{jcomments on}{jcomments off}В Минске 25-го июня прошел большой прогрессивный концерт, величаво названный организаторами Metropolis Fest, главным действующим лицом которого была американская группа Dream Theater, отмечающая в этом году 30-летний юбилей своей активной музыкальной деятельности. Началось все действо в 18.30, когда, на 15 минут раньше заявленного срока, на сцене появились представители группы Ivory. Это было обусловлено тем, что группа собралась сыграть вместо заявленных 15 минут целых 30. Закончилось это предсказуемым отключением звука на финальном треке. Иисус ли это был или чья-то гневная рука – так и останется загадкой. Ничем особенным группа не запомнилась, да и зрителей на ней почти не было – не их это был вечер, в общем. Эстафетную палочку у Ivory приняли москвичи Mechanical Man, сыгравшие сочные риффы из Enter Sandman и Smoke on the Water. В целом, группа бы более достойно смотрелась на разогреве у Diablo Swing Orchestra, чем у королей прогрессивного металла.
Что очень понравилось, так это четкое следование расписанию, которое отводило на подготовку к следующему выступлению определенное количество времени, поэтому, что крайне непривычно было видеть, временные рамки строго соответствовали тому, что было обозначено организаторами в самом начале. В связи с этим, ровно в 20,00 не прозвенел звонок и в эфир вышла программа Время, а началось выступление норвежских гостей из Leprous, которые своими душевными порывами страсти затронули не одно девичье сердце. Смотрелись ребята эффектно, но крайне скучно, даже не смотря на весь всплеск эмоций, сопровождавших выступление. Отыграв достойный 45-минутный сет, прямо как футбольный тайм, команда ушла в подтрибунное помещение. Отличие от спорта номер один было в том, что уже после перерыва вышла другая команда и это были американские монстры всея прогрессива – Dream Theater.
Уже на третьей песне, которая, к слову, называлась Caught In A Web, стал понятен замысел хитроумного Петруччи, предложившего к 30-летию своего дружного коллектива сыграть ровно по одной песне с каждого из 13-номерных альбомов в строжайшем порядке их иерархии. После Awake должен был последовать A Change of Seasons и одноименный трек стал знаменосцем изящного творения американских волшебников. Практически без передышки, будто отточенные машины, американцы штамповали хиты один за одним: Burning My Soul, The Spirit Carries On, As I Am, Panic Attack – все шло на одном дыхании. Можно сколько угодно говорить, что Майк Манджини – крайне посредственная замена тезке Портному, и его выбирали исключительно по видеороликам на Youtube, но в самоотверженности и мастерстве, которое, как известно, не пропьешь, самому быстрому ударнику планеты вряд ли откажешь. Не увидели зрители фирменных соло от Джордана Рудесса, которые он выдает на крупных концертах в каждом туре. Джон Петруччи, как и всегда, был неотразим – филигранный взгляд, леденящее спокойствие и тонкое мастерство – все эти качества присущи одному из лучших мировых гитаристов последних десятилетий, наконец добравшемуся до белорусского царства. Особняком на сцене, собственно, как и всегда, смотрелся Джон Маянг. Американский японец или японский американец – кому как больше нравится, занимался своим делом и выглядел очень отстраненным от происходящего действа. Фронтмен коллектива Джеймс ЛаБри – единственный поющий и говорящий с публикой дримтеатровец, к тому же, выпускающий вполне удачные сольные альбомы (Impermanent Resonance – живой пример) и мечтающий съездить с ними в тур. Однако плотный график основной группы не дает этого сделать. Джеймс был на высоте и, если бы сверху стояла Джомолунгма, то он непременно находился на ступеньку выше.
