Группа: God Is An Astronaut
Альбом: Epitaph
Страна: Ирландия
Год: 2018
Жанр: Post-Rock, Ambient
Лейбл: Napalm Records
Пару лет назад, в одном из своих интервью God Is An Astronaut, рассказывая о только вышедшем тогда «Helios | Erebus», пояснили, что потихоньку готовят новый материал. Читая это интервью, я обратил внимание на высказывание о том, что музыка «астронавтов» становится всё более мрачной. После прослушивания вышедшего в этом году релиза «Epitaph» становится понятно, что несколько лет назад слова о мрачности были сказаны не просто так. Сей факт сразу же подтверждает хотя бы обложка, которую, в отличие от предыдущих релизов, на этот раз рисовал не Нильс Кинселла. Музыканты привлекли (если вы относитесь к обложкам альбомов как к чему-то большему, чем просто визуальному оформления диска, то, приглядевшись к буклету «Epitaph», сами угадаете автора) Фурси Тессье, фронтмена Les Discrets, прекрасного художника и скульптора. Наверняка у кого-нибудь из вас были мысли о хоть каком-то объединении этих музыкантов, но мало кто мог подумать, что ребята вообще знакомы и даже сотрудничают. Рассмотрев обложку, пора догадаться, как будет звучать «Epitaph».
Одноимённая песенка «Epitaph», в общем и целом, показывает, что собой представляет весь альбом. Это совсем не воздушные, космические и мечтательные God Is An Astronaut, какими мы знали их раньше. Первые минуты композиции хорошо бы подошли в качестве саундтрека для видеоигр наподобие «Silent Hill» и «Cold Fear». Затем мы начинаем вкушать и зябкий пост-метал, и электронные призрачные биты, и эмбиентные вставки. Совершенно неожиданно музыка переходит вообще в какой-то тягучий и прямолинейный дроун, отчего случается когнитивный диссонанс и секундное непонимание, God Is An Astronaut ли вообще играет? Композиция с первых же звуков обливает жгучим морозом и тленностью. Только лишь фирменные гитарные пост-роковые мелодии музыкантов приводят нас в чувство и напоминают, что мы в космосе. «Mortal Coil» является продолжением первой песни, и тут замечаешь, насколько последовательно связаны треки в этом рассказе.
Не ждите здесь услышать чего-то воздушного и романтичного. Во всём альбоме привычных нам God Is An Astronaut, но всё равно в самом тяжёлом своём проявлении, больше всего напоминают только «Winter Dusk/Awakening» и «Seance Room». И только после «Seance Room» музыкальное полотно становится чуть более мелодичным, приобретая ещё большую меланхоличность.
Komorebi в японском языке означает «солнечный свет, проходящий через деревья; игра света и листьев». Об этом и клип God Is An Astronaut, в котором изображены мрачные и холодные деревья, а их очертания и наполнение представлено несколькими сменяющими друг друга цветами. И это отсутствие какого-либо сюжета, персонажей, иных фигур, кроме как деревьев, делает композицию при просмотре клипа ещё более глубокой, ещё более печальной. «Komorebi» вобрала в себя именно те чувства, которое значит японское слово. Она кажется одной из самых лёгких по звучанию на альбоме, но по подаче и по своему проходящему от первой до последней секунды безнадёжному настроению она очень тяжела.
«Medea», как можно понять из названия, является отсылкой «астронавтов» к мифам Древней Греции. Мифологические сюжеты полюбились им ещё со времён «Helios | Erebus». Трагичный путь Медеи подходит под концепцию альбома музыкантов и, возможно, вдохновил их к написанию этой композиции. Она является плавным переходом к заключительному и тоже основанному на мифах произведению под названием «Oisín».
Как значилось в сообщении в релизе, «Oisín» посвящена трагически ушедшему из жизни двоюродному брату основателей группы братьев Кинселла и демонстрирует всю боль и печаль от этой утраты. Возникает вопрос, почему было выбрано именно это название для настолько личной песни? Ойсин в мифах Ирландии был бардом, поэтом и героем, в честь которого народ писал песни. Согласно преданиям, он жил очень и очень долго, намного больше, чем любой другой смертный. Обитал Ойсин в «долине вечной юности», из которой в один момент собрался вернуться домой, но понял, что пробыл в Елисейских полях языческой Ирландии уже три сотни лет, однако всё также молод и юн. Когда он покинул долину, ему было велено до прибытия домой не слезать с белоснежного коня, данного ему в качестве дара. Но Ойсин ослушался: в пути он слез с коня и превратился из юноши в самом расцвете сил в немощного старика, так и не дошедшего до дома. Продолжив бродить по свету, Ойсин встретил святого Патрика, который увидел в старце, не смотря на печаль и тоску в глазах, несломленный дух. По указанию святого Патрика его писцы стали записывать все рассказы старика. Когда долгие рассказы барда закончились, Смерть забрала его. Это один из многочисленных мифов об Ойсине, и на какой из них опирались «астронавты», мы не знаем, но всё равно улавливаем посыл о смертности и бессмертии.
Очевидно, что вся «Эпитафия» была написана под бременем трагедии братьев Кинселла, поэтому этот релиз является настолько личным, насколько это можно вообще представить. Мечтательность, космичность — здесь этого минимум. Только уже упоминавшиеся «Winter Dusk/Awakening» и «Seance Room» напоминают нам о «прежних», более беззаботных God Is An Astronaut. По итогу: пропитанное мрачностью настроение альбома, трагедия, ставшая невольным источником вдохновения для него, а также случившийся уже после выпуска релиза уход самого позитивного и харизматичного участника коллектива Джейми Дина, умевшего делать живые выступления GIAA красочнее, оставляют на душе после прослушивания работы ощущение тревоги и опустошённости. Но это не упрёки, ибо «Epitaph» — шедевр. Это очень тонкая, проникновенная работа, щедро приправленная атмосферой печали и скорби. И знаете, кто приложил руку к шедевральности этого альбома? Семилетний братик Кинселла. Как бы это ни было грустно, его смертью пропитана каждая нота посвящённой ему «Эпитафии».
Итоговая оценка — 10/10
Автор: T-MAC