Феномен популярности музыки «Агата Кристи» - наверно, тема как минимум дипломной работы. Не буду отрицать, сама в далекой юности какое-то время вникала в их творчество. Но постепенно променяв Булгакова и Джека Лондона на Стивена Кинга и Ирвина Уолша, превращаясь из изъясняющейся тургеневским языком девицы в заслуженную сквернословку, потеряла интерес к (вероятно) философско-лирическим «Сказочной Тайге», «Опиуму», «Черной Луне» и остальным творениям. Единственной ассоциацией с группой в итоге остался только «Дворник» (и то лишь по причине непередаваемого сочувствия метле). Но в противовес мне нехилое количество знакомых людей, поставивших себе в приоритет уже более суровую музыку, продолжают чтить, любить, вспоминать данный коллектив. Что не может не порождать периодически в моей голове вопрос: «Почему?». «Странное Рождество» в ТНТ стало отличной возможностью хоть немного прояснить для себя ситуацию. Одноразовый (или нет?) ВИА, собравшийся из металевых музыкантов разных банд, решили замутить трибьют-вечерок «Агаты». С главным виновником сего безобразия Константином всё было понятно уже давно.
Константин "Gozard" Красовский (гитара): Как пришла идея организовать трибьют-вечер? «Мы выпили до дна, прощальное вино. Ведь мы вполне довольны всем. Собрали и сожгли, приснившиеся сны и нам не жалко их совсем». А цель концерта – «шагнем в огонь, напьемся слез и повернем земную ось».
Но вот другие «экспериментаторы» были для меня загадкой, которую было решено разгадать.
Александр "Fallen" Кныш (вокал): Шел я давече по променаду. И вдруг, откуда ни возьмись, сатанисты с батогами. Ну и завертелось в общем: гуталин, опиум и все дела.
Видимо, «Опиум» настолько накрыл Александра и не отпускал, что именно с данной песни началось выступление. И сотни (преимущественно) женских изящных рук взметнулось к дощатому потолку клуба. Клуб трещал: в небольшом концертном зальчике, в баре, даже в «ВИП отделении», на террасе – всюду люди, всюду движение. Частые посетители отмечали нестандартность ситуации – ТНТ редко пустует, но такого потока людей, он, кажется, не знал никогда. Что повлияло? Та самая популярность детища братьев Самойловых (а зрители были до безумия контрастны: от представителей black сцены до пригламуренных девиц, припудренных хипстеризацией)? Католическое рождество (и по фиг, что не католик – главное, праздник, главное – повод)? Или тупо свободный вход? Неизвестно. Но торчавшие под дверями клуба, не попавшие внутрь бедолаги вызывали двоякое чувство: недоумение от количества людей и легкое злорадство.
Сергей "Grover" Никонов (гитара): С «Агатой Кристи» меня абсолютно ничего не связывает, это группа у меня в детстве (юности) пролетела как фанера над Парижем, я только 2-3 песни их знал. «Агату» я открыл для себя 2 месяца назад, как только поступило предложение влезть в эту авантюру, а о том что Глеб и Вадик - родные братья, я узнал месяц назад. Костя Gozard сказал что если я не соглашусь влезть в эту авантюру он выпилит меня из друзей ВКонтакте, а если б это произошло, я б не пережил той ночи. Выбора не было.
Наверно, именно из-за отсутствия выбора Сергей так рьяно пытался заводить публику. Не экономя на мимике и жестикуляции. Или все же он лукавил и успел проникнуться музыкой Самойловых, если судить по энергетике подачи. Стоит отметить, что именно правый фланг сцены (гитара и бас) с достоинством отвечал за ту самую энергетику, подергиваясь, попрыгивая и совершая иные па. Левая часть подмостков (являя собой представителей коллектива Nightside Glance) отчего-то выбрала политику стойких персонажей, нордически не выражая ни грамма эмоций и экономя на малейших передвижениях по сцене. И если у клавишника был для этого аргумент, то, что держало гитариста? Навряд ли скромность.
Максим "Skald" Слесарев (клавишные): С «Агатой» меня связывает большая и чистая вечная любовь. Когда я получил предложение сыграть в сегодняшнем трибьюте, без батогов, конечно, не обошлось, но я не особо сопротивлялся. Если серьезно, группа сильно повлияла на меня в свое время (лет 20 назад). Можно сказать это был такой первый шажок в сторону мрака.
Музыканты попали в цель с выбором сет-листа. Одна за одной «Хали-Гали», «Истерика», «Эпилог», «Ковер-Вертолет» узнавались в момент и приветствовались почти визжащей публикой с радостью. Fallen старательно и душевно выводил чистым голосом песню за песней. Вроде бы не уставая, вроде бы не забывая говорить что-то в микрофон между песнями, не теряя внимания зрителей. Но вроде бы что-то не то. Была музыка, технически хорошо снятая с оригиналов, чуть приправленная тяжелым звучанием. Но этого «чуть» не хватало. Удивиться бы персональной подаче от собравшихся музыкантов, с их собственным виденьем и почерком. Ан нет. Всё слишком узнаваемо. Речи не идет сыграть те же «Два корабля» на ложках (хотя, думаю, это было бы эпично), но вот этого особенного «своего» не нашлось.
Вадим "Forneus" Кондратюк (барабаны): Ну а почему я не могу согласиться на такой концерт.?? Или ты думаешь я такой заядлый металлист-головорез? С «Агатой» меня действительно ничего (до сего времени )не связывало. Никогда их не любил и не слушал. Костя позвал поиграть в этом проекте. Я прежде всего музыкант. Любому музыканту полезно поиграть разную музыку для своего развития. своего рода челендж попробовать себя в разных амплуа. Да и с разными музыкантами тоже полезно играть и набираться опыта, расширять кругозор. Всех ребят из проекта я знал. Почти всех. С Костей вообще когда-то начинали. Да и с Сашей Гороном. Поэтому было очень приятно поиграть вместе. Что касается «Агаты», то открыл для себя эту группу, вник в их философию "сказочной" депрессии.
И та самая депрессивная сказочность была. Конечно же, в той самой «Тайге», прозвучавшей во втором отделении (во втором отделении, Карл!). После его объявления в клуб стали запускать очередную волну жаждущих услышать, увидеть, выпить. Люди мигрировали в зал, где надрывался «Моряк», «Триллер» и «Черная Луна». Рассредоточивались по столикам бара, не сбивая снующих ловких официантов. В то время подходило время «Рождества». Только сейчас распустив волосы (признак более присущий началу большинства концертов, заявляющий о готовности музыканта выложиться по полной), вокалист наконец-то весь ушел в текст, музыку, настроение. Неподалеку от меня женский голос с прозрачным намеком заявил о том, что плохо обладать хорошим слухом, ибо слышишь все-все косяки. Сделала вывод: у меня очень … очень плохой слух. Который был покорежен звуком разбитого стекла, будто символически раздавшимся в последний аккорд финальной «Никогда», похоронив надежду услышать «Дворника».
Александр "Alex" Горон (бас): Меня ничего не связывало с «Агатой Кристи», решил попробовать себя. Опыт играть рок у меня есть в группе Garadzkija с Питом Павловым. Как оказалось, играть якобы простую для уха музыку хорошо - не так просто. Да и соскучился по публике.
А в это время в клуб уже валила очередная волна людей. Из новоприбывших незнакомый мне пассажир с хитрым прищуром рассказывал о том, как угарно прошел Old school / New year в Рок-Кафе на Октябрьской. «Вот же черт…», - подумалось мне. «А ну и ладно», - тут же откликнулось в ответ.
Фото: Inga Max
Текст: Nat Nazgul