt пытается вкладывать свои душевные переживания в исполнение, но каждый раз не покидает ощущение переигрывания. Определенно, команде, которая достаточно часто выступает и при этом делает сильный акцент на визуальной составляющей, стоило бы, наверное, в этом самом визуале что-то поменять (и это должен быть не наряд вокалистки), потому что с каждым новым выступлением Dymna Lotva ощущение дежавю все сильнее.
А безусловным хедлайнером первого акта Травень фэста стали ребята из Forodwaith, в очередной раз доказав, что не всегда нужен специальный антураж для того, чтобы публика под твою музыку начала творить на танцполе адский ад. И хоть трек “The One”, с которого команда начала свое выступление, мог «похвастаться» просто отвратнейшим звуком (читай грохотом), ребята вовремя сориентировались и исправили самый важный недочет. Стало хорошо, но, помня сольный концерт Forodwaith в октябре в том же самом Брюгге, с уверенностью могу сказать, что могло бы быть еще лучше. Публики после выступления Dymna Lotva в зале поубавилось, но это определенно было к лучшему: всему тому слэму, хороводам и серкл питам, которые публика устраивала под любимые треки Forodwaith, определенно надо было больше пространства. Даже некоторые члены команды MetalHeads, присутствовавшие в тот вечер в клубе, не смогли устоять перед искушением, и ушли в жесткий отрыв вместе со всеми. Да и как удержаться, когда со сцены на тебя льется бурлящий поток дикой энергии, который однозначно стал визитной карточкой Forodwaith. За то время, что организаторы отвели команде для выступления, ребята исполнили самые полюбившиеся всем треки, а также вышедший не так давно сингл “Happy Death Day”. И я в очередной раз для себя отметила, что вживую он звучит почему-то намного ярче и объемнее, приобретая сотни новых оттенков, чего я так и не смогла найти, слушая сингл в записи.
Travień Fest, акт 2.
Открывал вторую часть Травень феста Ян Женчак со своим проектом In Search For. Вот знаете, есть разные музыканты: есть те, для кого сцена – это всего лишь возвышение над публикой, есть те, кто смотрится на ней достаточно гармонично, а есть такие музыканты, которые выйдя на сцену, становятся с ней единым целым. Вот Ян Женчак относится именно к таким. Наблюдать за такими людьми, как правило, одно удовольствие, в какой-то момент даже становится не очень важно, что тот жанр музыки, который они исполняют, не совсем близок тебе. Представив в этот вечер публике яркую палитру из мотивов, где нашлось место и прогрессиву, и арт-року, и даже фольклорным и средневековым мотивам, Ян Женчак и In Search For наполнили этот вечер драйвом особого сорта, не забыв и о легких нотках лиричности. Отдельными аплодисментами хотелось наградить вокальные данные Яна. В какой-то момент словила себя на мысли, что с головой погрузилась не в музыку команды, а именно в его голос, который стал, наверное, самым мощным и многогранным инструментом в этом выступлении.
Когда организаторы фестиваля объявляли его лайн-ап, они заострили свое внимание, что все команды имеют равные условия для выступления. И, на мой взгляд, в тот момент в сторону оргов Лютага фэста полетел большой булыжник, ведь из-за того, что многие команды затягивали тогда свои выступления, очень сильно сдвинулся лайн-ап, а хедлайнеры в лице Percival Shuttenbach должны были выйти на сцену по расписанию. В результате группа Alfar в тот вечер отыграла от силы минут 20. К счастью, ByMetal не из тех, кто разбрасывается громкими фразами, слово у них действительно вяжется с делом, и Alfar на Дне Рождении портала без помех и жутких косяков со звуком честно отыграли положенные им 45 минут. Я не могу сказать, что эта команда чем-то особенно меня удивила. Группа играют хороший и приятный уху Melodic Death, но вряд ли они когда-нибудь изобретут свое колесо в жанре (хотя, кто знает?). Однако мне запала в душу резкая перемена в самих ребятах и в подаче их материала. Создавалось впечатление, что они наконец-то оказались в своей стихии, там, где они смогли раскрыться полностью и целиком отдать себя музыке и публике. Пришедшие, к слову, посыл уловили и опять ушли в отрыв со всеми вытекающими из этого последствиями.
Кстати, что бы ни говорил ByMetal о том, что очередность групп на фестивале была выставлена рандомайзером, увидев Nebulae Come Sweet в самом конце, думаю, что не одна я подумала о том, что не совсем все было рандомно. Безусловно, выступление именно этой команды ждали фактически все пришедшие в Брюгге в этот вечер. Во-первых, выступление NCS – это всегда яркое событие, во-вторых, на Травень фэсце группа должна была впервые представить публике свою акустическую программу. Зная то, как отдаются каждому своему концерту ребята, я заранее подозревала, что в этот раз все будет как минимум отлично, но я даже не думала, что это может быть еще и настолько прекрасно. Всегда яркая, насыщенная, с миллионами эмоциональных оттенков, в акустике музыка NCS приобрела еще и особую утонченность, мягкий шарм и особое очарование. Наполненное до краев искренними эмоциями и личными воспоминаниями музыкантов, это выступление стало ярчайшим примером того, когда музыка становится настоящей магией, которая околдовывает и увлекает за собой куда-то туда, откуда в обыденную реальность возвращаться совсем не хочется. Хочется просто поставить на репит и проживать раз за разом жизнь в этом коротком моменте.
От лица всего портала MetalHeads я хочу еще раз поздравить наших коллег из ByMetal с такой знаменательной датой и завершением первой серьезной вехи в их истории. Пусть их у вас будет еще очень много, и каждый раз отмечаться они будут также душевно, тепло и с такой же любовью к своему делу, как это было на Травень фэсце. Пусть ваш запал и желание двигать родную метал-сцену никогда не потухнет, а она, в свою очередь, пусть отвечает вам взаимностью и дарит много новых ярких проектов и интересных инфоповодов!
Текст: Екатерина Лещук
Фото: Александр Курлянчик