После Constant Motion, знаменующей 10-тый студийник Systematic Chaos, зал слышит нежный медляк Wither c Black Clouds And Silver Linings. Публика начинает гадать – что же будет сыграно с A Dramatic Turn of Events и одноименного названию коллектива альбома 2013-года. Неужели On the Backs of Angels и the Enemy Inside? А может Beneath the Surface и Illumination Theory, которая станет достойным и жирным окончанием вечера? Джеймс (Кевин) берет паузу, во время которой рассказывает, что Dream Theater отнюдь не валяют дурака, а плодотворно трудятся над новым альбомом, выход которого намечен на январь следующего года. А пока - зал взрывается от криков при первых аккордах Bridges in The Sky. Завершает вечер трогательная Behind The Veil. Затем «обнимашки», поклон, швыряние медиаторов, прощание и, конечно же, слезы…А как иначе??? Ведь группа не выходит на бис. К сожалению, фестивальный формат не позволяет этого сделать. Увидим ли мы еще Dream Theater с полной концертной программой, покажет время, а пока остается наслаждаться приятными сновидениями, оставленными мастерами из заезжего театра.Фото: Inga Max

Утро началось не с кофе, а с поездки на пресс-бусе в Дудутки, куда нас благополучно доставили к 12 часам и отвели на научно-практическую конференцию. Пробыли мы там около полутора часов, при этом услышали от выступающих Алексея Глушко и Тодора Кашкуревича массу интересной информации о том, что на самом деле из себя представляет язычество как система обрядов, которая поддерживается в течение всего года, в чём его отличие от христианства, чем примечательно Купалье, почему большинство нынешних родноверов сложно причислять к настоящим язычникам, что считалось допустимым и недопустимым, важным и необязательным в белорусской общине, а также как ассимилировались на нашей земле христианство и народные верования. Присутствующие задавали вопросы о традиционном обряде сродни крещению, и о том, почему именно рок/метал-исполнители удачно сплавляют воедино народные песни со своим направлением, и при этом нет ни фольк-рэперов нигде, ни фольк-джазменов. Люди бродили по всему комплексу: кто-то дегустировал збитень и медовуху, кто-то залип в самогон-баре, кто-то поедал колбаски с гарниром и плов, а кто-то культурно откушал в кафешке. Парочки чаще всего шли навстречу страусам, павлинам и лошадям, а те, кто хотел почувствовать себя средневековым рыцарем, шли фоткаться в доспехах или стрелять из лука и мощного арбалета.
Тем временем на сцене вовсю отжигали приглашённые коллективы. Я попал как раз к старту группы Fabiant. Сразу обратил внимание, что народа у сцены тусовалось весьма немного (к слову, так продолжалось примерно до часов 5 вечера, когда потихоньку народ стал стекаться из разных мест комплекса наконец поколбаситься под выступающие группы). К слову, хочу заметить, что расписание выступления коллективов прилично сдвинулось: кто-то не добрался до феста («Тринадцатый бубен»), кто-то не смог приехать вовремя по различным причинам, из-за чего доводилось менять местами команды. По итогу, вышел сдвиг на час вперёд, из-за чего время выступления одних из хэдлайнеров – Gods Tower – было «съедено», и ребятам пришлось выступать после Vader. Впрочем, народ отрывался капитально. Подбадривал людей после каждой выступавшей банды и ведущий Александр Помидоров, то напевавший с залом народные песенки, то отсыпая шутки.
Все коллективы отжигали на 200%, но особо примечательны в первый день были команды Sontsevorot, FRAM, Folcore, OMUT, Рокаш и, конечно же, Стары Ольса. Хоть Sontsevorot довелось играть при ещё небольшом скоплении народа, но толпу до слэма они успешно раскочегарили. А на бэк-вокале у них была замечена вокалистка By Cry (которые выступали во второй день фестиваля). FRAM задержали на границе, но ребята всё же добрались и отвалили толковый сет с вкраплениями обработок известных музыкальных фрагментов (например, из Star Wars). Неизменно привлекали внимание и «эльфийские ушки» вокалистки. Folcore, как и обычно, обеспечили слэмовое безумие собравшейся толпы, отыграв с фирменным звучанием и качеством, ну а когда выступали OMUT, стало понятно, что они семимильными шагами завоёвывают всенародное признание – под них отрывались, устраивая чуть ли не мош, им подпевали, причём каждую песню. Под коллектив Стары Ольса невозможно не танцевать, что показали все, кто собрался на поле перед сценой. Хороводы, народные пляски – чего только там не было. Даже самые «статичные» не могли удержаться от пританцовывания на месте. 
