Весна уже в самом разгаре, и тут из самого сердца Сибири в Минск привезли холодный северный ветер и музыку древних народов заснеженных суровых краев. Впервые в Беларуси с их таинственным, леденящим душу и освобождающим сознание ритуалом выступили Nytt Land, напомнив, что зима всегда где-то поблизости. Почему тематика древне-скандинавского эпоса так популярна сейчас? Только ли благодаря выходу сериала "Викинги"? Во времена, когда человечество погрязло в хаосе политических, религиозных войн, и стало невозможным найти истину в бескрайнем болоте информационного пространства, возникает естественная необходимость обратиться к первозданному. Туда, где нет добра и зла, но есть охотник и добыча, есть победитель и проигравший, где достойная смерть и посмертная слава куда ценнее удовольствий и богатств при жизни. Там, где излишества и навязанные мнимые ценности не затуманили сознание, проще ответить на вопросы : кто мы и зачем мы здесь? Когда технологическим прогрессом создано общество потребителей, разорвавшее древнюю связь человека с природой, в попытках вернуть гармонию в нашу жизнь рано или поздно мы приходим к тому, с чего все начиналось.
Итак, подборка выступающих групп не могла не удивить своей странной сочетаемостью, поэтому, или потому, что понедельник, послушать первую группу Synaxaria собралось человек 15. Я тоже оказалась морально не готова к восприятию этого музыкального материала. Если после просмотра нескольких последних клипов все было вроде ясно, то вживую музыка Synaxaria оставила много вопросов: то ли лав-метал, то ли готик-рок с элементами эпик/фолк-металла? От первого у них есть собственный Вилле Валло, от второго - рыжая бестия со звонким высоким голосом, от третьего - один из вариантов многообразной мужской вокальной подачи и кавер на Vicious Crusade. Да, когда белорусский Вилле Вало загроулил, это было неожиданно, потому как после первой композиции никак не покидало ощущение метал-версии ансамбля Верасы. Ещё больше запутаться можно, если дома капнуть в начало творческого пути и наткнуться на вещь типа "Беларусь". Такое разнообразие может и неплохо, даже в рамках одного коллектива, но хочется чуть-чуть больше определенности и "фирменного" звука.
Вторая выступавшая группа Harmonix college уже не оставила никаких вопросов - ребята зарядили добротный (хоть ничем особо не выделяющийся) пост-рок. Такая музыка, похожая на полет над бескрайним океаном (белорусскими полями), на ныряние в пропасть, на звуковой водопад среди безмолвной тишины, легко погружает тебя с головой в своё особое настроение. Создавая ощущение чего-то практически воздушного и невесомого, музыка Harmonix college рисует перед глазами картину бескрайнего ночного неба, где мерцающий звук гитар словно мириады подмигивающих звёзд, чей свет долетает до нас спустя много тысяч лет. Яркие, многогранные, по-юношески откровенные, ребята, имея в своё распоряжении три гитары и ударные, с первых же минут выступления своим драйвом и звенящей искренностью поразила всех пришедших прямо в сердце, не оставив никого равнодушным.
После пронзительных Harmonix college зал замер в ожидании ритуала очищения души посредством музыки, которую словно достали из недр сознания. Я бы отклеила уже этот ярлык русской вардруны. Последние же тоже не первичны. Совпадение отрывков из Старшей Эдды в "Helvegen" Wardruna и "The Heritage" Nytt Land - самое большое сходство, которое я нашла. Немного больше общего с нашим Pragnavit, но без лютого эмбиента и прекрасной дуды, зато с не менее прекрасной тальхарпой, которая струнами вытягивает все негативное изнутри, освобождая место для общения с вечным. Можно сравнивать еще со множеством музыкальных коллективов, но лучше позволить ребятам унести вас в музыкальное путешествие во времени, ведь нет никакого сомнения, что эта музыка создана с большой любовью (разве можно запеть на древне-скандиновском без искренней любви к этой культуре?). Воинственный, пронизывающий вокал Натальи, определенно, выделяется среди других музыкальных коллективов подобного жанра. Под ритмичные звуки шаманского бубна так и представляешь ритуальный танец, да и ноги с трудом уже стоят на месте под конец.
От сцены оторвать глаза невозможно, но в то же время, они, кажется, здесь тебе не нужны. Все, что нужно – это раствориться в музыке и постараться услышать себя. Эта музыка, создаваемая всего тремя людьми (ну ладно, и сэмплами), обладает такой мощной животной энергией, и, пробуждая что-то глубоко запрятанное в подсознании, при этом совершенно лишена агрессии. Словив волну, ты рождаешься заново, чувствуешь вновь обретенную силу, присланную тебе будто из космоса, но тебя наполняют скорее светлые эмоции и побуждения. Есть только одно но: маленький зал Brugge и небольшое количество людей - это, конечно, хорошо, но, на мой взгляд такой музыкальный ритуал лучше проводить в рамках фестиваля под открытым небом, когда ко всему звуковому великолепию ещё можно прибавить мистики с помощью антуража белорусской природы, огня, запаха леса, ощущения единения большой толпы людей. Поэтому я очень надеюсь видеть ребят вскоре на сцене какого-нибудь белорусского фолк-фестиаля.
За еще один мастерски организованный концерт и предоставленные аккредитации огромное спасибо Лютому букингу!
Фото: Viktar Takunou
Текст: Мария Кондрацкая