В шесть вечера двери клуба гостеприимно распахнулись, но очередь росла как-то неспешно. Зато все всколыхнулись, когда ближе к 19.00 ко входу подъехал чёрный микроавтобус, из которого выбрался, лучезарно улыбаясь, сам Ханси Кюрш. Он тепло поприветствовал белорусскую публику и направился в гримёрку. Московские «разогревальщики» из Amalgama отчего-то стартовали куда раньше заявленных семи вечера. В результате уже в 19.20 в зале вновь играла лишь фоновая музычка. С учётом того, что расшевелить народ группа за весь сет так и не смогла, а про звук и вовсе не хотелось сказать ничего кроме непечатных выражений, то это скорее всего к лучшему, потому что основная масса фэнов BG подтянулась ближе к половине восьмого. Тем временем за пределами зала продавался различный мерч Blind Guardian. Правда, ассортимент не сильно радовал – два вида маек, да браслеты с магнитами, в то время как многие надеялись на official CD/DVD, а то и плакаты с автографами. К старту выступления «блайндов» зал был прилично заполнен (первый этаж и вовсе – будто селёдки в бочке), а очередь за пивом всё никак не хотела заканчиваться. Вентиляция не справлялась с обилием людей, и очень быстро стало душно. Но всем было плевать, поскольку со сцены гремели нетленные хиты разных лет. А началось действо с бодрых и заводных «The Ninth Wave» и «Banish from Sanctuary». Зал, правда, раскачался полноценно только к третьей песне («Nightfall»). Кюрш между композициями с удовольствием общался с нашей публикой, частенько «сыпал» русскими словечками, рассказывал про то, какие мы классные, сожалел, что приехал в нашу чудесную Беларусь только спустя 30 лет. Фэны же отвечали Ханси и группе в целом многоголосым рёвом, одобрительным гулом и подпеваниями в течение всего сета. Правда, несмотря на официальный запрет стейдж-дайвинга в Re:Public, нашлись те, кто решил всё же нарушить запрет. Но больше всего стыдно было за кого-то из фэнов, кто ухватил Кюрша за ногу и «уронил» кумира. Некрасиво!
Звук неприятно удивил. Обычно, когда приезжает группа такого уровня, ожидаешь и звучание «на уровне». Но дело то ли в акустике клуба, то ли в аппаратуре, даже возле пульта практически не было слышно клавишных, баса и отчасти вокалиста (кроме верхних нот), а вот гитары, барабаны и бэк-вокалы шли плотненько и отчётливо. К сет-листу немцы подошли толково. Конечно, неизвестно зачем выкинули «Lord of the Rings», зато отыграли на два трека больше, чем в Москве. Одним из сюрпризов стала известная всем поклонникам песня «Bright Eyes», и именно с неё началось то самое «родство душ», которое и делает мероприятие максимально запоминающимся и крутым. И пропало ощущение того, что концерт этот лишь «проходной», «для галочки». Как и в московском сете, для Минска было заготовлено два биса. Но, засчёт того, что народ под аккомпанемент барабанщика долго пел по указке Ханси то строки из песни (как в случае с «Valhalla», которая венчала собой первый бис), то просто мелодии, ощущения «бисовости» в повторных выходах не было. Группа просто уходила на минутку, и потом зал взрывал очередной хит. Знаменитая «The Bard's Song — In the Forest», которую пели все хором, прозвучала при последнем выходе группы. Ну а завершение концерта и вовсе было неожиданным, как гром с ясного неба: Blind Guardian эксклюзивно для Минска (ну и в честь завершения европейского тура) исполнили кавер на «Barbara Ann», который изначально даже не был заявлен в сет-листе. И этот внезапный порыв был настолько драйвовым, что перекрыл весь негатив по поводу отсутствия «Lord of the Rings». Отыграв, музыканты вышли на поклон, раскидали фэнам заготовленные сувениры и, сделав прощальное «сэлфи» с залом, покинули сцену. После концерта «блайнды» не ускакали быстренько в отель, а остались раздать автографы и сфотографироваться/поболтать с желающими, за что им снова же респект.
К слову, на мероприятии были замечены: Виктор Смольский, с которым тоже успели многие перефоткаться, вокалистка и волынщик украинской группы F.R.A.M, которые стали заводилами для желающих попеть хиты Blind Guardian после окончания их выступления. Подытоживая, можно сказать, что изначально концерт воспринимался как «проходной», вроде «увидел кумиров – можно и помирать». Но с песни «Bright Eyes» и до конца всё было совершенно иначе – публику колбасило и плющило от клокочущих в груди чувств и эмоций. Печально и обидно лишь, что звук не соответствовал мастерству, подаче и харизме легендарных немецких пауэрщиков. Порадовала открытость немцев и наша мощная отдача, которые в немалой степени обеспечили вечеру лёгкий флёр фэнтезийности. Тем самым, благодаря Blind Guardian, тёплый летний вечер 11 июня, несомненно, удался. Что ж, ждём снова к нам!